Секрет завязывания шнурков прост: достаточно обвязать петлю не с правой, а с левой руки. Обычно праворукие люди, завязывая узелок, обвязывают петельку так, что она устанавливается параллельно ботинку – это называют слабым узлом. Если же пойти против своего праворукого естества и обвязать петельку в обратную сторону, она станет поперек ботинка – эта форма узла называется сильной.
Как сделать «сильными» онлайн-мероприятия – рассказал бизнес-тренер, директор по развитию ManGO! Games Олег Косчинский на недавней конференции «Управление персоналом» в Центре инновационного обучения и развития. Возможно, его советы помогут вам учесть важные недостающие детали, с которыми результат онлайн-мероприятий будет совершенно другим.
Опыт команды ManGO! Games в онлайне довольно солидный: в онлайне мы проводим бизнес-игры, онлайн-тренинги, стратегические сессии, коучинг-сессии, различные командные сессии, переговорные чемпионаты и марафоны (смотрите портфолио).
Мы в онлайне давно, но особенно выросло количество наших онлайн-мероприятий в прошлом году (в 2019 году у нас было 12% оборота от онлайн, в 2020-м – 65%).
Почему некоторые компании терпят неудачи в онлайн-обучении? Иногда не все учитывается, а желаемое принимается за действительное.
Многие компании в 2020-м только начали активности в онлайне. Они проводили онлайн-тренинги, учитывали геймификацию, внедряли игры и соревнования. Но некоторые из них не учли при этом мобильные версии.
Большинство пользователей уже давно привыкли получать контент через мобильный телефон. Однако некоторые компании почему-то решили, что сотрудники должны получать знания только с корпоративного компьютера, только с использованием защищенных платформ. В их представлении человек непременно должен садиться за обучение, делая усилия над собой. Но приходится признать, что это уже не работает. Людям хочется получать знания легко, без усилий, не привязываясь к месту и времени. Стоит это учесть и продумать, как совместить защищенные обучающие сессии со свободным и удобным знакомством с теорией в любом удобном виде. Наша команда всегда готова помочь вам в этом!
Еще важный момент. Раньше компании планировали на год, сейчас мы не знаем, что будет завтра, – мир меняется настолько быстро, что приходится перестраиваться и приспосабливаться к новым вызовам буквально на ходу. Чтобы успевать при этом давать новые актуальные знания, необходим более легковесный канал обучения, доступный каждому. Это еще один аргумент в пользу доступности обучения со смартфона, который не получится проигнорировать.
Давайте вспомним, какие подходы, форматы и методы обучения онлайн использовались в последние годы. Развивались концепции управления талантами, электронного, смешанного, цифрового, непрерывного обучения, использовались философии педагогического дизайна, смешанного обучения, «70-20-10», дизайн-мышления, совмещались различные форматы – сборные программы из готовых каталогов, карьерные доски, видео, краудный контент, мобильный контент. Пользователям предлагалось обучаться самостоятельно, с тренерами, в группах, с коучами, на ходу, без отрыва от работы. Использовались LMS платформы для электронного обучения, для управления талантами, для социального обучения.
Что из всего этого нужно сегодня? Сегодня необходимо обучать сотрудников непрерывно и постоянно, без отрыва от работы, по ходу работы, с возможностью получить важные знания мгновенно при возникшей необходимости.
Наша компания сделала в 2020-м огромный прыжок в онлайн – чтобы идти в ногу со временем мы взрастили цифровых тренеров.
Мы провели множество онлайн-мероприятий и пришли к некоторым важным выводам, которыми готовы поделиться с вами.
Работая над эффективностью наших обучающих и развивающих онлайн-мероприятий, мы поняли, что «слишком хорошо думали о людях». Нет, это конечно не значит, что сейчас мы относимся к людям плохо, но мы действительно несколько идеализировали нашу аудиторию. Движимые позитивной гуманистической психологией, мы были убеждены, что людьми движет хорошее, достаточно его только раскрыть, что люди сами по себе сознательные и способны самоорганизоваться, что каждый участник обучающего мероприятия осознанно стремится получить знания для повышения собственной эффективности и успеха своей компании. Все так и есть, но оказалось, что в онлайне люди ведут себя с точностью до наоборот!
В онлайне все человеческие слабости, которые мы шутя назвали «грехами», проявляются максимально. Куда подевалась сознательность? Например, люди могут просто выключить камеру и заниматься чем угодно, пока оплаченный компанией тренер дает им ценные знания.
Это понимание дало нам возможность пересмотреть подходы и использовать «грехи» для повышения эффективности нашего онлайн-взаимодействия с пользователями.
Помните, как священники относятся к грехам? Спокойно и с пониманием. Мы решили относиться к человеческим недостаткам так же. Мы смирились с тем, что люди такие как есть, со своими «грехами»:
Мы поняли, что люди ленивы – они не хотят долго учиться; что люди могут не понять, если им объяснять что-то слишком сложно; что люди тщеславны – им нужны достижения, и если их не рейтинговать, им быстро станет скучно; что люди хотят, чтобы их постоянно развлекали, им постоянно хочется фана в онлайне (в жизни это компенсируется, а в онлайне нет); людям свойственен страх – они бояться выглядеть слабо на фоне коллектива.
Опираясь на нашу теорию, которую мы в шутку назвали «5 грехов пользователей», мы создали требования к онлайн-формату, которые бы учитывали эти особенности и давали высокий рейтинг удовлетворенности пользователя. Повысить эффективность онлайн-обучения в разы можно за счет учета слабостей людей – тогда обучение станет для них приятным и естественным процессом. Мы пошли по такому пути – предпочли не «ломать» людей и не относиться к ним как к заложникам обстоятельств – и качество обучения повысилось.
Мы заметили, что наши выводы о «5 грехах» коррелируют с результатами британского исследования, проведенного еще до пандемии, о котором мы узнали на лондонской выставке LEARNING TECHNOLOGY, посещенной нами в феврале 2020 года. Целью этого исследования было определить, чего хотят пользователи от онлайн-обучения. Вот какие получились потребности обучаемых:
Как видим, всем хочется простоты, легкости, чтобы знания усваивались без усилий, обучение проходило весело, играючи и с уважением к каждой персоне.
Реальность, которую нужно принять:
Выводы. Для качественного онлайн обучения нужны цифровые тренеры. Причем, тренеры, не привязанные к какому-нибудь конкретному техническому решению. Платформы могут меняться, но цифровой тренер не должен от этого зависеть, он должен уметь обучать на любых платформах, подходящих для реализации задуманной концепции.
В поисках условий эффективного решения образовательных задач мы пришли к важным выводам:
Как учитывать «грехи»? Обеспечить групповую поддержку, сделать обучение простым и неутомительным, не усложнять, вовлекать, не позволять лениться, поддерживать потребность в признании.
Оглядываясь на 2020 год и проделанную работу, Олег подбил итоги, назвав, что сработало при подготовке к онлайн-обучению, а что не прижилось, и озвучил рекомендации по повышению эффективности онлайн-мероприятий.
Что сработало в онлайне:
Лекции и теорию можно посмотреть в записи, а на синхронном онлайн-мероприятии должно быть максимум концентрированной пользы. Причем онлайн-мероприятие должно длиться не более чем полтора-два часа, как голливудский фильм, дальше уже скучно. Даже два часа – уже скучно. 60 минут должна быть практика и обсуждение, это нужно учитывать при составлении сценария.
Что значит реальный blended learning? Если люди способны готовиться заранее, приходить на синхронные сессии предварителньо подготовленными – эффективность будет гораздо выше. Если же люди так заняты, что решили обучаться без домашних заданий, – на получение того же результата уйдет в два раза больше времени, соответственно, обойдется такое обучение дороже. Сейчас есть платформы, которые позволяют обучаться в смартфоне: пользователи могут получать материал маленькими порциями по 5-7 минут, что упрощает задачу предварительной подготовки обучаемых к уроку.
Людей нужно администрировать, напоминать им, делать рассылки – это обязательно: самоорганизующееся обучение не работает.
Необходима также модерация. В онлайне в обучении, как и в фасилитации, важно работать группами, которые нужно модерировать.
Обычно для отработки навыков участники обучающего мероприятия делятся на мини-группы и расходятся по комнатам. Если ими не заниматься, они будут молчать, даже если получили задание. Все будут молчать, пока кто-то не начнет диалог. Причем даже если диалог будет поддержан, большинство будут продолжать молчать. Совсем другое дело, если в комнате с группой окажется модератор – группа сразу начнет полноценную работу. Все потому, что ни у кого нет задачи заставить всех работать, втянуть в дискуссию, вызвать необходимость думать, а у модератора такая задача есть. Думать лень, но у модератора задача расшевелить, активировать каждого, заинтересовать и вовлечь в живую дискуссию. В результате люди начинают работать, им это нравится, эффективность мероприятия повышается.
Не работает в онлайне:
Бывает, компания желает провести обучение максимально компактно – собрать сотрудников на онлайн-тренинг длительностью 4 часа. Но это не работает. Человеку трудно больше 3 часов подряд заниматься онлайн. Люди устают, отключают камеры, расходятся. То же самое с несколькими днями обучения подряд – больше двух окажется неэффективным. Если выделить на обучение по два дня в неделю, а между обучающими модулями дать домашнее задание, эффективность будет намного выше.
Неэффективны попытки использовать онлайн-инструменты не по назначению, например, использовать платформу, которая не позволит разделить людей на группы, а также использовать инструментарий, не соответствующий поставленным задачам.
Многие поначалу попытались перевести успешные тренинги очного формата в онлайн, но это не сработало. Теорию для онлайн-формата необходимо сжимать, уделять много внимания интерактиву, учитывать время на распределение по комнатам, организационные моменты при работе в мини-группах. Если сделать прямой перенос очного тренинга в онлайн, пользователям будет неудобно, тяжело, они станут потерпевшими – заложниками обстоятельств.
Эксперименты нужны в любой сфере, особенно если это связано с обучением и развитием. Но онлайн-формат – это то, где все мы первопроходцы, поэтому компании, способные открыться для экспериментов, вероятнее всего добьются лучших результатов.
У всех в условиях пандемии были опасения – приживется ли фасилитация в онлайне, возможна ли полноценная командная сессия без обмена живой энергией, удастся ли эффективно вовлечь сотрудников в онлайн-тренинги, удобной ли окажется стратегическая сессия с использованием той или иной онлайн-доски. Мы благодарны компаниям, которые были, как и мы, открыты к экспериментам. Вместе мы получили уникальный опыт и научились быть эффективными в онлайне. Мы уверены, что можем предлагать своим клиентам цифровое обучение высокого уровня.
Читайте также наш материал «Как стать цифровым тренером».