Портфолио

Не хочу читать! 

Онлайн-программа. Апрель-июнь 2020

Кузница цифровых тренеров ManGO! Games

Легко ли создать онлайн-тренинг для обучения цифровых тренеров? Сколько на самом деле онлайн-тренеров на рынке? Легко ли найти специалиста, умеющего создавать онлайн-программы или переводить очные тренинги в онлайн-формат? Много ли специалистов умеют проводить онлайн-тренинги? В чем особенность онлайн-тренинга и каков перечень компетенций цифрового тренера? Как обучиться на цифрового тренера? Мы нашли ответы на все эти вопросы. Делимся кейсом.
16 человек
2,5 месяца
ManGO! Games
Кузница цифровых тренеров ManGO! Games | Заказать бизнес тренинг с геймификацией в ManGO! Games
Кузница цифровых тренеров ManGO! Games | Заказать бизнес тренинг с геймификацией в ManGO! Games
Задача: Обучить тренеров с опытом работы в очном формате создавать и проводить онлайн-тренинги.

История:

В период карантина очное обучение стало недоступным и появилась необходимость в переводе очных тренингов в онлайн-формат. В связи с этим возникла идея проекта, который стал вызовом и интересным экспериментом для нашей компании.

Проект-вызов – тренинг цифровых тренеров – был для ManGO! Games одним из самых ярких событий последних месяцев.

Когда в марте 2020 начался карантин, нам пришлось отказаться от сформированных ранее планов и ориентироваться в новой реальности. Стало понятно, что необходимо переходить в онлайн, поскольку корпоративная жизнь компаний продолжается и без обучения она в наше время уже невозможна, особенно в периоды, когда нужно приспосабливаться к новым условиям и учиться в них работать. Мы не могли оставить наших клиентов без обучения, поэтому начали готовиться обучать онлайн.

Тут мы столкнулись с первым неожиданным «открытием»: при огромном количестве бизнес-тренеров, количество тех, кто умел это делать в онлайн-формате, было мизерным. Онлайн-тренеров просто не было.

Решение:

Разработать программу и обучить онлайн-тренеров.
Подготовка:

Умеющих обучать в традиционном очном формате – широкий выбор, а онлайн-тренеры с необходимым для нас набором компетенций отсутствовали совсем. Были специалисты, умеющие вести вебинары, а также специалисты, умеющие вести интерактивные тренинги на ТренингСпэйс. Платформа ТренингСпэйс – платная площадка с порогом вхождения в 0,5 млн. рублей. Мы не могли остановиться только на этом варианте, поскольку в условиях пандемии и кризиса не хотели бы дополнительных обязательных затрат ни себе, ни нашим клиентам.

Рынок оказался в ситуации, когда профессия цифрового тренера стала уже нужна, но кадров на рынке еще нет, поскольку очный формат идеально выполнял возложенные на него задачи, а ситуация, исключающая его, появилась неожиданно. Нехватку специалистов мы обнаружили, когда попытались найти на HeadHunter-е тренеров для сотрудничества.

Обнаружив огромную нехватку умений проводить интерактивные онлайн-тренинги, оставалось только развивать эти умения самостоятельно.

С чего мы начали:

  • Мы создали модель компетенций, опираясь на различные программы подготовки тренеров и существующую методическую отечественную и зарубежную литературу в этом направлении.
  • Разработали опросник, определяющий уровень компетенций в четырех ключевых группах компетенций – технические, теоретико-методологические, коммуникативно-педагогические, административные.
Мы нашли людей с важными компетенциями, но не нашли таких, которые бы полностью отвечали требованиям нашего опросника. Мы встретили отличных специалистов с компетенциями методологического дизайна и опытом создания онлайн-курсов, замечательных дикторов на камеру. Но сочетания компетенций, необходимых для проведения интерактивных тренингов мы так и не встретили. Если они и есть, но все заняты и их явно не хватает, раз нам не удалось найти тренеров для наших задач.

Убедившись в верности предположения, мы стали рассматривать единственный реальный вариант – разработать свою программу и готовить таких специалистов своими силами, поскольку, помимо курсов ТренингСпэйс, на рынке не нашлось и готовых обучающих центров по подготовке цифровых тренеров.

Наша задача была непроста – добиться такого качества проведения тренингов, чтобы наши клиенты остались довольны уровнем интерактива и не почувствовали разницы в качестве, перейдя из очного формата в онлайн.

Решение открыть собственные курсы цифровых тренеров стало для ManGO! Games экспериментом, результат которого был неизвестен никому.

Мы не обучали тренерству с нуля: курсы могли пройти только тренеры, имеющие опыт в очном формате.
Ход обучения:

Для участия в экспериментальном обучении мы пригласили всех желающих, которым предстояло пройти строгий отбор и тестирование. Мы получили около 180 резюме желающих, из которых 90 кандидатов прошли первый отбор и были приглашены на тесты. 25 кандидатов прошли тесты удачно, причем, не все 90 отобранных кандидатов согласились проходить тесты, участвовала в тестировании только половина. Из 25-ти приглашенных согласились на обучение только 16, а к финишу пришло всего 8. Таким образом свежеобученные цифровые тренеры – это преодолевшие все испытания 8 из 180-ти. Всего 4%!

8 финалистов – представители разных уголков нашей страны – продемонстрировали владение навыками в полном объеме. Эта статистика заставляет задуматься о том, как нелегко сегодня найти квалифицированного онлайн-тренера, а также сделать выводы, что готовых цифровых тренеров на самом деле единицы. Кроме этого, учитывая, что даже из отобранных треть участников склонны сойти с дистанции, видимо, цифровое тренерство – выбор не для всех и пройти путь обучения цифровому тренерству готов далеко не каждый даже практикующий тренер.

Причины отказа от продолжения обучения – высокая интенсивность, сложность, недостаток времени, потеря интереса к профессии цифрового тренера. У нескольких участников после прохождения первого месяца появилась уверенность, что полученных знаний уже достаточно, чтобы дополнить уже имеющийся опыт. Таким образом до конца дошли самые стойкие, выносливые, а также достаточно самомотивированные и убежденные, что такое обучение будет лично для них полезным.

Если кому-то из вас захочется получить качественный продукт в формате цифрового обучения, то несмотря на кажущееся разнообразие предложений и большое количество тренеров, вы можете в результате прийти к тем же выводам, которые сделали мы, пройдя весь этот непростой и небыстрый путь: получить качественного готового цифрового тренера – задача непростая или даже нереальная. Даже при самых благоприятных обстоятельствах, исходя из полученной нами статистики, шансы составляют 1:20.

Нам для выполнения поставленной задачи понадобилось заняться подготовкой тренеров. Зато теперь мы уверены, что нам есть что предложить клиентам, и мы можем уверенно гарантировать качество, учет свежих тенденций и высокие результаты.

Мы также понимаем, что конечный заказчик не в силах быстро оценить качество цифрового тренера и вынужден полагаться на интуицию или реагировать на презентацию тренера. Нам самим понадобилось для этого пройти непростой путь составления таблицы компетенций цифрового тренера.

Заполните внизу форму заказа, чтобы узнать подробности и получить от нас перечень компетенций цифрового тренера, которым пользовались мы сами. Он поможет вам определить, владеют ли нужными компетенциями ваши кандидаты на проведение онлайн-тренингов и какие навыки им следует развить или укрепить.

К примеру, большинство цифровых тренеров не умели писать сценарии онлайн-тренинга или следовать уже составленным сценариям, а это одно из ключевых требований к тренеру.

Существуют и расхождения в понимании формата. Онлайн-тренинг – это не вебинар. Вебинар можно сравнить с лекцией, а онлайн-тренинг – это мероприятие, в котором не менее 60% всего времени должна занимать практика. Еще одно важное требование к онлайн-тренингу – постоянное удержание внимания участников. Для этого у цифрового тренера есть множество инструментов, которыми он должен в совершенстве владеть. Всему этому учились студенты курса цифровых тренеров ManGO! Games.

Для обучения использовалась модель перевернутого класса – когда теоретическая часть выносится на самостоятельное осваивание, а во время синхронных встреч в основном происходит практическая отработка каждого навыка.

Курс стартовал в апреле и длился 2,5 месяца. Финалисты получили все необходимые навыки, позволяющие проводить, организовывать, создавать и курировать онлайн-курсы и системы цифрового обучения с учетом последних мировых тенденций цифрового обучения. Каждый может выступать автором, ведущим, организатором, администратором и техническим консультантом при организации синхронного онлайн-обучения.

По мнению вдохновителя и организатора курса цифрового тренерства Олега Косчинского, 2 – 2,5 месяца оптимальный срок обучения цифровому тренерству, учитывая, что люди в этот период проходят обучение параллельно с работой и другими своими проектами.

Технические площадки обучения:

  • LMS «Антитренинги».
  • WhatsApp-чат.
  • Zoom-конференции.
Программа включала 15 уроков с важными темами: технические навыки цифрового тренера, удержание внимания, методология онлайн-тренинга, оформление презентаций для онлайн-обучения, разработка концепции онлайн-программы, перевод очных упражнения в онлайн-формат, создание сценария цифрового тренинга, особенности и ошибки проведения онлайн-тренинга и пр. После каждого урока учащиеся получали домашние задания и обратную связь о выполнении.

Все время обучения участники встречались на еженедельных конференциях, на которых происходили тематические разборы различных рабочих ситуаций и продемонстрированных участниками навыков.

Олег Косчинский сравнивает эту работу с деятельностью театрального режиссера, а работу онлайн-тренера с работой мастера сцены – так же, как у актера театра, каждый шаг онлайн-тренера должен быть отработан и оправдан, так же, как в театре, должны вовлекаться зрители, но тренер идет дальше, не только захватывая внимание участников, но и взаимодействуя с ними в ходе практической работы.

Особенностями курса можно назвать групповой подход и плотное наставничество. Участники в ходе обучения работали в мини-командах, внутри которых они особенно сблизились, в частности вокруг работы над коллективной финальной работой. Это было дополнительной мощной мотивацией. Каждый участник получал максимально быструю обратную связь от наставника, что позволяло работать над темами программы без заминок, чувствуя постоянную поддержку.

Студенты по ходу обучения приобретали и реальную практику. Своих лучших студентов компания ManGO! Games привлекала к сотрудничеству на текущих проектах. Обучаемые погружались в реальную среду, работая на проектах с требовательными заказчиками. К примеру, в проекте «Три самых важных антикризисных навыка» для Kimberly-Clark бизнес-тренер Вячеслав Кирин, который обучался на курсах цифровых тренеров ManGO! Games, провел онлайн одну из программ. Программа получила лучшие отзывы и высокую оценку заказчика.

Менеджер по развитию персонала Центральной и Восточной Европы Kimberly-Clark Виталий Гершанович поделился своим опытом сотрудничества с нашей компанией:

«Мы дали возможность лучшим студентам ManGO! Games поработать на лучших проектах нашей компании, потому что знакомы с качеством работы ManGO! Games. Вячеслав Кирин, опытный тренер в очном формате, смог создать вовлекающую атмосферу в онлайне.

Представители Kimberly-Clark постоянно участвуют в открытых онлайн-мероприятиях команды ManGO! Games. Те инструменты, которые использовались на открытых онлайн-встречах этой команды, всегда были эффективны и своевременны. Участники моментально использовали в своей повседневной корпоративной практике те наработки, которые предлагала команда тренеров ManGO! Games. Это онлайн-фасилитация, инструменты Zoom – метки, работа в комнатах, и многое другое. Когда нужно очень быстрое погружение, без которого участники не смогут удерживать внимание более двух минут, на помощь приходят приемы, предложенные в ManGO! Games».

«Когда я сам проводил внутренние мероприятия, – продолжает Виталий Гершанович, – при подготовке сценария я использовал очень много полезных лайфхаков, которые увидел на открытых мероприятиях ManGO! Games».

В одной из таких открытых онлайн-встреч, открытом тренинге по антихрупкости, в качестве онлайн-тренеров выступили две выпускницы программы цифровых тренеров Ширямова Светлана и Корболина Юлия. Этот тренинг был их финальной работой по результатам обучения.
Результат:

Чем все закончилось для обученных тренеров? Один участник сразу по окончанию получил работу в качестве онлайн-тренера. Это позволит ему закрепить полученные знания, без промедления пустив их в новые проекты в одном из крупных банков страны, где уже успел получить статус эксперта в области онлайн-обучения. Некоторые участники обучения будут внедрять полученный опыт на собственных проектах, некоторые останутся работать с ManGO! Games в качестве онлайн-тренеров.

По словам участников, они приобрели совершенно новый опыт, узнали об особенностях цифрового тренинга, о которых раньше не подозревали. Больше всего участники оценили структуру обучающей программы, эмоции и динамику, невероятный драйв и постоянную поддержку руководителя обучения Олега Косчинского, личность и энергия которого сыграли важнейшую роль в высоком уровне доверия, позитива и вовлеченности на протяжении всего курса. Бонусом программы стали новые знакомства и дружба между участниками, многие из которых уже наметили совместные проекты.

Лучше всего участники скажут о своем опыте сами:
Вихарева Ирина (Москва), опыт работы тренером более 9 лет:
Олия Корболина (Новосибирск), опыт специалиста по обучению и тренерства более 7 лет:
Вячеслав Кирин (Москва), опыт работы в корпоративном университете в качестве бизнес-тренера, эксперта и консультанта более 5 лет, вошел в команду бизнес-тренеров ManGO! Games:
Анна Смородинская (Москва), Оксана Охрименко (Москва), Наталья Трубина (Калуга):
Если вас заинтересовал наш кейс, вы онлайн-тренер или владелец бизнеса, располагающего собственными очными тренерами, которых нужно подготовить для работы в онлайн-формате, представитель корпоративного университета и ищете возможности развить своих цифровых тренеров, пожалуйста, заполните форму ниже, чтобы мы могли прислать вам предложение и обсудить возможность и варианты сотрудничества. Нам есть что вам предложить, учитывая ваш бюджет и потребности.

Мы являемся экспертами в данной области, а теперь имеем еще и эффективную программу и опыт подготовки цифровых тренеров. Зная, сколько и каких именно ошибок допускают компании при попытке перевести корпоративное обучение из очного формата в онлайн, как на самом деле это нужно делать и как это сделать максимально эффективно, мы можем стать для вас именно тем недостающим звеном, которое закроет вопрос перехода в онлайн, доведет задачу до конца и обеспечит компании экономию за счет оптимизации этого процесса. Будем рады сотрудничеству!
Хотите так же?
Оставьте заявку, чтобы сделать заказ или получить консультацию!
Интересно? Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных