Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Обучение онлайн существует давно, основные его формы – заранее подготовленные видеоуроки, записи проведенных в очном формате уроков, тренингов и лекций, а также синхронный формат – вебинары.
Прослушать видеоурок куда приятнее, чем читать целую книгу, к тому же свежие видеоуроки могут дать более актуальный материал, чем информация из книги, которая иногда устаревает уже на момент выхода книги в мир.
Вебинары и стримы позволяют не только получить актуальную информацию, но и получить ее в реальном времени. Это синхронные форматы, которые позволяют собрать аудиторию и дать ей возможность реагировать на получаемую информацию, получая обратную связь и общаясь между собой. Вебинары в последние годы активно внедрялись на уже привычных отечественных сервисах VirtualRoom, Webinar.ru, DreamStudy и др., а также иностранных Webex, Zoom, ClickMeeting, GoToMeeting. Готовые платформы обеспечивают регистрацию, приглашения, напоминания, выступление спикера в видеоформате, демонстрацию презентации, чат для участников.
Это позволяет полностью заменить живую лекцию, собраться вместе из любой точки планеты и задать вопросы спикеру, что бывает невозможным даже на офлайн-лекции.
Стрим на YouTube, Vimeo, Facebook и др. может собрать намного больше зрителей, чем позволяет площадка для вебинаров, вести трансляцию бесконечно долго, обеспечить идеальную картинку (в отличие от вебинарных сервисов).
Нетрудно догадаться, что помимо ораторского искусства и умения составлять лекции и работать с аудиторией проведение вебинара или стриминг требует научиться выступать на виртуальной сцене, а это не одно и то же, что в реальном зале, а также решить ряд технических вопросов.
Спикерам, выступающим со сцены, требуется некоторое время и несколько консультаций, прежде чем они смогут проводить вебинары или вести видеотрансляцию. Платформы нетрудно освоить, зато можно собирать огромное количество зрителей, не все из которых могли бы позволить себе посетить лекцию в назначенное время.
До эпидемии коронавируса только сервис ТренингСпэйс системно практиковал онлайн-тренинги и обучал этому формату. Платформа много чего предусматривает и обеспечивает максимально простое освоение мастерству проведения тренингов в онлайн-формате именно на этой платформе. Плюсов у нее много, но есть один серьезный минус – она далеко не всем доступна. Для того, чтобы начать пользоваться платформой, нужно располагать суммой примерно в 0,5 млн. рублей.
Онлайн-тренинг – это не стрим и не вебинар, он отличается от вебинара так же, как очный тренинг от лекции со сцены. Основное отличие в том, что онлайн-тренинг – это прежде всего интерактивное мероприятие, основное время которого должно отводиться на практику. Иногда практика занимает почти все время, если предложить участникам освоить теорию самостоятельно, предварительно отправив материалы для изучения.
Чтобы его проводить, нужны определенные навыки, которые отличаются от навыков очного тренера. Когда у команды ManGO! Games возникла необходимость в онлайн-тренерах, мы с удивлением узнали, что таких специалистов на рынке нет, кроме тех, кто проводит тренинги на платформе ТренингСпэйс, а сам термин онлайн-тренинги многим непонятен и его часто путают с вебинарами.
У ManGO! Games такой опыт был, однако применялся формат нечасто, поскольку мы, как и наши клиенты, предпочитали живой режим. Онлайн-тренинги применялись только в том случае, когда было необходимо обучить специалистов географически разбросанных филиалов компании. Здесь некоторые примеры. Сейчас же необходимо ограничиваться исключительно онлайн-форматом.
Поняв, что готовых специалистов нет, в ManGO! Games решили их обучить, определив компетенции цифрового тренера, что помогло установить уровень владения кандидатов необходимыми навыками и составить программу обучения.
Цифровой тренер должен владеть сразу четырьмя группами компетенций:
К техническим относится свободное владение основными платформами для онлайн-тренингов: Zoom, Skype for business, MS teams, Google Hangouts, WebEx. Если вам нужен тренер в компанию, то можно ограничиться используемой в вашей компании платформой, однако мы считаем, что специалист, называющий себя цифровым тренером, должен на высоком уровне владеть всеми перечисленными – сегодня они самые популярные.
Цифровой тренер должен иметь доступ к интерактивным платформам, располагать командой соведущих и администраторов и уметь самостоятельно проводить онлайн-тренинг без сторонней поддержки.
У цифрового тренера должно быть оборудованное для тренингов рабочее место и личное профессиональное оборудование: камера, освещение, несколько мониторов.
Методологические компетенции включают в себя сбор требований клиента, определение цели обучения, разработку детального сценария тренинга. Онлайн-тренинг предполагает переходы между различными платформами и инструментами, а также рабочими областями платформы, на которой проводится тренинг.
Цифровой тренер должен уметь подобрать упражнения и материалы тренинга и составить их в логической последовательности, проверить материалы на соответствие целям и задачам тренинга. Ему также необходимо уметь создавать гармоничный дизайн онлайн-тренинга, учитывая чередование различных видов активностей.
Цифровому тренеру также будут необходимы навыки подбора механизмов оценки эффективности онлайн-тренинга.
К тренерским компетенциям цифрового тренера относится умение работать в команде, проводить тренинги с разным количеством участников, сохраняя энергетику и групповую динамику на протяжении всего мероприятия.
Цифровой тренер также должен уметь адаптировать уровень изложения материала к уровню группы, не искажая сути, применять различные онлайн-инструменты, такие как интерактивные доски, системы онлайн-голосования, системы подсчета голосов, сервисы мини-игр, Zoom-комнаты и пр.
Ему также необходимы навыки управления временем, создания доверия, умение перестраиваться в меняющихся ситуациях. У цифрового тренера должна быть грамотная речь, опыт работы с корпоративными группами, он должен уметь при необходимости корректировать исходный сценарий тренинга без потери эффективности, проводить пост-тренинговые мероприятия для закрепления знаний – коуч-сессии, сессии по обмену опытом.
К организаторским компетенциям относится умение спланировать и организовать подготовку к тренингу – приглашения, инструкции по регистрации, а также умение подготовить презентацию, используя голосовую связь, сопроводить будущего участника при регистрации на мероприятие и убедиться в успешном ее завершении.
Все это умеют выпускники курса цифровых тренеров ManGO! Games, организованном нами, чтобы обучить желающих тренеров, которые раньше работали только в очном формате.
Подбирая тренера для онлайн-тренингов, планируя перевести свои очные тренинги в онлайн-формат, отталкивайтесь от перечня указанных компетенций.
Ответы на вопросы о времени, необходимом для обучения, и о наличии тренеров на рынке, мы можем дать, исходя из собственного опыта.
На рынке пока что нет или почти нет готовых специалистов, способных приспособиться под бесплатные платформы и платформы, используемые в корпоративном обучении, способных создать курс, адаптировать готовый, организовать весь процесс подготовки к тренингу и провести тренинг без сторонней помощи. Пока что трудно найти знающих лучшие инструменты для интерактивного взаимодействия и при этом не требуя от компании больших растрат на использование различных сервисов и платформ.
Иными словами, если нужно перевести тренинг с офлайн-формата в онлайн, организовать его, провести, подобрать инструменты так, чтобы компания не понесла лишних затрат, то нужен специалист, которых на рынке пока очень мало. Желающих обучаться тоже мало. У нас с 180-ти подавших заявку прошли обучение только 8 человек.
Готовых курсов по обучению цифровых тренеров, обладающих всеми перечисленными компетенциями, пока нет, но судя по потребности рынка, они могут появляться.
В ManGO! Games есть курс цифровых тренеров, опыт их обучения, а также опыт проведения онлайн-тренингов и подготовки корпоративных онлайн-курсов. Наш опыт может быть полезным и вам. Есть что дополнить, остались вопросы, хотите обратиться за услугой или консультацией – заполните форму внизу. Хотите быть в курсе новостей в этом направлении и узнавать о мероприятиях ManGO! Games – не забудьте подписаться на рассылку (внизу).