Портфолио

Не хочу читать! 

«Князья и Капуста» в BANI-мире: тестирование границ и суровая внешняя среда

В игре люди никогда не делают чего-то неправильно. Даже когда выходят за все установленные рамки и нарушают все возможные правила. Необычный кейс о том, как далеко можно зайти, заходя за границы, и чего таким образом можно достичь. Деловая игра может показать, что произойдет, если применять ту или иную стратегию, и наши участники воспользовались такой возможностью!

57 человек
3,5 часа
ГК «Цифра»
«Князья и Капуста» в BANI-мире: тестирование границ и суровая внешняя среда | Портфолио ManGO! Games
Задача. Подобрать и провести деловую игру, которая позволила бы расслабиться, сплотиться и усовершенствовать переговорные навыки.

История. ГК «Цифра» объединяет компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения для крупных производств. Нам предстояло провести игру для менеджеров по продажам. Это люди, которые непосредственно общаются с клиентами, договариваются о продаже своих продуктов.

Выбирали между «Хьюстоном» и «Князья и Капуста», остановились на втором варианте, поскольку нужна была игра на развитие переговорных навыков. Деловая игра «Князья и Капуста» как нельзя лучше подходит для совершенствования переговорных навыков и навыков самопрезентации, тогда как «Хьюстон, у нас проблемы» развивает навык коммуницировать и обмениваться информацией в сложных условиях, в условиях ограниченных и затрудненных каналов коммуникации.

Решение. Деловая игра «Князья и Капуста» в очном формате с легкой рефлексией.

Древнерусское государство –
наши дни

Окружающая нас жизнь то и дело подбрасывает неожиданности, которые еще вчера даже представить было трудно. Что делать в таком случае менеджерам по продажам? Тестировать новые форматы, выходить за рамки привычного, сбрасывать барьеры и пробовать новые подходы. Именно так решили подойти к игре наши участники. Они пробовали все, что в жизни было бы слишком рискованным и что может слишком дорого обойтись для репутации, результатов и перспектив. Зато игра может показать, что произойдет, если применять ту или иную стратегию.

Стратегией наших участников было игнорирование условностей. Они демонстрировали установку: рамки там, где мы сами их установим. Но все не так просто. Тестирование границ постоянно сталкивалось с препятствиями в лице «злого тренера», который невольно олицетворял собой неподатливую и неприветливую внешнюю среду.

Игровой зал превратился в «древнерусское государство – наши дни», со всеми признаками BANI-мира:

  • B — brittle — хрупкий
  • A — anxious — беспокойный
  • N — nonlinear — нелинейный
  • I — incomprehensible — непостижимый

Приспосабливаться к такому миру исследователи рекомендуют примерно так:

  • Если что-то становится хрупким, мы должны становиться устойчивее.
  • Если стало больше беспокойства – нужно усилить осознанность, эмпатию и сочувствие.
  • Если что-то нелинейно, нужно учиться адаптироваться.
  • Если все непостижимо – усиливаем прозрачность и интуитивность.

В созданном нами игровом древнерусском государстве участникам предстояло достигать установленных игровых целей, влиять на которые они не могли. Узнаем, как все происходило и чего удалось достичь!

Участникам предстояло пройти 6 раундов по 3 минуты (всего 1 час 22 минуты) игры с перерывом после третьего раунда, а после игры было отведено 40 минут на шеринг.

Правила – для слабаков

Казалось, единственное правило, которое взяли во внимание наши участники, это пробовать нарушать все правила, которые только поддаются. Ничего не останавливало игроков – ни объявленные тренером ограничения, ни риски быть разоблаченными, ни перспектива поссориться с ближайшим окружением.

Следить приходилось за всем: участники пробовали обойти правила игры и даже проверять на прочность ведущих. Они постоянно «забывали», какие именно линии нельзя пересекать и какие условия нужно соблюдать. Участники постоянно проверяли – а что если правило уже не работает, что если «ключ не дали, но дверь открыта»? Такой подход достаточно эффективен в меняющемся мире, ведь в ситуациях, когда все меняется, обычно кто первый войдет в дверь, которую уже никто не держит, тот первый и возьмет свой приз.

Однако у дерзости есть своя мера и не все можно обойти – не все двери поддаются и не всякие нарушения приводят к выгоде. Нашли ли участники золотую середину? Азарт и целеустремленность их не покидали на протяжении всей игры, энергии и ума тоже было не занимать. Интрига была обеспечена.

Согласно метафоре, участники попадают в древнерусское государство, делятся на сословия (Царь, Князья, Бояре, Крестьяне) и каждый стремится повысить свое собственное благосостояние, имея определенные ресурсы, торгуясь и кооперируясь. Между тем, Государству грозит погибель, если Царю не удастся к концу игры собрать необходимый денежный фонд и запасы капусты, пшеницы и яблок. Чтобы достичь личной цели, понадобятся навыки коммуникации, продаж, самопрезентации, способности договариваться и объединяться, а чтобы рынок сохранился, важно не потерять Государство.

Удалось ли сломать систему

Участникам довольно часто удавалось обходить правила, и очень быстро не считаться с правилами начали абсолютно все. Хаос и обман заразительны. Обман в переговорах становится взаимным, а если все обманывают всех, добиться нужного результата труднее каждой стороне.

Нарушений было настолько много, что бизнес-тренер и четыре модератора не успевали замечать и пресекать каждое, к тому же участники были активными, изобретательными, смелыми и целеустремленными.

Однако нарушения лишь усложнили участникам их задачи – ведь нарушали все. Участники присваивали чужие ресурсы, перебегали без разрешения в царский дворец, захватывали и засевали чужие поля, сами составляли собственные правила и строили свои собственные модели взаимодействия, не платили налоги, умудрялись даже перемещаться во времени, игнорируя наступление следующего времени года. Удавалось ли участникам получать кратковременную выгоду, обходя закон? Вполне. Как это повлияло на конечный результат – скоро узнаем!

Атмосфера царила творческая, и при этом не упорядоченная. Никто не знал, чего и от кого можно ожидать. «Все как в жизни», – напишет в конце игры один из участников, подводя итоги.

Спасти Государство

«Царица», честно завоевавшая свою роль, очень стремилась достичь цели. Цель государства была объявлена всей группе участников. Все знали, что нужно для спасения Государства, во всяком случае всем это было озвучено. Далеко не в каждой игре Царь принимает решение озвучить свои цели всей стране.

Зная, насколько энергичны и азартны были участники, можно предположить, что, услышав главную цель, они правдами и неправдами смогут достичь ее – спасти Государство. Удалось ли им это?

Итоги и выводы

Основной задачей мероприятия было расслабиться, получить удовольствие от игры и взаимодействия друг с другом, поэтому в этой игре по согласованию с заказчиком цели были значительно занижены. Тем не менее, почти по всем параметрам цели достигнуты не были, по некоторым не удалось набрать и половины. Государство спасти не удалось.

В чем причина? На самом деле участники игнорировали не только правила, но и общую цель. Они не связали цели государства со своими собственными. Каждый стремился исключительно к персональному результату. Получается, все старания, рискованность и находчивость в преодолении преград были направлены исключительно на персональный результат и не помогли повысить общую эффективность. Что ж, давайте узнаем, насколько высоки были персональные результаты участников.
Если целью каждого было как можно больше заработать, то стратегия свободы от правил оказалась успешной. Победил участник, который нарушал, пожалуй, больше всех. Ему досталась роль Крестьянина. Как он приумножал свое состояние? Сажал на чужих полях и собирал чужой урожай, умудрился украсть у государства землю и продать ее же государству. Было ли ему при этом комфортно и легко – мы узнали в ходе рефлексии.

Некоторые оказались достаточно результативными. Что же касается большинства участников – результаты многих получились такими мизерными, что некоторые даже не стали регистрировать свой итог и узнавать, какое место в общем рейтинге они заняли. Как участники сами оценили свои успехи? Этим они тоже охотно поделились в ходе рефлексии.

Активность участников и их способность сохранять энергию – достойны самой высокой оценки. Открытость и естественность поведения способствовали веселой и доброжелательной атмосфере. Вся команда была позитивной и вовлеченной. Участники мастерски обманывали окружающих и перебрасывали ответственность на других, спокойно принимали чей-то обман и не останавливались после потерь – оставаясь в ресурсе и в постоянном поиске новых возможностей. Вовлеченность и упорство, несмотря на отсутствие любых гарантий и всеобщий хаос? Удивительное и захватывающее зрелище!

Рефлексия

В ходе рефлексии после игры участники отметили, что нарушали, потому что это физически было возможно – игра не предусматривает эффективных инструментов наказаний и сдерживания. Правил и слов тут явно недостаточно. Не справился с хаосом и царский дворец. Участникам хотелось бы сдерживающих факторов от Государства. Они признали: не хватало аппарата принуждения от государства.

Почему не была достигнута главная цель? Она была озвучена, это огромный плюс. Казалось, все совпало: участники были открыты к достижениям, цель они услышали. Почему же не стремились спасать государство? Игра продемонстрировала: мало озвучить цель, важно связать ее с целями каждого, найти подход к участникам, сделать все возможное, чтобы в их интересах было достичь нужного результата. Для достижения цели должна быть стратегия ее достижения.

Примечательно, что вся команда отлично сработалась – не было ни обиженных, ни расстроенных друг на друга. А вот тренер и модераторы к огорчению участников, никак не хотели подыгрывать и принимать новые правила – созданные игроками. Таким образом участники столкнулись с суровой внешней средой, которая играет по своим правилам. В ходе рефлексии участники согласились, что не всегда удается получать желаемое в любой момент, не всегда получается убедить кого-то извне в своей правоте, даже если подключать все свое мастерство, хитрость и обман. Есть вещи, которые обойти нельзя. Можно вырастить урожай на чужом поле и собрать чей-то урожай, но невозможно вырастить урожай зимой. «Злой тренер», который не раз забирал ресурсы с полей, порой вызывал неподдельный гнев. Оставить посреди игры с одним единственным яблочком – это и правда сурово. Но это обстоятельство укрепляло и закаляло участников. Даже если у вас отобрали весь урожай – нельзя опускать руки! Нужно искать другие варианты. Такие выводы сделали те, кто столкнулся с «неприветливой внешней средой» в лице тренера. После потери ресурсов участники не сдавались – продолжали играть, даже оставаясь почти ни с чем.

Устойчивость к неудачам – ценное качество для менеджера по продажам.
Игра вызвала у участников живые эмоции, в том числе настоящий гнев и чувство несправедливости. В таких случаях особенно важно качество фасилитации. В ходе рефлексии тренер дал возможность высказаться всем участникам, создал безопасную атмосферу, в которой даже самые осторожные и занявшие роль наблюдателей, посчитали возможным высказаться и поделиться глубокими выводами. Высказавшись, участники избавились от негативных выводов, сбросили эмоциональный накал и посмотрели на ситуацию с точки зрения логики.

Они демонстрировали и отрабатывали способность прощать и смотреть на ситуацию шире, отпускать и переключаться.

Попытки пресечь черту и пройти в закрытую дверь производились с достаточной настойчивостью, однако участники умели анализировать прогресс и вовремя отказываться от бесперспективной идеи. Если попытка оказывалась неудачной – они легко переключались на что-то другое, не менее важное. Такой разумный баланс азарта и здравомыслия.

Участники понимали: помимо коммерческого успеха важно доверие. Тренер предложил участникам оценить, насколько они доверяли ближнему кругу общения, и насколько дальнему – тем, с которыми кооперировались и близко взаимодействовали в ходе игры, и всем остальным. Доверие в узком кругу было оценено в 84%, в более дальнем кругу всего в 6,2%. Довольно высокий уровень доверия к тем, с кем договорились действовать сообща, и достаточно низкие ожидания от остальных. Такая структура доверия позволяет достигать хороших результатов своей маленькой команды и не ждать многого от окружающего мира, а значит, быть ко всему готовым и уметь держать удар. Однако в этом и сложность, которой поделились участники. Они признались, что было довольно сложно находиться в мире, где «вокруг один обман».

Остались ли участники довольны своими результатами? Средний балл удовлетворения командным результатом – 2,6 из 4, а индивидуальным – 2,3.

В большинстве своем участники остались недовольны полученным результатом. Но не самой игрой. После того, как все высказались и подвели итоги, сделали выводы и вышли на первое осмысление эксперимента, многие благодарили «злого тренера» за лучшую деловую игру в их жизни и ценный опыт. Многие участники уже имели опыт деловых игр, компания активно занимается развитием своих сотрудников.

За 3,5 часа участники получили концентрированный опыт и выход эмоций, что, надеемся, запомнится им надолго. Игра прошла очень динамично, все выложились по полной, недосказанности не осталось – зато появились новые темы для обсуждения с коллегами.

Основные выводы и впечатления:

  • Нужно больше работать над упущенными возможностями, это далеко не максимум, в следующий раз будет лучше! Для этого нужно работать над эффективным использованием своего времени.
  • Не надо сдаваться, даже когда все теряешь.
  • В управляемом и неуправляемом бардаке нужно больше правил.
  • Для результативности нужно больше коммуникации.
  • Вокруг много обмана и недопонимания.
  • В игре – все как в жизни.

Легкость, отсутствие надуманных рамок, находчивость, целеустремленность, упорство и способность отпускать и переключаться – качества участников, которыми можно восхищаться бесконечно. Всегда ли уместно и выгодно нарушение правил и удался ли эксперимент – команде и каждому участнику еще предстоит переосмыслить. Что точно удалось – получить отличное настроение, азарт, драйв, и от души повеселиться. Хорошее настроение и впечатления от игры не хотели покидать участников: во время последовавшего за игрой фуршета они продолжали обсуждать игру.

Мы благодарим команду ГК «Цифра» за оказанное доверие и удивительный незабываемый опыт!
Хотите так же?
Оставьте заявку, чтобы сделать заказ!
Интересно? Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных