В июле сложного 2020-го, в разгар пандемии, в период неизвестности, а местами и паники, в Kimberly-Clark менеджеры учились управлять рисками. Учились онлайн, в рамках программы «Три антикризисных навыка», готовя себя ко всему, что еще может произойти в мире, не устающем нас удивлять. Тема крайне важна, требует глубоких знаний и многолетнего опыта. Поэтому мы пригласили к участию в этой обучающей программе специалиста, который на этом «собаку съел», – Георгия Ковалева.
Георгий Ковалев – специалист по проектному менеджменту и по управлению рисками, бизнес-тренер с более чем 20-летним стажем.
Как прошло обучение в Kimberly-Clark – можно узнать в нашем кейсе в портфолию. Сама же тема рисков настолько важна, интересна и актуальна, что мы решили попросить Георгия рассказать об этом и читателям нашего блога. Для вас – эксклюзив от Георгия Ковалева.
– Люди делятся на две категории: одни сохраняют информацию на своем «жестком диске» и периодически делают бекап, а вторые нет. Знаете, в чем между ними разница?
– Те, кто сохраняет, уже когда-то теряли информацию на компьютере и понимают, чего это стоит.
– Так же и с управлением рисками. В этот год тема стала настолько популярной, потому что кризис-2020 показал, что просто отсидеться, как в прошлые кризисы, не получится. Необходимо адаптировать свою бизнес-модель к новым условиям, а это без управления рисками будет невозможным.
В управлении рисками самое важное не закрывать глаза на риски, не пытаться их избежать, а строить свои планы с учетом этих рисков. Первый раз бывает страшно, но к этому можно привыкнуть.
Сейчас все больше людей выбирают управление рисками и управление проектами по той самой причине: нужно меняться, а управление рисками – один из инструментов изменений. Управление рисками позволяет не просто пережить сложный период, а научиться действовать с учетом требований окружающей среды.
Кризис-2020 показал, что просто отсидеться, как в прошлые кризисы, не получится
– Да, это требует усилий, но это необходимо, потому что слишком многое стоит на кону. Если раньше люди жили в парадигме «переждать кризис», в представлении, что во время кризиса можно «выйти в кэш», уехать куда-нибудь на Гоа или в Таиланд, отдохнуть полгодика, накопить сил, много не тратить, потом вернуться и продолжить делать то же, что и до кризиса – год назад, два года или десять лет назад.
В 20-м году подобное не пройдет. Некуда уезжать, неизвестно как надолго все затянется и будет ли востребована привычная модель после всего этого.
Скорее всего не будет, поэтому надо что-то делать уже сейчас, а для того, чтобы делать что-то новое, нужно чему-то новому научиться. Управление рисками – это полезный навык для 20-го года.
– Курс занял три недели. Новый формат позволяет равномерно распределить нагрузку. Формируя график, мы учитывали загрузку студентов на основной работе.
Прошла пора тренингов, на которых слушатели только потребляют – сидят и ждут, чтобы их из ложечки кормили новыми знаниями. Сегодня обучение – дело добровольное: не хочешь остаться за бортом – придется осваивать новые знания. Новый подход заключается в том, что большую часть на тренинге теперь необходимо выполнять самому студенту. Я думаю, это долгосрочный тренд в обучении.
Сегодня обучение – дело добровольное
– Программой были предусмотрены как групповые упражнения, так и индивидуальные. Управление проектами в целом и управление рисками в частности – это «групповой вид спорта», поскольку у каждого из нас есть свои ограничения и однобокое восприятие картинки рискового ландшафта, которое будет не настолько достоверным по сравнению с восприятием всей команды. Групповые упражнения необходимы для повышения точности оценки.
– И да и нет. Для производственных компаний управление рисками – это работа, связанная с охраной труда и техникой безопасности. Для банков управление рисками – это управление рисками инвестиционных или кредитных портфелей.
Управление же проектами – само по себе предполагает работу с чем-то неизвестным и новым, а новое и неизвестное – это всегда риски.
Управление рисками может жить отдельно от управления проектами, но управление проектами без управления рисками – невозможно.
Управление проектами без управления рисками невозможно
– Да. Методы оценки рисков могут быть разными. В разных типах компаний разные сотрудники применяют управление рисками для разных целей и задач. Есть области, где управление рисками напрямую влияет на принятие решений, например, одобрять вам кредит или нет. В данном случае работают количественные методы оценки рисков: при наличие достаточного объема данных можно с достаточно высокой точностью просчитать показатель вероятности наступления того или иного события. Например, когда вы приходите в банк – он оценивает вероятность вашей платежеспособности. Это основная деятельность людей, которые занимаются инвестициями или формированием кредитного портфеля.
В областях, связанных с охраной труда и техникой безопасности, риски – одна из основных предметных областей, поскольку каждый инцидент существенно влияет на производство.
Есть компании, в деятельности которых не задействованы большие массивы данных, и они не могут использовать количественные методы оценки. Зато они могут использовать качественную оценку рисков для своей повседневной деятельности. Для Kimberly-Clark была актуальна именно качественная оценка рисков.
Большую часть на тренинге теперь необходимо выполнять самому студенту. Я думаю, это долгосрочный тренд в обучении
Программа управления рисками была предусмотрена для менеджеров по продажам, для которых работа с рисками является дополнительной техникой к техникам продаж и ведения переговоров.
– Да, так и есть. Мало того, сегодня это не просто полезно. Управление рисками становится необходимым. Компании не производственной и не финансовой деятельности раньше навыки управления рисками не считали важными. Основные навыки приносили им достаточно выгод. Сейчас ситуация изменилась и управление рисками стало таким же критически важным навыком, как умение вести переговоры или умение слушать собеседника.
– Новый формат был для участников несколько непривычным. Необходимо было самим выполнять работу, искать время для просмотра курсов. Это был смешанный формат, при котором мы даем материалы для самостоятельного обучения, потом показываем, как теоретически освоенные приемы работают на практике. Такой подход оказался самым эффективным, поскольку требует полного погружения. Если просто слушать лекцию, занимаясь работой по дому, – будет мало пользы, чтобы просто смотреть видео – может не хватить самомотивации, а комбинированная работа, когда теория поступает в виде порций заготовок, которые связываются с практикой в ходе синхронов, максимально мобилизует учащихся на обучение.
На синхронных занятиях теории нет. Участники получали живые иллюстрации того, как такие понятия как «аппетит к риску», «рисковое событие», «вероятность риска» перекладываются на их повседневную жизнь.
Учащиеся вовлекались все больше по мере того как осознавали, что новые знания непосредственно способны повлиять на результаты их работы и отразиться даже на их кошельке.
– Да, некоторые сотрудники признались, что раньше многого не учитывали, а сейчас поняли, как принимать решения более эффективно.
Редко такие отзывы можно получить после обычного очного мероприятия или после простого вебинара без поддержки.
– Да, как и всем. Правда, я начал работать с онлайн-форматами еще до карантинных событий. Первый свой дистанционный курс я провел еще в 2013 году. Это была ситуация, которую можно описать русской поговоркой: «Беда научит калачи есть». Нужно было обучить большое количество людей за короткое время в компании, распределенной территориально по всему Казахстану. Если бы я ездил по степям Казахстана, наверное, до сих пор бы там находился. Вместо этого мы тогда за месяц обучили порядка 20 тысяч сотрудников.
С 2013-го года я занимаюсь дистанционными форматами, поэтому сейчас у меня есть определенное преимущество перед теми, кто только начал осваивать онлайн. Тем, кто сейчас пробует себя в качестве «говорящей головы», возможно, еще только предстоит встретиться с ошибками и сделать важные выводы. Я уже знаю, что большинство подходов офлайна не работает в онлайн-обучении, что передавать знания с помощью вебинаров в чистом виде довольно сложно.
(Рекомендациям Георгия Ковалева по организации онлайн-обучения мы посвятили отдельный материал – Ред.).
– Я оказался в относительно хорошей ситуации. Я был подготовлен с точки зрения онлайна, к тому же как раз перед пандемией я закончил обустройство дома собственной студии, в которой можно обучать онлайн.
– В управлении рисками есть такое понятие как «ментальные ловушки». Одна из ментальных ловушек – это то, как мы воспринимаем мир, и риски в том числе. Эти ловушки не позволяют человеку построить реалистичный ландшафт рисков проекта, деятельности и т.д. Одна из таких ловушек – уверенность в том, что вы все держите под контролем.
То, о чем вы спрашиваете, очень похоже на такую ловушку: я все знаю, у меня корона на голове, все под контролем, все риски учтены. Я не зря говорю, что управление рисками – это «командный вид спорта», потому что полезно эту корону периодически снимать. Если рядом нет человека, который скажет «нет, ты ерунду придумал» или «ты не видишь слона в этой комнате», то адекватный рисковый ландшафт вы вряд ли построите.
– При работе над идентификацией рисков используются известные нам инструменты, например, мозговой штурм, но есть важные особенности. Нужно искать не продуктивное новое решение, а называть вещи, которые вас пугают, или должны пугать. О катастрофах, об увольнениях, о провале всего проекта.
– Это как раз еще одна ментальная ловушка.
(О ментальных ловушках – в следующей части интервью. – Ред.).
Разговор записан 8 февраля 2021 года
Продолжение: