Мы поговорили с Георгием Ковалевым о том, чем принципиально отличаются онлайн и офлайн форматы обучения.
Георгий Ковалев – эксперт по проектному менеджменту и по управлению рисками, бизнес-тренер Центра подготовки проектного персонала PM Kitchen, работает в сотрудничестве с командой ManGO! Games по мега-актуальным на сегодня темам «Проектный менеджмент» и «Управление рисками». Рекомендуем почитать интервью с Георгием Ковалевым для ManGO! Games.
В онлайн обучении Георгий с 2013 года, а первые попытки были еще раньше. Ему есть что сказать об особенностях онлайн-обучения, разнице между онлайн и очным форматом, а также об особенностях перевода офлайн-курсов в онлайн-формат.
Многие путают канал передачи знаний и навыков с форматом. Онлайн часто представляют себе, как все то же самое, только дистанционно. Такое заблуждение мы наблюдали, когда во время локдауна детям начали преподавать с экрана. Однако в онлайне совершенно другие инструменты, цели, задачи, принципы взаимодействия с аудиторией.
При занятиях «вживую» присутствует фактор страха. Мы не можем просто взять и уйти – это не принято. Если говорить об обучении взрослых людей, никто во время обучения не позволит себе встать и сказать, что семинар неинтересный или бессмысленный, встать и уйти, особенно если рядом находится начальник.
Не всегда участники «живого» мероприятия могут даже отвлечься на смартфон. Однако это не потому что тренер хорошо делает свою работу или тема интересна. Все из-за страха.
В онлайне раньше самым распространенным форматом взаимодействия тренера с учащимися был вебинар. Поэтому в сознании многих людей именно он начал ассоциироваться с синхронным онлайн-обучением. Мы уже писали, в чем особенность вебинара, в чем его отличие от других синхронных онлайн-форматов, и как относится к вебинарам ManGO! Games. Георгий Ковалев разделяет такой подход и дополнил эту актуальную тему любопытными наблюдениями, которыми делимся с вами.
На вебинаре страха нет. Можно быть в чем угодно и делать что угодно, пока идет вебинар.
Как только становится неинтересно, как только тренер начинает говорить что-то скучное или не про тебя, ты мгновенно переключаешься на другие задачи: идешь заваривать чай, открываешь Фейсбук или Иксель, и начинаешь заниматься чем-то сторонним. И никто никогда не узнает, что на вебинаре ты присутствуешь только формально.
Ничего сверхъестественного не происходит. В онлайне люди не становятся хуже, они просто становятся сами собой.
Если взять восьмичасовой очный тренинг и просто начать вести его в онлайн, то не то что до конца дня, а до первого перерыва 99% слушателей «отвалятся».
Можно быть полным уверенности, что у вас уникальный контент, уникальный опыт, но люди будут уходить. В чем же проблема?
В свое время, в 2013 году, Георгий столкнулся с подобной ситуацией. Он решил во имя распространения знаний в сети помочь бизнес-тренерам перевести их очные программы в онлайн-формат. Он был движим идеей, это была некоммерческая инициатива. Так он собрал вокруг себя людей, которые заинтересовались онлайн-направлением и решили попробовать себя в онлайн-формате.
Далеко не все откликнулись на интересное предложение, причем некоторые из-за того, что сомневались, что их программы окажутся реально востребованными. Одно дело договориться с T&D менеджером предприятия и продать себя одному человеку, и совсем другое дело измерить свою реальную ценность. Большинство тренеров в 2013 году боялись даже подумать о переносе своей работы в онлайн и о том, что такую «проверку онлайном» имеет смысл пройти.
Одна из ключевых причин, почему люди уходят, – им неинтересно. Но это далеко не все. Очный тренинг может быть по-настоящему интересным и нужным, а его онлайн-реализацию могут не оценить. Так тоже бывает, когда не учтены принципы онлайн-формата. Раньше на этом можно было бы и остановиться, но сейчас это вопрос из разряда «быть или не быть» в профессии.
Сейчас мы оказались в такой ситуации, когда всем не просто желательно перейти в онлайн, наступил момент, когда это обязательно, – просто нет другого выхода.
Многим пришлось начинать только сейчас. Все, кто не решился попробовать в 2013-м, сейчас столкнулись ошибками тех, кто тогда решился.
Оставаясь до нашего времени в неведении относительно того, по каким законам на самом деле работает онлайн, они купили камеры, записали на телефон свои многочасовые выступления, и начали продавать это в качестве онлайн-тренинга. У кого-то получается продавать, у кого-то нет, но польза от такого формата сомнительна. Одно дело суметь продать, совсем другое – принести пользу.
Для онлайн-формата тренинг нужно планировать таким образом, чтобы учесть особенности дистанционного обучения. Прежде всего это отсутствие вовлеченности по умолчанию, а также отсутствие страха наказания.
Георгий Ковалев считает, что учитывать эти особенности при подготовке к онлайн-тренингам просто необходимо. Если этого не делать, то шансы на успех можно сравнить с динозавром на улице: «либо встретишь, либо нет», – шутит он.
Успех онлайн-обучения без учета специфики онлайн невозможен. Правда, важно также определиться, что считать успехом? Успешная продажа тренинга, собственная вера в динозавров и самоуспокоение, что все получилось?
Тренер не видит, что происходит «по ту сторону», ему может быть вполне удобно даже и не пытаться это узнать. И, кстати, если учесть фактор страха, упомянутый Георгием Ковалевым, офлайн-тренер может также оставаться в иллюзии востребованности своих очных семинаров, а руководители компаний, обучающих своих сотрудников, могут даже не догадываться о потенциале своих компаний. Обучение может казаться успешным, пока экономические показатели компании будут оставаться неизменными. Тревога появляется, когда показатели уже падают, но к этому моменту бывает многое упущено.
Для нас, команды ManGO! Games, успех обучения – это высокая вовлеченность, которую мы периодически измеряем в ходе каждого синхронного онлайн-тренинга, а также реальное повышение эффективности компании заказчика, которое часто проявляется в повторных запросах на обучение. Если стремиться именно к такому успеху – нужно учитывать требования онлайн-формата.
Страх не позволяет обучаемым продемонстрировать свое настоящее отношение к тренингу, страх не позволяет офлайн-тренерам проверить реальное качество своего продукта, страх не позволяет измерить успех, но онлайн-формат и надвигающийся кризис все ставят на свои места.
Онлайн-формат – тест на качество обучения, ограниченный бюджет компаний – тест на результативность обучающих программ. В новой реальности страху места нет – победит качество и учет «правил успеха».
Как же достичь успеха в корпоративном обучении? Что важно учесть заказчику образовательных услуг?
Правило 1. Георгий Ковалев считает, что сейчас заказчику необходимо очень хорошо понимать, зачем людям нужно то или иное обучение. Какова цель обучения? Причем, не учебная, а бизнес-цель: что является основанием для запроса на обучение? Например, зачем компании управление проектами, или зачем учить продавцов управлять рисками? Пока ответа на этот вопрос нет, можно пригласить на корпоративное обучение хоть лучшего в мире бизнес-тренера, пользы будет мало.
Правило 2. Заказчику нужно понимать свое желание учиться и свои возможности. Важно учитывать загрузку. К примеру, у T&D появляются деньги на проведение тренингов в четвертом квартале, потому что недорасходован бюджет и нужно его срочно осваивать, но в четвертом квартале людям трудно пройти интенсивное обучение – целесообразнее было бы распределить учебные программы равномерно в течение года или запускать при возникновении потребности.
Самое главное – понимать, когда компании потребуются плоды обучения. Планируя проекты, прогнозируя те или иные активности, важно не забывать своевременно отправлять сотрудников на обучение. Если заказать тренинг накануне внедрения запланированных изменений в компании – и компания, и сотрудники будут мотивированы. Если обучаемые понимают, что от них через неделю или месяц потребуются те или иные навыки, они относятся к процессу обучения ответственно.
Правило 3. Нужно знать свой «стиль». Для некоторых компаний подойдет формат лекций, для других будут уместны игры.
Все больше компаний начинают учиться в формате игры. Игровые форматы, всевозможные марафоны и, казалось бы, несерьезные тренинговые программы, сейчас самые востребованные и эффективные. В ходе игры процесс освоения новых знаний происходит нативнее.
В старых учебниках по психологии основные виды деятельности строго разделены: в дошкольном возрасте основная деятельность игровая, в школьном – учебная, после школы – работа. Сейчас рамки размыты. Мы учимся всю жизнь, причем, учимся играя. К тому же новые открытия нейробиологов внесли коррективы в наши знания об эффективности обучения во взрослом возрасте – нейронные связи успешно создаются на протяжение всей жизни, эксперименты подтвердили высокую нейропластичность мозга у взрослых людей.
Зная ответы на важные вопросы: зачем учить, чему учить, когда учить и в каком формате, останется посоветоваться с провайдерами, смогут ли они дать требуемое.
Провайдеры со своей стороны делятся на две категории:
Программа «под клиента» – это не стандартная программа, в которой меняют только логотип, это разработанная для текущего запроса клиента программа на основе имеющихся материалов.
Форматы меняются, видоизменяются, дополняются, заказчик отталкивается от своего собственного стиля, экспериментирует и дополняет его. В одной компании становятся успешными марафоны, в другой привыкли к строгим лекциям.
«Главное, подходить к выбору форматов и к подготовке обучения осознанно, а не аврально», – считает Георгий Ковалев.
Благодарим Георгия за подготовку этого материала.
Читайте также интервью с Георгием Ковалевым: