Если не произойдет переосмысление, перевод офлайн-курса в онлайн будет только механическим – большие части будут поделены на более мелкие, которые будут формально названы модулями. Но суть не изменится. Так считает Вячеслав Кирин, который уже стал экспертом по разработке и проведению корпоративных онлайн-курсов. Он рассказал ManGO! Games о своем опыте и специфике перевода курсов в онлайн.
Сама идея модульной структуры тренинга – это не простая разбивка 8-часового тренинга на четыре 2-хчасовые части.
Широкий спектр навыков в очном формате имеет свои особенности перевода в онлайн. Прежде всего, не совпадает реализация и длительность.
Онлайн-формат имеет свои ограничения – не позволяет такого многообразия и требует сокращать время на упражнения. Мы не можем себе позволить 25-минутное проблематизирующее упражнение в рамках двухчасовой сессии, как и не можем увеличить длительность самой сессии.
Зато мы можем обеспечить участников новым опытом через практическую отработку навыков в ходе онлайн-сессии. Подготовка таких онлайн-сессий предполагает определение навыков и поиск оптимальных путей отработки каждого навыка.
Один модуль – один большой навык или два небольших. Все содержание модуля подчинено отработке этого навыка. Проблематизация, теория, отработка, рефлексия, выводы – все выстраивается вокруг навыка, который будут осваивать участники онлайн-тренинга. Навык становится ядром модуля. Каждый модуль – достаточно независим и представляет собой завершенное целое, а не одну из прочно связанных между собой частей большого тренинга.
Осязаемый результат, которым сразу можно пользоваться, обучаемые получают после каждой проведенной сессии, а не в конце курса.
Перевод очных программ в онлайн – задача, которая оказалась новой и неожиданной для многих компаний. Некоторые уже начали, а некоторым еще только предстоит пройти этот путь. Судя по всему, он неизбежен. Если в компании работает несколько бизнес-тренеров и во внутреннем обучении персонала задействован не один человек, важно системно подойти к онлайн-трансформации всей структуры корпоративного обучения. Если каждый тренер будет делать это по своему усмотрению, у кого-то получится хуже, у кого-то лучше, но будет крайне трудно определить, что сработало, а что нет.
Без системного подхода к переводу материалов в онлайн:
Чтобы процесс перевода очных обучающих программ в компании был эффективным, нужно внедрять единую методологию, нарабатывать единое терминологическое поле, вести совместный поиск решений и совместное обсуждение полученных результатов.
Онлайн-формат требует совершенно другого подхода по сравнению с очным, под онлайн-формат необходимо закладывать другую идеологию. Однако такие выводы неочевидны. Те, кто еще не сталкивался с переводом очных программ в онлайн, не искал пути совершенствования такого опыта, или не проходил курсы цифровых тренеров в ManGO! Games, обычно поначалу идут по ошибочному пути.
Так чуть было не произошло и с одной очень крупной государственной организацией. Когда в организации решили перевести свои офлайн-программы в онлайн формат, поначалу решили просто поделить существующие очные курсы на части и загрузить их в систему дистанционного обучения. Такое решение часто принимают крупные и мелкие компании каждый раз, когда в команде нет людей с опытом и экспертизой такого перевода. В подобных случаях компании теряют драгоценное время и средства, которые можно было бы направить на более успешные проекты и решения.
Но если организовать командную работу и наладить обмен опытом между разными специалистами с разным опытом, рисков можно избежать. Именно это помогло избавить организацию от ошибочного эксперимента и сэкономить немало времени. В творческую группу по поиску путей перевода курсов из офлайна в онлайн вошел Вячеслав Кирин, который не раз выступал для организации бизнес-тренером и разработчиком обучающих программ. На момент старта проекта Вячеслав как раз только закончил обучение на курсах цифровых тренеров ManGO! Games и убедился в работоспособности модели, предложенной ManGO! Games, приняв участие в онлайн-обучении менеджеров Хоум Кредит Банка.
Он поделился идеологией и своим опытом, вдохновил коллег на внедрение модели модульного онлайн обучения, и организация пошла именно таким путем, в процессе которого участники не раз убедились в правильном выборе, поскольку в онлайне действительно все оказалось по-другому, настолько по-другому, что план «просто перенести офлайн-курс в онлайн без изменений» был бы просто нежизнеспособным.
Начав внедрение онлайн-курсов, участники проекта поняли, что менять нужно больше, чем это могло показаться.
«Выяснилось, что менять нужно очень много. В онлайне по-другому выглядят привычные для офлайна упражнения, – вспоминает тот опыт Вячеслав Кирин. – Простой процесс в офлайне из разряда поделить на команды, раздать карточки и предложить каждой команде собрать заданную конструкцию, в онлайне так просто не реализуешь.
Пришлось менять подход, подбирать другие упражнения, согласовывать содержание, учитывать, что в онлайне на практику требуется намного больше времени: то что в офлайне занимает 30 минут, в онлайне займет час.
Это была болезненная и непростая работа по изменению сознания».
Один экспериментальный курс команда делала два месяца – это был творческий поиск, путь проб, ошибок, открытий.
Двухдневный тренинг был поделен на четыре модуля, над каждым модулем работала команда из 4-х человек, кроме того, специалисты работали над согласованием между модулями и корректным объединением модулей в одну программу.
Теперь, зная принципы и имея подобный опыт, участники процесса могут выполнять такие же задачи более осмысленно, четко и быстро.
Это стало возможным, когда участники поняли необходимость в общей методологии и разработали ее. Рождение первого онлайн-курса стало глубоким опытом для всех участников.
Почему при выборе пути прямого перевода офлайн-программы в онлайн шансы на успех невысоки?
Структура очного тренинга неравномерна. Возьмем пример. В очном 8-часовом тренинге проводилась ролевая игра на 2 часа. Сама игра не развивала определенные навыки, но готовила к этому. Следующими этапами в тренинге шли блоки на развитие необходимых навыков. Если поделить тренинг механически и заключить в один из модулей только одну игру – модуль получится «пустым» (без навыка, который нужно освоить в ходе модуля), а в следующих модулях окажется избыток навыков для отработки.
С практикой и опытом появляются правила и принципы создания онлайн-курса, например:
Те, кто не только прошел путь перевода очной программы в онлайн, но и собрал обратную связь и привел программу в рабочее востребованное состояние, пришли к важным выводам. Онлайн-курс имеет мало общего с очным курсом на ту же тему. Рабочий онлайн-курс – это курс «по мотивам» очного. Их объединяет только общая тема и конечные цели. Даже название процесса «перевод из очного формата в онлайн» является условным и по сути некорректным. Речь идет о процессе создания совершенно нового продукта. Процесс упрощается, если учитывать принципы, требования и правила – одним словом, знать методологию.
После того как первый онлайн-курс собрали, пилотировали, усовершенствовали и пересобрали, Вячеслав обучил подготовке онлайн-программ в другой компании – в X5 Retail Group.
Здесь он убедился, что наличие идеологии, объединение вокруг задачи специалистов, освоивших методологию переноса курсов в онлайн, упрощает и ускоряет задачу, позволяя получить качественный продукт быстрее, а процесс его разработки организовать более стройно и слаженно.
Модель перевернутого обучения – не просто выход из положения и попытка вложиться в отведенное онлайн-время. Подход добавляет ценность курсу за счет создания более безопасной среды.
Обычно новая задача, требующая делать то, чего человек раньше никогда не делал, – это стресс. Но когда выполняешь работу вместе с тренером и все оказывается не так страшно, как представлялось, растет уверенность в своих силах, появляется энергия и желание создавать.
Низкая вовлеченность в онлайне – миф. Как показал опыт, кривая явки может расти – в конце обучения людей может оказаться больше, чем на старте.
Основной секрет вовлеченности в онлайне – практическая необходимость обучения. Участник должен понимать, ради чего и зачем он учится, что обучение даст ему буквально сегодня или уже завтра, как будут применены новые навыки.
Мотивирован должен быть не только участник, но прежде всего его руководитель. Невероятного эффекта можно достичь при сотрудничестве руководителя с провайдером образовательных услуг в поиске путей мотивации участников обучения.
Ярким примером может стать кейс Вячеслава Кирина в X5 Retail Group: руководитель поставил сложную задачу, а обучение позволяло с ней справиться.
Исходя из приведенных примеров, при знании методологии и даже в процессе ее изучения можно полноценно перевести курсы, доведя их до полной готовности, пропилотировав и собрав обратную связь за менее чем два месяца. С нуля – и до полноценной реализации даже при условии, что человек никогда раньше этим не занимался.
Многие участники обучения разработали большинство материалов, а одна группа представила полностью готовый курс:
Важно помнить, что максимального эффекта при переводе в онлайн удастся достичь, если над этим будет работать команда, а не отдельные сотрудники.
Вячеслав Кирин об экспертизе онлайн-тренеров:
Онлайн – это будущее: даже после того, как мы вернемся к привычной жизни, этот опыт останется в арсенале компаний как преимущество. Многие компании занялись переходом в онлайн в силу обстоятельств, но уже сейчас начинают видеть для себя выгоды – экономию финансов и времени, возможности масштабирования, привлечение внешних экспертов из других городов. Эти выгоды становятся все более существенными.
Если методология используется правильно, если тренер владеет инструментарием и умением работать в онлайне – он способен предложить своей компании качественный востребованный продукт.
Умение создавать учебную программу в онлайне – очень важный навык современного тренера. Для компаний, у которых есть свои внутренние тренеры, такая компетенция может стать очень важным приобретением. Благодаря программам обучения тренеров, у компаний появилась возможность получить такую экспертизу внутри и применять все возможности онлайн-обучения не только с помощью внешних экспертов, но и своими силами.
Знание методологии подготовки и проведения онлайн-программ и способность обучать этому внутри своей компании – очень полезный навык для внутренних тренеров и перспективный актив для компаний.