Блог
28.02.21

Перевернутое обучение оказалось идеальным для онлайна

Комментарии и рекомендации методолога Вячеслава Кирина


Как обучать людей в условиях ограничений? Решением может стать перевернутое обучение. О том, что такое перевернутое обучение, как оно помогает обходить существующие ограничения, рассказывает опытный бизнес-тренер, методолог онлайн-обучения, эксперт по системному мышлению и выпускник курсов цифровых тренеров ManGO! Games Вячеслав Кирин.
Рекомендуем
Проводим онлайн-обучение, деловые игры, фасилитационные сессии и умные тимбилдинги

ПОДКЛЮЧИТЕСЬ К КАЖДОМУ!
Как определить тип участников онлайн-тренинга и что делать?

Скачать тест-карту бесплатно
Перевернутое обучение оказалось идеальным для онлайна: комментарии и рекомендации методолога Вячеслава Кирина | Заказать бизнес тренинг с геймификацией в ManGO! Games
Перевернутое обучение оказалось идеальным для онлайна: комментарии и рекомендации методолога Вячеслава Кирина | Заказать бизнес тренинг с геймификацией в ManGO! Games

Перевернутое обучение – один из ответов на вызовы новой реальности, подход, который был выбран командой ManGO! Games как решение в условиях множества ограничений, с которыми мы столкнулись в начале пандемии в 2020-м. Сейчас мы уже можем назвать перевернутое обучение оправданным и оптимальным способом организации учебного процесса, при котором удается бережно относиться к ресурсам, обеспечивать глубокое усвоение и поддерживать высокую вовлеченность обучаемых – иногда даже с показателями выше 100%. Именно таких результатов достигает Вячеслав Кирин в своих проектах. Мы попросили его рассказать о сути подхода и о секретах эффективности онлайн-обучения.

Повышение практичности

Перевернутое обучение – это способ организации учебного процесса, нацеленный на повышение практичности. Модель представляет собой другой подход к усвоению и применению получаемой информации, чем тот, к которому многие привыкли.

Со школы мы знакомы с классической моделью обучения: на уроке или лекции учащиеся получают теоретический материал, а в ходе выполнения домашнего задания – применяют его на практике. Такой подход осмыслил и систематизировал Бенджамин Блум.

Он выделил 6 уровней познавательного процесса:

  1. Знание.
  2. Понимание.
  3. Применение.
  4. Анализ.
  5. Оценка.
  6. Создание.

На каждом уровне – своя педагогическая цель (узнать, понять, научиться применять и т.д.). Классификация известна как «таксономия Блума», подробно она описана в книге Блума «Таксономия образовательных целей: сфера познания».

В классическом подходе основная часть урока посвящена первым двум уровням – передаче знаний и проверке понимания. Это самые простые уровни. Более сложные – применение, анализ, оценка и создание – отдаются на самостоятельную проработку, когда у учащихся нет простой и доступной возможности обратиться за помощью к преподавателю.

Было бы идеально, если бы учитель мог сопровождать учащихся и при подготовке домашнего задания, но время на очные занятия ограничено. Если урок посвятить объяснению нового материала, то на применение знаний времени не останется, поэтому люди применяют новые знания дома. Наверное, было бы разумнее, если бы дома люди занимались более простым – изучением теории, а применять ее учились вместе с преподавателем.

Об этом задумались учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн (США), которые предложили технологию «Перевернутое обучение». Возможности и особенности технологии они описали в книге «Перевернутое обучение или как достучаться к каждому ученику на уроке».

Подход похож на решение домашней работы в классе – отсюда и метафора «перевернутого класса».

«Пытаясь применить полученные знания дома, люди остаются один на один с возникающими трудностями, – объясняет бизнес-тренер Вячеслав Кирин, – в сложные моменты им не к кому обратиться. Перевернутое обучение позволяет изучить теорию дома, после чего учащиеся приходят на урок и начинают применять новые знания. Когда они сталкиваются с трудностями, рядом есть человек, которому они могут задать вопрос и продемонстрировать результаты. Идея в том, чтобы во время встречи с преподавателем учащиеся получали больше пользы».

В этом была идея перевернутого класса Самса и Бергманна, которые предложили ее для школьников. Теория была проверена на практике в школе, но широкого распространения не получила.

По-настоящему «взлетела» только в онлайн-формате

По-настоящему преподаватели и обучаемые смогли оценить идею «перевернутого класса», когда корпоративное обучение ушло в онлайн, а бюджеты, выделяемые на него, сократились. Ограничения заставили искать рациональных решений.

В онлайне модель «перевернутого класса» оказалась идеальной. Онлайн-сессия ограничена по времени: если тратить время на подачу новой информации, то на практику его не хватит, к тому же в онлайне практика всегда требует больше времени, чем в очном формате.

Таким образом, практика «перевернутого класса» в полной мере нашла свое применение именно в онлайн-обучении.

Участникам сначала не нравится…

Результаты онлайн-обучения поражают, во всяком случае результаты онлайн-курсов Вячеслава, подготовленных по принципу «перевернутого обучения». Тем не менее, по наблюдениям тренера, участники курса неохотно восприняли новый подход. Поначалу не понравилось. Пришлось менять привычки. То же самое когда-то было с тренинговым форматом 20 лет назад: привыкнув к структуре обучения в институте с лекциями и практикой, перестроиться на получение практических знаний на тренингах было непросто. Со временем скептический настрой исчез, а в эффективности тренингов уже никто не сомневается.

Люди привыкли приходить на обучение в состоянии «чистого листа», без подготовки. Им все рассказывают, а они только потребляют. Как минимум, на старте от них ничего не требуется. Модель перевернутого обучения требует подготовки даже перед первой встречей с бизнес-тренером – это вызывает естественное сопротивление.

Нужна мотивация

И все же «сопротивляются» не все. При подготовке кадрового резерва внутренний протест не наблюдается, участники относятся к занятиям ответственно. Это связано с внутренней мотивацией. Напрашивается вывод: для высокого результата обучения нужна высокая мотивация.

Если внутренней мотивации обучающихся недостаточно, тренеру требуется немало усилий, чтобы мотивировать и вовлекать участников. Важную роль в этом играет качество материалов для самостоятельного изучения.

Если предложить для предварительного обучения сложную научную статью, она скорей всего не будет изучена. Материал должен быть кратким, емким, легко воспринимаемым, в удобном формате. Легче всего в качестве прерида воспринимаются короткие видеолекции.

Секреты высокой мотивации обучения

Без высокого качества подачи вовлечение будет падать. Но самой высокой мотивации можно достичь:

  • если мотивирован руководитель обучаемых,
  • если у обучаемых есть рабочая задача, решить которую поможет обучение,
  • если результаты обучения можно прямо сейчас применять на практике,
  • если обучение поможет обучающему проверить и продемонстрировать свои профессиональные компетенции.

Все эти выводы можно сделать из реального опыта Вячеслава Кирина и его реальных кейсов. Например, при обучении внутренних тренеров сети «Пятерочка» явка в полторамесячной обучающей программе не падала, а росла – результат-феномен.

Перевернутое, модульное, смешанное

Суть концепции перевернутого обучения – в вынесении теории «за скобки», однако успеха можно достичь не только благодаря такой структуре процесса освоения знаний. Самым эффективным на данный момент решением оказалась связка перевернутого, смешанного и модульного обучения:

  • Перевернутое обучение (flipped learning) – это одна из форм смешанного обучения.
  • Смешанное – совмещающее разные форматы: синхронные* и асинхронные занятия, с преподавателем и самостоятельно, индивидуально и в группе.
  • Модульное – предполагающее структуру учебной программы, которая состоит из автономных учебных блоков, модулей.

*Синхронное занятие – это такое, на котором вся группа присутствует одновременно. В онлайне синхронное занятие должно не превышать 2 часа, больше – неэффективно.

Именно такой стек инструментов освоили выпускники программы цифровых тренеров ManGO! Games, среди которых был и Вячеслав Кирин, который поддерживал идею перевернутого обучения до курса, а в ходе обучения получил практический опыт ее применения.

Такой подход к обучению, как показало время, успешно прижился в исполнении разных тренеров, помог поверить в эффективность онлайн-формата дистанционного обучения не только клиентов ManGO! Games, но и клиентов выпускников курсов ManGO! Games.

Примечательно, что Вячеслав Кирин не просто применяет этот подход в своей практике, но и готовит в таком же ключе новых цифровых тренеров для своих клиентов. Вдохновляют его кейсы, особенно для X5 Retail Group.

«Ценность подхода, – обращает внимание Вячеслав, – не просто в структуре: блоки, премодульная работа, постмодульная работа. Ценность – в изменении сознания, в переосмыслении подхода к созданию обучающей программы, которое пришло как раз во время обучения в ManGO! Games».

Хотите обучение в своей компании?
Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных