Работа в команде – это
работа над общей целью. Это первый признак командности. Не просто знать, что где-то в вакууме существует какая-то общая цель, а иметь горячую заинтересованность в ее достижении. В играх навык командного взаимодействия заметен особенно хорошо: одни словно забывают об общей цели и сосредотачиваются на индивидуальных задачах, другие учитывают ее, третьи уточняют цель, даже если ее не озвучили. Поэтому лучшая диагностика командности –
деловая игра. Групповая цель в команде воспринимается каждым как своя собственная. Каждая ли компания может похвастаться подобной мотивацией? А ведь это первое условие успешной командной работы. При этом личная мотивация может быть материальной и нематериальной, положительной или отрицательной.
Инициатива и проактивность – еще один признак командности. Люди в команде стремятся продумывать наперед, подсказывать друг другу, как лучше, искать оптимальные пути достижения цели. Если в вашей организации не принято проявлять инициативу – создать команды будет непросто, если вообще возможно. Отдельные люди могут проявлять инициативу, но это еще не признак команды: если большинство пассивно ждет распоряжений руководителя, не начинает действовать и не предлагает, как решать ту или иную задачу, это еще не команда. Зато если инициатива приводит к конфликтным ситуациям – это еще неэффективная, но уже команда на начальных этапах своего формирования. Команду не нужно контролировать – она автономна.
Согласованное понимание ситуации и согласованность действий. В команде у каждого могут быть свои представления о том, как лучше достичь желаемого результата, но все одинаково видят, что именно происходит и где мы сейчас, и, что тоже очень важно, согласны с происходящим. Это требует навыка коммуникации, но пока он не развит, говорить о команде рано. Сначала потребуется обучение. Сотрудники просто могут научиться имитировать командную деятельность, это не даст желаемого результата.
Взаимоконтроль в команде заменяет контроль извне. Коллеги работают вместе и специально узнают о том, что делает каждый, чтобы вовремя заметить проблему, помочь, подбросить идею или дать обратную связь. Ведь совместная деятельность ведет к желаемому для всех результату. При этом компания, не сумевшая создать команды, может видеть привлекательную картинку: люди собираются на планерки, организуют ретроспективы, проводят мозговые штурмы и командные сессии, активны во всех предложенных ритуалах. Сотрудники могут покорно выполнять все, что требует от них руководство, но лично каждого совершенно не интересует, что делает коллега, каждый сосредоточен только на себе. Да они и не знают друг о друге почти ничего. В команде часто принимаются совместные решения, в рамках совместных проектов люди делятся аргументами и личными принципами, примерами из собственной жизни, у них завязываются более тесные контакты, они постепенно учатся
адаптироваться друг к другу, доверять, коммуницировать напрямую, поддерживать друг друга. Любая разминка перед бизнес тренингом на знание своих коллег может показать, есть ли интерес друг к другу, понимание, кто рядом, и чем каждый занимается.
Если в команде есть взаимоконтроль, то сама
команда выступает автономной единицей, взаимодействуя с руководством, заказчиками, другими заинтересованными. Она принимает решения, использует и контролирует ресурсы, несет ответственность за результат своей работы. Компании нужно взаимодействовать с командой как с в оговоренной мере независимым субъектом. Все ли компании способны выдерживать такие правила? Попытки нарушать это условие – взаимодействовать с командой как с автономией – не позволяют команде действовать эффективно и ставят под угрозу полноценное функционирование команды. Сотрудники должны быть организованы в команду, желательно грамотно их подобрать (
смотрите тест Белбина), после чего дать им установить свои правила работы в команде, свои правила взаимодействия, свои способы достижения поставленных перед командой задач, учитывая ограничения и ожидания компании.
Данный подход предполагает нацеленность на кооперацию, а не на конкуренцию, поэтому важно грамотно планировать и мероприятия по развитию сотрудников: например, не всегда будут уместны соревнования по персональным достижениям, если требуется результат коллективный, командный.