Блог
29.02.20

Как научиться объяснять

Руководить – значит контролировать. Вряд ли кто-нибудь будет отрицать это. Однако многие теряют контроль над ситуацией и постоянно задаются вопросами: почему меня никто не понимает, почему у меня не получается продать, почему я целыми днями работаю, а коллега ничего особого не делал, а уже поднялся и стал влиятельным?

Недавно представители ManGO! Games побывали на крупнейшей ежегодной выставке Learning Technologies 2020, посвященной технологиям в обучении. Мы узнали, в каком направлении прилагаются усилия в корпоративном обучении. Говорили там много о чем – о скорости запуска системы корпоративного обучения, о персонификации, вовлеченности, автоматизации, микрообучении и обучении на рабочем месте. Стало ясно, что появилась тенденция внутрикорпоративного бизнес коучинга и взращивания собственных бизнес тренеров и коучей. И даже в рамках этого мероприятия поднимались такие темы как навыки объяснения. Поговорим именно о них.
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Как научиться объяснять | Здесь можно заказать актуальный тренинг для сотрудников. ManGO! Games – тренинги с высокой доходимостью
Как научиться объяснять | Здесь можно заказать актуальный тренинг для сотрудников. ManGO! Games – тренинги с высокой доходимостью

Без умения объяснять никак – ведь от искусства объяснения зависит эффект от внутреннего коучинга и развития собственных тренеров, и прежде всего лидерство в компании. Как научиться объяснять, помогут ли в этом тренинги эффективного общения или нужно знать определенные секреты и оттачивать специальные навыки – будем разбираться.

Ты меня не понимаешь

Знакомая фраза? Наверное, хотя бы раз в жизни мы сами или нам говорили эти слова. Возможно, это было в детстве, дома, в быту, на досуге. Но если подобное происходит на работе, то компания теряет прибыль. Поэтому уметь доносить свои мысли важно помимо всего прочего с точки зрения профессионализма.

Особенно такие навыки нужны продавцам и маркетологам – чтобы товар покупали, покупатели должны понимать, о каком товаре или услуге идет речь, и зачем это им нужно.

Научиться объяснять и прокачать свои навыки влияния можно на тренингах, а можно и самостоятельно. Рекомендуем книгу «Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова» Ли ЛеФевера, в которой даны полезные практические советы.

Счастье быть понятым

Эта книга может стать вашим путем к счастью. Ведь это счастье и настоящая роскошь – знать, что тебя понимают. Но настоящие чудеса эта книга способна сделать в бизнесе. Искусство объяснения в бизнесе очень ценно и всегда ведет к прибыли. Причем независимо от масштаба. Общаетесь с друзьями, деловыми партнерами или открыли свой ютуб-канал и обращаетесь ко всему миру – умение объяснить доходчиво и просто всегда приведет к успеху.

Автор книги в прошлом интернет-маркетолог. Поработав на этом поприще какое-то время, он понял, что ему постоянно приходится доносить до сотрудников различные идеи, и начал думать о том, как сделать процесс объяснения более эффективным. В результате работы над этой задачей в сети появились очень интересные видеоролики его авторства – для Google, Twitter, Dropbox. Он создавал сюжеты, которые были очень простыми, и при этом идеально доносили необходимые идеи. В чем причина его успеха? Он выяснил, какие законы лежат в основе процесса объяснения. Чтобы убедиться в качестве видеороликов, поинтересуйтесь продуктами компании Common Craft, которую основал Ли ЛеФевер.

Изучая эти законы, становится совершенно ясно, что без их знания развитие лидеров невозможно. Теперь эти законы и открытия Ли ЛеФевера доступны в его книге. Что это за законы?

Первое, что важно понимать, что объяснение – это важный навык, которому можно научиться. Большинство даже не догадываются об этом, поскольку всю жизнь что-то кому-то объясняют. Однако не всегда успешно. Кому-то не удается уговорить близкого пройти лечение и ситуация заходит опасно далеко, кто-то не может объяснить руководителю, почему решение должно быть именно таким, а кто-то не может объяснить собственному ребенку, почему учиться так важно. В результате теряются возможности – у нас, у наших близких. Но если вы научитесь объяснять, потери превратятся в находки. 

Второе, что важно знать: само объяснение – это не набор правил, это искусство. У каждого, кто что-нибудь объясняет, получится в итоге свой результат, свое творчество. У искусства объяснять, как у любого искусства, есть свои инструменты.

Третье, что важно знать – структуру объяснения. Объяснение состоит из таких элементов:

  1. План.
  2. Упаковка.
  3. Презентация.

Создание объяснения

Прежде, чем начнем создавать объяснение, разберемся в том, что такое объяснение. Объяснение – это ответ на вопрос. Однако, это не простой вопрос. В этом вопросе содержится некоторый вызов или проверка на прочность. Поэтому недостаточно озвучить ответ – его нужно подготовить специальным образом.

Объяснение – это упаковка, в которую заворачивается ответ или идея. Упаковка призвана сделать содержание более понятным.

Элементами упаковки могут выступать:

  • Контент.
  • Истории.
  • Связи.
  • Описания.

Как только объяснение упаковано – не стоит отправлять его на полку, им нужно делиться. Есть разные способы донесения информации до своей целевой аудитории. Важно правильно выбрать формат и умело презентовать. Для эффекта можно пройти речевой тренинг, но сейчас мы поговорим не об ораторском искусстве, мы об этом писали, а о структуре объяснения.

Что такое объяснение

Донести мысли можно по-разному. Чтобы создать объяснение, нужно понимать, что может быть ответом на вопрос, но не является объяснением. Это поможет понять особенность именно объяснения.

Описание – это составление представления о предмете или явлении.

Определение – это описание буквального смысла предмета или явления.

Инструкция – это порядок действий при той или иной ситуации для получения того или иного результата.

Детализация – подробная информация для всестороннего представления о предмете или явлении.

Отчет – сообщение о событии для передачи фактов другим людям.

Иллюстрация – пример для разъяснения идеи.

Все эти формы сообщения информации или ответа можно использовать при построении объяснения.  

Объяснение – это одна из форм сообщения, представляющая собой действие или процесс, который делает что-то известным, простым или понятным.

Есть еще определение. Объяснение – это набор утверждений для описания набора фактов таким образом, чтобы стали понятными их причины, контекст и последствия. Цель объяснения – улучшение понимания.

Теперь представьте, что внутренние тренинги для персонала ведет человек, не умеющий объяснять, то есть, не умеющий сделать факты простыми и понятными. Ясно, что подобное недопустимо. Поэтому эффективная компания отправляет таких людей на тренинги тренеров и поощряет самообразование. В таком случае обсуждаемая книга обычно появляется на полках внутренних тренеров.

Поставить себя на место другого

Представьте, что вам нужно показать кому-то дорогу. Единственный способ сделать это просто и понятно – объяснить с позиции собеседника, то есть, стать на его место и оттуда мысленно двигаться. В книге дается развернутое объяснение, почему так, но для способности хорошо объяснить, нужна способность поставить себя на место другого. Чтобы объяснить, нужно отдалиться от собственных представлений и встать на точку зрения слушателя.

Просто каждый раз, когда нужно что-нибудь объяснить, представьте: вы – у себя дома, рядом с вами – водитель, который впервые в этой местности, и он не может знать того, что знаете вы. Ему нужно объяснить дорогу.

Творчество и контекст

Теперь представьте, что вам сообщили об открытии, но не сказали, где его можно применить. Вы можете сами собрать варианты применения, но все же этот пример показывает, насколько мелкое значение имеет открытие без обозначения контекста, где оно может быть применимо.

Так и с объяснением. Для понимания нужен контекст. И создаете его вы сами. Это творчество.

Надо сказать, что нас окружает множество фактов, которым у нас нет объяснений. Насколько лучше был бы мир, если бы каждый окружающий нас факт сопровождался простым и понятным объяснением. Насколько безопаснее и лучше было бы жить. И насколько ценен человек, способный хоть немного, но делать мир именно таким – понятным, доступным, объясненным. На самом деле таких людей очень мало. Представьте также, насколько мало веса имеет ученый, сделавший открытие, если это открытие невозможно объяснить.

Получается, что важность объяснения не ниже, чем само открытие. Мало того, без объяснения открытие не станет открытием, поскольку его ценность так и останется неизвестной. Объяснение фактов – это искусство. Однако это не значит, что объяснение доступно только творческим людям. Можно иметь аналитический ум и уметь объяснять. Важно глубоко понимать, что объяснение – это продукт творчества. Объяснение состоит из фактов, представляющих собой новый подход к идее. Это не создание фактов, а только упаковка их.

Основная задача объяснения – превратить факты в полезные, информативные и запоминающиеся идеи.

Снизить цену понимания

Важно разглядеть то, что находится у всех перед глазами, но то что никто не понимает. Цениться будет тот, кто сможет снизить цену понимания. Например, в стране кризис. Мало кто понимает, из чего он состоит: все эти сложные процессы, специфические термины. Но если находится человек, умеющий объяснить все «на пальцах» – он снизит цену понимания для множества людей. Им станет легче и они смогут воспользоваться информацией.

Что произойдет дальше? Они станут интересоваться вопросом, который еще вчера был пугающим и неизвестным, а сегодня стал понятым и близким. Точно также происходит и с продажами, и с персоналом. Хорошее объяснение формирует интерес и перспективу участия.

Как упаковать и презентовать факты

Сначала у нас есть только факты. Пробуем найти для них идеальную упаковку, новые связи между ними и новые углы обзора. Для этого советуют внимательно смотреть на факты и думать над вариантами. Вот что получилось у автора рассматриваемой книги, когда перед ним стала задача объяснить суть плагиата: ролик о плагиате. Обратите внимание, что само слово «плагиат» появляется не в начале ролика. Сначала обсуждаются простые и известные людям понятия, потом они связываются с понятием «плагиат».

Каков был ход подготовки этого объяснения? Перечислялись мысли одна за другой, пока не был выбран самый удачный подход:

1). В ходе размышлений обнаружили, что сам факт плагиата считают неправильным, но смысл его глубже и над этим мало задумываются.

2). Важным посчитали то, что плагиат угрожает системе, от которой зависим мы все. Именно эту мысль решили донести до слушателя.

3). Почему плагиат угрожает системе? Потому что становится неясно, кто именно сделал важный вклад.

4). Здесь место эмоциям. Это неуважение ко всей системе идей!

В примере объяснение передано через видеоформат. После тщательной упаковки следует выбрать самый удачный в конкретном случае формат презентации.

Резюме

Подведем итоги и убедимся, что суть раскрыта.

Если нужно что-то кому-то объяснить – не спешите делать это на ходу. Так делают все. И терпят неудачи. Единицы умеют это делать от природы и единицы научились этому искусству сознательно. Мы стремимся ко второй группе.

Зная, что это искусство, относимся к задаче как к минипроекту:

  • Собираем мысли и факты.
  • Ищем самые удачные.
  • Соединяем факты между собой, учитывая позицию собеседника.
  • Заворачиваем факты в удачную, простую и запоминающуюся упаковку.

Это искусство и творческий процесс. Удивительно, но в ходе подготовки фактов и их упаковки, сам автор объяснения делает для себя мини-открытия. Именно в таком случае объяснение станет произведением искусства, результатом творчества, снизит людям цену понимания и обеспечит лояльность аудитории. А это и управление процессами и результатами, и контроль над ситуацией. Чтобы все это произошло, советуем прочесть книгу – в ней подробно и понятно описывается весь процесс подготовки объяснения с вариантами и важными советами. А чтобы получать ценные советы на тему обучения и развития персонала, посещайте блог ManGO! Games, подписывайтесь на рассылку на любой странице блога, приходите на бесплатные мероприятия ManGO! Games.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games