Наверное, именно популярность этого инструмента в связке с недостатком информации вызвала так много мифов вокруг микрообучения. Исправим это и разберемся, что можно назвать микрообучением, а что нет, насколько оно на самом деле полезно и при каких условиях.
Когда появилось микрообучение? В тренд этот вид обучения вышел в 2018 году и постепенно набирает популярности, однако и до этого времени такой подход в обучении активно использовался как минимум в обучающих сервисах, реализованных как веб и мобильные приложения.
Перечислим самые распространенные мифы о микрообучении и разоблачим их.
Миф 1. Микрообучение – это что-то новое, ранее не используемое. Это не так. Дело не только в том, что микрообучение существовало до 2018 года: оно, похоже, существовало всегда, с тех пор, как появились обучающие программы. Курсы бывают разные. В некоторых реализациях самых разных программ информация делится на микропорции, что позволяет учиться незаметно. Обычно так предлагают изучать что-то дополнительное, например, иностранные языки. По слову, по правилу, шаг за шагом, человек может освоить за весь период, например, за год, довольно большие объемы информации.
Но суть даже не в этом. Иногда это единственный способ не бросить учебу. Актуально для «вечно занятых» людей. Предусмотренная курсом вовлеченность не отпускает человека, к тому же часто речь идет всего о нескольких минутах в день, за которые человек не успевает устать.
Известный немецкий психолог Герман Эббингауз пробовал этот прием, когда экспериментировал с различными способами эффективного восприятия и запоминания информации. Это было еще в 19-м веке. Но несколько лет назад этот подход был подан как отдельный инструмент, чтобы обратить на него внимание. В это время как раз появилось много новых форматов контента, например, видео.
Миф 2. Микрообучение требует от ученика мало времени. Это не совсем так. Микрообучение вообще не отталкивается от продолжительности. Нет разницы, сколько времени вы потратите. Главное достичь цели. Микрообучение – это про цели. Достиг маленькую цель, например, выучил одно новое слово в день – значит, один шаг пройден. Конечно, можно подсчитать, сколько времени уходит на изучение одной порции информации, но задачи у этого инструмента другие.
Микрообучение не помогает сократить время на изучение, но оно помогает достичь 100% попадания в учебную цель. Существуют разные технологии корпоративного обучения и обучения вообще, они взаимодополняют друг друга и играют каждый свою роль. Микрообучение – один из форматов, особенности которого в отсутствии отступлений и дополнительной информации, а также в отсутствии перерывов во время одного урока. Закрепление материала происходит не в конце урока, а в следующих уроках через определенные интервалы времени.
Миф 3. Микрообучение всегда связано с видео. Сейчас корпоративное онлайн обучение активно развивается, особенно в поисках эффективных форматов контента. Видеоформат оказывается гораздо эффективнее многих других, поэтому часто используется. Используется он и в микрообучении. Однако микрообучение не ограничивается видеоформатом – это могут быть тексты, изображения, инфографика, игры и многое другое. Микрообучение – это формат подачи контента, а не формат контента.
Миф 4. Микрообучение применимо только для простых тем. Это совсем не так. Микрообучение подходит для сложных тем и позволяет изучить любой, даже довольно сложный, материал. Этот формат применим для любого этапа работы в компании и для любых сотрудников: его можно применить как для вступительного ознакомления со спецификой работы в компании, так и для развития руководителей компании.
Миф 5. Микрообучение способно заменить все остальные виды обучения. Или так: микрообучение скоро заменит все другие виды обучения. Не существует единого универсального инструмента, особенно что касается корпоративного обучения, поэтому такое утверждение неверно.
Миф 6. Микрообучение подходит только для самообучения. Очень часто микрообучение используют для самообразования, однако этот инструмент вполне подходит для работы с командой и других вариантов организации учебного процесса. Иногда микрообучение совмещает основные и дополнительные материалы, когда дополнительные можно освоить самостоятельно. Самостоятельно или в группе – не имеет значения, у данного формата нет подобных ограничений. Более важно, чтобы сами материалы вызывали желание учиться.
Миф 7. Микрообучение подходит только для новых поколений – миллениалов и «поколения Z». Перед компанией ставится задача управление эффективностью всех сотрудников, разных поколений. Для некоторых поколений более приемлемы одни подходы, для некоторых – другие. Это важно учитывать и именно поэтому персонализация в современном корпоративном обучении – это не просто слова.
Проводимая во многих компаниях оценка компетенций дает информацию, которая заставляет задумываться над тем, как с максимальным эффектом дать сотрудникам недостающие знания и навыки. В ряде случаев оптимальным вариантом становится микрообучение. Но не относительно определенной группы сотрудников. Микрообучение подходит всем возрастам, не в последнюю очередь благодаря его адаптивности и персонализированности. Микрообучение по своей сути ориентируется на обучающего и отвечает его специфическим потребностям, подстраиваясь под него. Именно поэтому микрообучение подходит всем, однако возраст учитывается при разработке контента.
Как и любой инструмент и любой формат, микрообучение требует грамотного применения. Если его правильно внедрить – оно поможет решить огромное количество самых разных задач. Приведем примеры, какие задачи удалось решить компаниям с помощью микрообучения:
Тренд развивается и привлекает к себе активное внимание всех, кто связан с корпоративным обучением. Интересовался новшествами и техническими решениями в микрообучении также бизнес-тренер и директор по развитию ManGO! Games Олег Косчинский на ежегодной выставке Learning Technologies 2020 в Лондоне.
Вот на что обращают сегодня внимание разработчики платформ для микрообучения.
Микрообучение – это суперсила, считают разработчики платформ под микрообучение, если использовать все важные возможности таких платформ. Это:
Современная платформа для реализации микрообучения должна включать все перечисленное, однако и это еще не все. Платформа должна уметь адаптироваться под обучение для саморазвития, обучение для поддержки производительности и под смешанные программы.
Микрообучение должно позволять формировать и постоянно расширять библиотеку, предоставлять возможность обучаться «на ходу» и на любом устройстве, а также «на ходу» и без сложностей пополнять базу знаний. Платформа для микрообучения должна обеспечить возможность привлекать сотрудников и вовлекать их в процесс, поэтому к ее разработке подходят и с точки зрения маркетинга.
На Learning Technologies 2020 все это уже было представлено – системы, отвечающие перечисленным требованиям, уже существуют. При этом внедрение микрообучения с использованием современных платформ отличается экономичностью и эффективностью.
Следите за блогом ManGO! Games, подписывайтесь на рассылку ManGO! Games и будьте в курсе каждой новинки в корпоративном обучении и в цифровых решениях для обучения.