Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Все тренды обучения в основном сводятся к получению знаний и опыта как можно быстрее и приятнее, тогда как времени у потребителей этого обучения становится все меньше. Информации все больше – времени все меньше. Увы, это наша реальность, микрообучение – ответ на такую ситуацию.
Для более объемного усвоения определенных знаний решение найдено – это проведение деловых игр. Особенности взаимодействия в ходе деловых игр обеспечивают осознание важных принципов и симуляцию бизнес-процессов. Например, деловые игры по управлению позволяют получить реальный опыт и прожить множество фрагментов, требующих принятия решения, что в разы приближает результат по сравнению с теоретическим освоением материала и тренингами управленческих навыков без закрепления важных навыков в игре.
Само же получение знаний тоже можно упростить, заменив лекции и изучение литературы микрообучением, не требующим специального выделения времени, поскольку это обучение, происходящее «по ходу».
Если получать знания маленькими порциями, не отвлекаясь от основной деятельности, можно незаметно для себя освоить много важной информации. В этом суть микрообучения.
Микрообучение – это обучение порциями – сегодня пять минут, завтра десять, и через какое-то время материал освоен.
Некоторые считают, что важная особенность микрообучения – отсутствие необходимости отрываться от текущего графика, однако это не так. Возможность не нарушать график скорее приятный дополнительный бонус к этой форме обучения.
Исследователи подтвердили, что человеческий мозг намного лучше воспринимает информацию, если подавать ее небольшими частями, чем всю сразу. Мозгу необходимо время для усвоения каждой новой порции. Наверняка, вы сами испытали это на себе еще в студенческие времена, когда пытались подготовиться к экзамену за ночь. Это оказывалось довольно тяжело и все, кому приходилось скормить своему мозгу так много информации за короткое время, конечно же завидовали дисциплинированным однокурсникам, освоившим эту информацию шаг за шагом.
Даже если вам удавалось сделать подвиг и освоить всю информацию к экзамену – через короткое время она благополучно покидала вашу память.
Однако это пример со студентами. Уместен ли такой пример в отношении взрослых людей? Ведь они сами уже привыкли к общепринятому формату – два полноценных дня – 16 часов бизнес-тренинга.
Дети любят играть, но организуйте сотрудникам игру «Князья и капуста» (деловая игра, которая пользуется наибольшей популярностью), и вы увидите, насколько уместна игра для взрослых. Подростки любят подвижные игры и соревнования, но грамотно организуйте активный тимбилдинг для руководителей, чтобы убедиться, что взрослые очень даже нуждаются в подобном времяпровождении. Точно также и с микрообучением. Уже есть много примеров реального внедрения, которые мы сейчас и рассмотрим.
Приведем реальные примеры микрообучения взрослых людей.
В отелях Марриотт введена практика ежедневных корпоративных тренингов, которые длятся всего 15 минут. Это помогает поддерживать высокий уровень сервиса и практически не занимает времени.
В тех же отелях есть практика «Девизы дня». Ее суть – на протяжении одного для акцентировать внимание сотрудников на одном аспекте идеального сервиса.
В торговых компаниях практикуют ежедневные мини-тренинги по продажам. Они обычно проводятся по утрам, задавая тон всему дню. Если это делать системно и не превращать в мотивационную накачку, то результаты быстро становятся заметными в виде роста бизнес-показателей. Мы описывали подобный пример в одном из материалов блога «Чем мотивировать персонал: подавлять, обучать, играть?». Специалисты считают, что весь материал, которые дается на тренингах по продажам, при правильном структурировании можно подавать и ежедневно маленькими порциями. От этого он усвоится еще лучше, особенно в сочетании с мероприятиями по корпоративной культуре.
Успешно применяется микрообучение и в нашей повседневной жизни. Проект по изучению английского языка dictionary.com предлагает альтернативу традиционному подходу в виде подписки на одно слово в день. Таким образом совершенно незаметно для себя за год можно выучить 365 новых слов. Если это слова, подобранные профессионалами, то можно получить очень полезный словарный запас, не тратя на это ощутимое время.
Проект компании Ted Conferences ed.ted.com – пример микрообучения в области науки. Компания разработала более двухсот тысяч коротких видеоуроков на разнообразные научные темы, от строения мозга до истории готов – все, что стоит знать современному человеку. Кстати, посты в вашей ленте ютуб, которую вы сформировали, исходя из собственных предпочтений – не что иное, как ваше персонализированное микрообучение.
В последнее время замечено, что лекции и учебники дают меньше ожидаемого эффекта, чем раньше. Люди привыкли «жить в смартфоне», где самая разная информация подается маленькими порциями. Микрообучение для них становится более привычным, поскольку предлагает более привычный для большинства формат.
Однако все это не связано с ограниченностью людей, использующих смартфоны. Существует такое явление – «клиповое мышление». Это способ усвоения информации с помощью коротких образов. Исследования, проведенные в последние годы компанией Microsoft, дали знать, что даже взрослый человек способен удерживать устойчивое внимание всего до 8 секунд, далее активность восприятия снижается. Получается, что микрообучение основано именно на такой особенности – информация подается порциями через привычные каналы коммуникации. На данный момент чаще всего бизнес использует микрообучение как дополнительное к традиционным формам обучения.
Среди преимуществ можно назвать такие:
Самые распространенные и эффективные форматы микрообучения – приложения для мобильных устройств, короткие видео, аудиоматериалы, короткие электронные письма, новости в соцсетях.
Учитывая то, что человек сегодня всегда с мобильным устройством – мобильное приложение отличная возможность решить сразу несколько задач. Сотрудник сможет заняться обучением в моменты ожидания, например, в очереди, в транспорте, во время перерыва. Это может происходить как в рабочее, так и во внерабочее время. Ощущение полезного дела по сравнению с общепринятым отношением к потреблению развлекательного контента повышает значимость сотрудника в собственных глазах. Эффективность микрообучения доказана, а это значит, что уже через короткое время сотрудник ощутимо освоит важный для его работы материал и начнет осознавать пользу от обучения, погружаясь в следующий курс еще более активно.
Использование видеоконтента значительно сокращает время. Вместо целой главы иногда достаточно 10 минут обучающего видео хорошего качества, в котором материал подан коротко и емко. При подготовке видеороликов важно учитывать одну особенность: нельзя злоупотреблять повторением информации. Всегда есть возможность отмотать назад и прослушать повторно, но если в самом ролике будет повторение – интерес к нему пропадет. Единственное, что допускается – в конце ролика повторить основные моменты.
Микрообучение хорошо тем, что учитывает важный принцип обучения – одна задача в один конкретный момент. Одна тема – одна цель. Человеку некомфортно обучаться при перегрузке информацией. Избыток приводит к тому, что информация просто перестает восприниматься. Однако если ученика тема заинтересовала, у него должна быть возможность расширить свои знания. На уроке – только основное, но должен предлагаться доступ к дополнительной информации.
Есть готовые курсы и короткие материалы, которые соответствуют теме необходимого вам обучения. Однако важно убедиться, что они полностью совпадают с философией и подходами вашей компании. Тщательно проверьте основной материал и дополнительные ссылки. Важно, чтобы вся предложенная информация соответствовала вашему подходу и ценностям, а также была согласована с другими учебными материалами компании.
Активность обучения значительно возрастет, если материал разбавить мини-играми, квестами, головоломками – это активизирует внимание. При этом важно, чтобы подобные фрагменты были максимально приближены к специфике компании. Мини деловая игра по менеджменту на актуальную в компании тему помимо всего прочего поможет задуматься о важных проблемах компании, которые еще не решены. Таким образом прохождение курса с мини-игрой может подготовить участников к решению проблемы.
Не забывайте об обратной связи. Никто лучше не подскажет, как усовершенствовать систему, чем непосредственные пользователи.
Если вы психолог или внутренний бизнес-тренер компании, практика микротренингов может вам значительно помочь. Чтобы люди надежно усвоили важную информацию, организуйте десятиминутные обучающие мероприятия или помогите организовать их линейным руководителям.
Продумайте возможность формата, похожего на «Идея в день», «Слово в день», «Правило в день», чтобы сотрудники в течение одного дня помнили одну цель и применяли какой-либо один важный для их работы принцип, или закрепляли одну маленькую порцию знаний.
Если вы внешний тренер или консультант компании, дайте полезные рекомендации линейным руководителям о внедрении обучения и развития «порциями». Каждый руководитель сможет самостоятельно прочитать мини-лекцию и это, кстати, поможет сэкономить компании средства, которые раньше уходили на организацию тренингов. Тренинги не будут полностью исключены, но их количество может быть сокращено.
Чтобы мини-тренинги были интересными, помогите разработать интерактивные фрагменты – мини-игры, викторины или упражнения.
Не забывайте о повторении. Вся усвоенная информация должна складываться в одну картину и повторяться раз в несколько месяцев.