Блог
11.10.20

Нужна ли харизма лидеру?

Должен ли лидер быть харизматичным? Будем разбираться. Но точно известно следующее: люди, которыми управлял харизматичный лидер, даже если лидер оказывался обманщиком или вредителем, всегда вспоминают времена сотрудничества с таким лидером как период счастья, смысла, воодушевления.
Нужна ли харизма лидеру? | Заказать тренинг по командообразованию в ManGO! Games
Нужна ли харизма лидеру? | Заказать тренинг по командообразованию в ManGO! Games

Даже если сотрудник не получает высокую зарплату, он может хотеть ходить на работу и чувствовать себя счастливым при одном условии – если у него харизматичный руководитель. В чем волшебство и обязательно ли лидеру быть харизматичным – разбираемся.

Что дает харизматичный лидер сотрудникам

Прежде всего, при харизматичном лидере сотрудники максимально вовлечены. Обычно для вовлечения продумывают геймификацию, проводят деловые игры, тимбилдинги, работают над корпоративной культурой – и достигают успеха. Если же у руководителя есть харизма – такой же вовлеченности он может достичь собственным влиянием, силой своей личности.

При таком лидере сотрудники понимают цель и смысл своей работы, имеют высокую мотивацию, которая дает им силы достигать поставленных задач, у них появляется энергия, воодушевление, командный дух. Работа становится захватывающим приключением.

Зачем харизма лидеру

Сотрудники счастливы работать с харизматичным лидером. А есть ли польза от харизмы ему самому?

Харизма дает власть, которую не может дать даже самая высокая должность или статус. Известны генеральные директора, которые были управляемы и не имели реальной власти. Власть – это лидерство, которое подчиненные принимают.

Харизма может компенсировать недостаток статуса, знаний, опыта, а если все это есть, то укрепить и приумножить влияние, заслуженное за счет знаний, опыта, компетенций, должности. Бывает, харизматичные авторитетные сотрудники не находятся на высокой должности, потому что у них недостаточно опыта, знаний, соответствия этой должности в понимании руководства, но они все равно оказывают влияние на коллектив.

Харизма помогает вести за собой. Лидер может повести людей на благородное дело или на глупость и даже преступление – но за харизматичным пойдут, в этом плюс и сила харизмы.

Харизматичному лидеру подражают. Если лидер обладает ценными качествами, окружающие начинают становиться такими же. Они автоматически воспринимают его поведение как достойное внимания и желательное для них, поэтому стремятся повторять те же поступки и соответствовать той же модели. Если корпоративное обучение персонала нацелено на развитие определенных навыков, эффективность будет намного выше, если их демонстрирует лидер. И наоборот, если харизматичный лидер ведет себя иначе, чем учат на тренингах, успеха добиться будет намного тяжелее.

Харизматичному лидеру намного легче коммуницировать с сотрудниками:

  • Харизматичное влияние ослабляет критику, смягчает недостатки в его поведении. Иными словами, ему все прощают и продолжают прислушиваться.
  • Харизматичный лидер всегда эффективнее. Используя свое влияние, он быстрее добивается результатов. Это происходит за счет того, что на его пути меньше сопротивления.
  • В кризисные времена только харизматичный лидер способен склонить коллектив жертвовать своими интересами без внутреннего сопротивления.
  • Харизматичному лидеру нужно меньше средств для достижения цели. Ему не нужно мотивировать сотрудников дополнительно.

Если это коуч тренер, обучаемые быстрее достигнут нужного уровня, если руководитель – подчиненные будут быстрее справляться с задачами, будут работать воодушевленно и креативно. Такому руководителю просто нужно озвучить задачу и попросить сделать – подчиненные сделают все, чтобы выполнить задачу лучшим образом.

С харизматичным тренером корпоративное бизнес обучение даст больше результатов, сэкономит время и средства компании. Не нужно внедрять поощрения, премии, льготы – сотрудники и без того будут достаточно вовлечены. Сплошные плюсы. Существуют ли тренинги для руководителей, которые учат харизме?

Как стать харизматичным

Может показаться, что вся соль в харизме. Нужно найти Стива Джобса или Ричарда Брэнсона, и ваша компания взлетит. Это не так. Во-первых, такие харизматичные лидеры как Стив Джобс создают свои компании, во-вторых, трудно создать харизму из отдельных составляющих – имидж, искусство влияния, навыки коммуникации: все это можно развить, но не стать таким, которых называют харизматичными. Есть мнение, что харизма это нечто, что дано свыше – или есть, или нет. Верить или не верить мистикам – решать каждому, от этого мало что меняется, ведь нет никакого сомнения в том, что силу своего влияния можно и нужно развивать, а прежде всего, нужно развивать и укреплять лидерство.

Лидерству учатся. К примеру, тренинг «Вдохновляющее лидерство» ManGO! Games научит определять степень эмоционального влияния на людей, обучит приемам и способам как эмоционального, так и рационального влияния на окружающих. В ходе тренинга вы научитесь управлять своими и чужими эмоциями, выстраивать доверие, создавать безопасную атмосферу в коллективе, мотивировать, направлять и зажигать команду. Тренинг прорабатывает самые важные лидерские компетенции – умение управлять, направлять, мотивировать, создавать команду, развивать подчиненных.

Став сильным лидером, вы сможете достигать тех целей, которые удаются харизматику, даже если он не имеет необходимых лидерских компетенций. Станете ли вы при этом влиятельнее? Обязательно! Элементы харизматического управления вы приобретете. Вывод – бизнес тренинги для руководителей способны научить лидерству и харизматичному управлению, которое поможет достигать бизнес-целей легче, быстрее и комфортнее для сотрудников, вовлекать и мотивировать коллектив, создавать смысл и ценность работы, воодушевлять и направлять к цели. 

Среди эффективных лидерских умений обязательны навыки фасилитации, которые позволяют искать ответы на сложные вопросы, решать проблемы, которые другими методами решить почти невозможно. Там, где харизматичный лидер, не знающий современных приемов поиска решений, направит команду на рискованный шаг, мудрый лидер, умеющий решать проблемы без стресса, проведет фасилитационную сессию. Фасилитация – механизм, которому можно обучиться. ManGO! Games и проводит фасилитации, и учит фасилитировать.

В ходе тренинга ManGO! Games «Навыки фасилитации» можно научиться:

  • Вовлекать в процесс обсуждения всех участников, что даст в результате не такое решение, которое кто-то один «продавил», принудив других подчиниться, а которое спокойно приняли все члены команды.
  • Вдохновить группу работать продуктивно.
  • Управлять групповой динамикой, что позволяет приводить обсуждение к результату, не замораживая и не заводя его в тупик.

Тренинг развивает умение мотивировать, управлять конфликтами, умение слушать, работать в неопределенных ситуациях и использовать для их разрешения свои творческие способности.

Харизматичный от природы лидер, который владеет важными управленческими компетенциями, умеет сглаживать конфликты, управлять коллективом осознанно – настоящий подарок для любой компании, но и ему необходимо обучаться.

В каких случаях нужна харизма

Спрос на харизму появляется в кризисные времена. Только харизматичный лидер склонен повести за собой массы, даже в ущерб их интересам. В такие моменты харизма лидера помогает преодолевать угрозу, опасность, рисковать. Во времена революций и потрясений появлялись харизматичные лидеры, которые вели за собой массы на фоне переломных моментов. Но если подумать о периодах государств и компаний, когда все было тихо и благополучно, мы можем и не вспомнить, как звали лидеров, которые в такие периоды обеспечивали это благополучие. Можно предположить, что харизматичные лидеры либо появлялись в периоды потрясений, либо эти потрясения сами и создавали. А возможно они ищут потрясения, потому что только так могут проявить себя в полную силу.

Как бы там ни было, когда становится опасно, люди тянутся к харизматическим лидерам. Им кажется, что такой сильный влиятельный человек способен справиться с кризисом и защитить их. В одном из своих интервью Питер Друкер, вспоминая революции, войны, катастрофы, сказал: «Нам с головой хватило харизмы за прошедшие сто лет». Его слова касались не самой харизмы как магнетизма, обаяния и притягательности, а слепого почитания авторитарных деструктивных лидеров.

Харизматичные лидеры нужны организациям, где важно слепое доверие. Нужны они и в обычных компаниях, когда необходимо мобилизоваться в опасные и кризисные времена. Правда, в такие времена и у «обычного» руководителя «просыпается» харизма, чтобы защитить своих сотрудников. Но прежде всего руководители успешных компаний стремятся не допустить стресса и кризиса в своих стенах. В «мирное время» компаниям нужно глубокое мудрое управление без стрессов и сотрясений. Чтобы развить способности справляться с трудностями можно имитировать кризисные ситуации, используя деловые игры, организованные профессиональными тренерами.

Возможен ли успех без харизмы?

Ряд исследований убеждает нас в том, что компании способны достигать успеха и без ярких харизматичных лидеров. Кроме того, некоторые харизматичные лидеры наградили компанию своими лучшими ценностями, но доверили управление ею грамотным лидерам, играя роль вдохновляющего символа и отыгрывая важную роль только в сложные периоды. Возьмем к примеру Ларри Эллисона, бывшего генерального директора Oracle, который то ставил свою компанию под угрозу разорения, то спасал ее. Он в первой десятке Форбс, эксцентричный, яркий, харизматичный, но его компанией управляют менее заметные люди.

Еще один харизматичный лидер, основатель Virgin Ричард Брэнсон – икона своей компании, однако он задал тон и вектор, а сам дистанцировался от управления, делегировав эту функцию тем, у кого лучше получается.

У этих компаний есть харизматичный лидер и яркая легенда, но их успех не зависит только от харизмы. К тому же существует немало успешных корпораций со столетней историей, лидеров которых трудно назвать харизматичными.

Харизма помогает приблизить цель: если цель верна – компанию ждет быстрый успех, если не верна – скоро наступит крах. Поэтому харизма должна подкрепляться знаниями и опытом, или заменяться ими.

Мы склонны рассматривать истории успеха компаний с харизматичными лидерами: чем остросюжетнее история – тем лучше, главное хеппи энд. Но менее популярны истории с харизматичными лидерами, которые прогадали. Пример – турагентство TUI AG харизматичного Майкла Френцеля. Переориентировав сталелитейную компанию в туристическую, он не выиграл – акции TUI за 20 лет подешевели на 60%, тогда как проданное сталелитейное подразделение за тот же период принесло акционерам 270% дохода.

Разумный консерватизм

Есть лидеры, которые выбрали другую стратегию – не воодушевлять, а слушать своих сотрудников и опираться на экспертизу. Алан Мулалли, генеральный директор Ford, для выведения компании из кризиса предпочел метод фасилитации и практиковал групповое принятие решений. Руководителю нужно время, чтобы услышать своих сотрудников, зато это вовлекает и создает благоприятную атмосферу, что приводит к устойчивым результатам в долгосрочной перспективе.

Сделать свои компании успешными смогли также лидеры, которые поднялись по карьерной лестнице с самого низа предприятия – они знают о своем предприятии все. Glaxo превратилась из оптового поставщика в успешного производителя молочного порошка под руководством Алека Натана, сына основателя, который отлично знал компанию.

Харизматичный человек с даром быть в центре внимания с большой вероятностью будет преуспевающим, особенно если будет уделять серьезное внимание обучению и слушать окружающих, а не только воодушевлять их. Если же руководитель не отличается харизмой, ему важно хорошо понимать свои сильные и слабые стороны.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных