Пока не вникаешь в детали, все кажется простым и понятным, однако то, что кажется элементарным, может удивить вас своей сложностью и запутанностью. Только разобравшись со всеми нюансами новой идеи, только когда сложное снова покажется понятным и стройным, простым, но уже не туманным, можно начинать реализацию.
У вас может появиться идея разработать новый продукт, рассказать о чем-то в своем блоге или создать стартап. Сначала стоит хотя бы бегло проверить, насколько известна ваша идея в сети и насколько она там популярна. Выводы делать только вам, а цифры и графики для размышлений должны быть перед глазами.
Пожалуй, сначала стоит заглянуть в сервис «Google Trends», где самый популярный в мире поисковик делится с нами спросом в сети на те или иные явления и запросы. Ссылка на сервис: www.google.ru/trends.
Возьмем для примера тематику ManGO! Games. Допустим, нам важно узнать, насколько интересны пользователям сети игры по видеосвязи. Указываем в поле «поисковый запрос или тема» интересующую фразу и видим, насколько популярен в сети этот запрос в динамике – в какие дни или месяцы этим интересовались и насколько.
Как это работает. Если в какой-то день конкретно этот запрос запросили самое большое количество раз – это количество сервисом взято за 100%. Что касается запроса «игры по видеосвязи», то пик его популярности произошел в апреле 2020 года. Это вполне логично – ведь именно в это время начался карантин. Чтобы это узнать, необходимо установить фильтр: с 2004 года до этого времени. При необходимости можно настроить остальные поля – регион, тематика, тип поиска и другое.
Если захотеть узнать, к примеру, насколько людей интересует фасилитация процесса принятия решений или поиска идей, то введя в то же поле слово «фасилитация», можно сделать для себя открытие: оказывается, пик популярности этого поискового слова пришелся на 2005 год и фасилитация – это не свежий тренд, а давно существующий метод решения сложных бизнес-задач.
Там же есть возможность сравнить две или несколько фраз. К примеру, если мы сравним наши два запроса, то окажется, что метод фасилитации за последние 15 лет интересовал пользователей намного больше, чем деловые игры на расстоянии.
Таким же образом можно убедиться, что деловые игры интересуют пользователей сети еще больше, чем два предыдущих запроса. Точно так же вы можете проверить популярность интересующей вас тематики.
Изучение трендов поможет сориентироваться в выборе направления. Следующим шагом может быть уточнение выбранного направления. Снова воспользуемся поисковиком, на этот раз сервисом Яндекса: wordstat.yandex.ru. Здесь можно прописать в поле фразу и увидеть, что на эту тему искали в сети. Результаты расширят ваши предположения относительно контекста использования вашей фразы.
Один из способов тестирования идей – Customer Development. Это проверка бизнес-идеи на реальных покупателях.
Автор метода – Стив Бланк, американский предприниматель, а появилась методика в 1900-х годах. В основе метода лежит проблема покупателя, которую должен решить новый продукт. Суть метода – в проведении интервью с представителями целевой аудитории для проверки гипотез.
Для этого нужно определиться с аудиторией и тем, как именно продукт удовлетворяет ее потребности. Кроме того, нужно изучить, как другие компании уже сейчас решают эту проблему потребителей, ведь вам придется с ними конкурировать. Это позволит составить гипотезы, которые и нужно будет проверить. К примеру, вы решили, что конкуренты производят чайники с менее удобной ручкой или табуретки, которые труднее вписать в актуальный интерьер. Предлагая людям на выбор разные варианты, вы сможете убедиться в вашей гипотезе, уточняя, выбирают ли ваш вариант и по какой причине. В противном случае можно будет смело отклонить ложную гипотезу.
Гипотез может быть несколько. Перед проведением интервью важно определиться с критериями успешности. К примеру, вы можете решить, что гипотезу можно считать подтвержденной, если 50% опрошенных подтвердили, что проблема существует или что ваш вариант лучше существующих ее решает.
В интервью нужно включить открытые вопросы. Это вопросы, предполагающие развернутый ответ, а не ответ «Да» или «Нет». Здесь больше о типах вопросов. Задавайте вопросы о прошлом опыте, а не о планах на будущее. Важно то, что реально, а не что желаемо.
Важно также спрашивать об идее, а не «продавать» ее. Не забудьте выяснить, сколько люди готовы платить за ваш продукт. Важно оставаться нейтральным и не затягивать интервью – не более 30 минут. Лучше сосредоточиться не на длительности интервью, а на количестве опрошенных. От количества зависит точность исследования – чем больше участников опроса, тем лучше.
Только после подтверждения гипотезы можно начинать создавать свой первый минимально жизнеспособный продукт (MVP). Это может быть элементарный лендинг для сбора запросов, который покажет, сколько в реальности людей заинтересовались вашим предложением.
Опрос можно организовать в оффлайне или в сети, самостоятельно или привлекая компании, занимающиеся этим профессионально. Поскольку это требует средств, серьезно подойдите к подготовке, особенно к поиску идей. Подключайте к обсуждению всю команду, желательно профессионально фасилитировать это мероприятие для максимальной эффективности. Фасилитация позволит отбросить непродуманные идеи еще на этапе их сбора, а после проверки и взятия в разработку быть уверенным, что вся команда поддерживает эти идеи, считает их реальными и жаждет их внедрения. Так вы предотвратите риски следующих этапов вашего проекта.
«Бережливый стартап» – так называется движение, идеи которого лежат в основе еще одного популярного метода тестирования идей. Создателем движения выступает еще один американский предприниматель Эрик Райс.
Основная идея – продукт должен быть не просто интересным, но еще и таким, чтоб его хотелось купить. Есть мнение, что нас привлекает все необычное, новое и нестандартное, но продает – классическое, консервативное и серьезное. Продукт должен быть не только привлекающим, но и продаваемым. Метод тестирования идеи основан на проверке, насколько его готовы именно купить.
Чтобы проверить идею таким образом, необходимо начать продавать, пусть частично разработанный продукт или что-либо, связанное с идеей, определив предварительно целевую аудиторию, составив гипотезы и обозначив период тестирования. Продавать можно начать в офлайн-точке, на готовой платформе для продаж или с помощью собственного лендинга.
Еще один метод – это собственный метод Диснея под названием Imagineering. Суть в том, что идеи могут быть фантастическими и очень красивыми, но тестировать их нужно, исходя из реальной ситуации. Это тестирование на реалистичность идеи, оно дает ответ на вопрос, удастся ли довести свою идею до полноценной реализации.
Идеи должны быть земными и рабочими. Поэтому тестирование предполагает проверить идею с точки зрения мечтателя, реалиста и критика. Всех по очереди.
Подход немного похож на знаменитый метод 6 шляп и предполагает 3 стадии тестирования. Первая стадия – мечтателя. На этой стадии фиксируются самые разные мысли, включая невероятные и абсурдные. Допускается все. На стадии реалиста ведутся размышления о работоспособности модели. На этой стадии ищут ответы на вопросы, что понадобится для воплощения идеи, существует ли подобная реализация, кто это делает.
Третья стадия приглашает к обсуждению «критика». На этой стадии разбирают, какие трудности нас ждут при реализации идеи, нужна ли идея вообще и кому.
Дисней тестировал таким образом идею в разных комнатах, но организовать это можно по-разному – и путем обсуждения, и путем записывания мыслей на разные листы бумаги. В качестве реалистов, романтиков и критиков могут выступать разные люди. Метод эффективен не только при проверке гипотез, но и при их создании.
Автор – Энтони Скотт, основатель американской компании Innosight, которая занимается консалтингом в сфере инвестиций и инноваций. Суть метода – изучение опыта конкурентов и идеи с точки зрения конкурентной среды. Постарайтесь найти конкурентов если не на отечественном, то на зарубежном рынке.
Сначала находим конкурентов и сравниваем наш продукт с существующими, потом отвечаем на вопрос: как изменится рынок с появлением на нем нашего продукта, кто будет с нами конкурировать и с какими проблемами мы можем столкнуться.
После этого нужно создать модель монетизации, определив объем целевой аудитории, ценовую политику, потребительскую активность.
И наконец, самое интересное – звонки. Звоним и предлагаем потенциальным клиентам товар, узнавая, насколько наши предположения совпадают с реальностью. Иногда достаточно сделать один «холодный» звонок потенциальному клиенту или создать опрос в соцсети, чтобы сделать важные выводы и корректировки своей идеи. Предприниматели сознаются, что одна из самых важных ошибок стартапов – не выходить за пределы лаборатории и не пытаться узнать, как относятся к идее за ее пределами.
Тестирование идеи таким образом можно провести в формате фокус-группы или кофе-теста.
Все перечисленные методы не взаимозаменяют, а дополняют друг друга. Можно использовать их по очереди и комбинировать.