Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Создавать стартапы внутри корпорации легче, чем делать это самостоятельно. Потому что у проекта есть как минимум один заказчик – материнская корпорация, у которой есть материальные и управленческие ресурсы. Но есть особенности и трудности.
Некоторые считают, что стартап – это уменьшенная копия корпорации, однако это не так. В стартапе каждый выполняет определенную роль, иначе он не нужен. Невозможно покинуть команду стартапа незаметно, если же один сотрудник покидает компанию, в большинстве случаев основная часть сотрудников этого не ощутит.
Стартаперы постоянно занимаются решением вопросов, которые ранее никому не приходилось решать, пересмотр концепции и изменение планов проекта – в стартапе нормальная практика. Если какая-либо фича запланирована на полгода вперед, в большинстве случаев реализация будет отличаться от изначальной концепции. Соответственно, итоги тоже будут отличаться от изначально планируемых и ожидаемых.
Работать в таком режиме сможет далеко не каждый, но только стартапы способны продвигать компанию, делать ее инновационной и конкурентоспособной. Поэтому для компании ценны специалисты, способные работать в команде стартапа.
Решения внутри стартапа принимаются намного быстрее и слаженнее. Здесь уместны навыки фасилитации, позволяющие принимать решения максимально быстро и эффективно.
Чаще всего в стартапе проверка эффективности принятых решений происходит путем проверки гипотез, поскольку команда стартапа постоянно находится в ситуации внедрения чего-то нового, такого, чего нет не только в своей компании, сфере, стране, но и во всем мире.
Идеального управляющего корпоративными стартапами пока что нет в природе – такой должности еще не придумали и требования к ней не определили. Можно только сказать, что это некий универсальный солдат, объединяющий в себе бизнес-девелопера, управленца и внедренца. Ближе всего к идеальным управляющим стартапами – инвестиционные управляющие, специалисты по Сustomer Development (у которых пока еще нет окончательного названия профессии) и трекеры («ментор стартапов» – новая профессия из Атласа новых профессий). Но у трекера не хватает компетенций разработки, у инвеступравляющих – опыта внедрения, а у Сustomer Development специалистов – навыков управления.
Трекер не понимает процессов внутри команды и не улучшает их, он только способствует выработке гипотез и приближению получения пользы от проекта. Инвестиционный управляющий мыслит стратегически и не может способствовать в ежедневных задачах. Custdev может выдвинуть идеи, которые можно проверять на ограниченном полигоне, но грамотно использовать полученные результаты должен кто-то другой.
При эффективном управлении стартап развивается эффективно, однако развить универсального руководителя стартапа трудно – бизнес тренинги для руководителей без реального опыта внедрения стартапов не будут на 100% гарантировать успех проекта.
Однако проведение корпоративных тренингов поможет справиться со стандартными предпринимательскими проблемами:
Получение необходимых навыков позволит выявлять и отклонять бесперспективные проекты и идеи как можно раньше, пока на них не потрачено слишком много ресурсов, вместо этого уделяя больше сил реализации перспективных идей.
Поставив себе цель научиться справляться с перечисленными проблемами, компания может включать привитие соответствующих навыков в корпоративное обучение персонала, а их отработку в бизнес-игры для тренингов – тогда рождение новых идей в компании все чаще будет завершаться успешными внедрениями.
Стартапом называют временное образование (проект) для поиска повторяемой, прибыльной и масштабируемой бизнес-модели в условиях неопределенности и ограниченности ресурсов.
Компания может начинаться со стартапа. Пока она еще не нашла свою масштабируемую бизнес-модель – она стартап, а когда нашла и может развиваться по заданному плану – ее можно называть бизнесом.
Если внутри компании рождается стартап, то в случае успеха он превращается в одно из бизнес-направлений компании.
На данный момент самой удачной методологией стартапа считается метод Lean Startup Эрика Риса, который он изложил в своей книге «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели».
Основной ее подход – маленькие быстрые шаги, позволяющие совершать ошибки, которые обойдутся недорого, но позволят учесть недочеты и двигаться дальше с учетом полученного опыта. В результате мы получаем пошаговое движение вперед, менее рискованное, чем при долгом планировании и продаже только после длительной окончательной разработки.
Lean Startup – это итеративный подход к разработке и запуску новых продуктов. Подход нацелен на постоянное устранение потерь и повышение ценности для клиента.
Важные принципы Lean Startup:
Гипотезы – это то, из чего соткан стартап. Каждую идею, каждое предположение нужно проверять. В бизнесе все должно проверяться. Даже если нам нужно решить, дарить ли корпоративные подарки партнерам и какие, нам придется построить гипотезы и проверить их.
Заниматься стартапом может любая команда, но для лучшего результата идеальной командой будет такой состав:
Трекеру (человек, управляющий стартапами) отводятся такие задачи:
Он преследует цели:
Трекер не должен:
Обычно для эффективного взаимодействия с командой стартапа трекеру достаточно проводить 1-2 раза в неделю тридцатиминутный трекшен-митинг, один раз в неделю встречу с глубоким разбором ситуации и раз в месяц демо-дни. Митинги необходимы, чтобы сверить, что планировалось, что сделано, что планируется. Глубокий разбор – это обсуждение проблем, возможностей, принятие ключевых решений. Демо-день – день, когда каждая команда презентует проект и его динамику перед широкой аудиторией.
Для стартапа крайне важно, чтобы о разработке и ее ходе знал широкий круг людей. Эффективнее будет проходить знакомство окружающих со стартапом, если выступающие будут владеть навыками презентации, обучить которым лучше всю компанию на тренингах, включив их в программу корпоративного обучения.
Трекер может быть лидером, но при наличии лидера он не должен брать на себя лидерские качества и ответственность. Модель, при которой трекер является и лидером, называют стартап-инкубатором. В отличие от акселератора, инкубатор предоставляет не только методологическую поддержку, но и физическую инфраструктуру.
Стартап-студия – это место где собрались люди, сформированные в команду. Они умеют проверять гипотезы и делать продукт. У них есть методология и внутренние правила, используя которые они могут получить бизнес-идею и вернуть ее заказчику с фактическими результатами и заключением, а если идея принимается, берут ее в работу и отчитываются перед заказчиком по ходу проекта.
Для успешной работы стартап-студии, ее участники должны знать методологии:
Чтобы получился стартап, у клиента должна быть проблема, у проблемы – решение, и у решения – рынок.
Стартап – это всегда неизвестность. Успешный стартап начинается с определения командой своего «уровня незнания». Выясняется, что именно неизвестно, только после этого начинаются поиски ответов.
Этапы развития стартапа, ориентировочная длительность и результат каждого:
Самое главное в стартапах – не делать то, что никому не нужно.