Трудно представить себе компанию, у которой бы совсем не выросли продажи после тренинга по активным продажам, несмотря на то, что закрепляют знания в компаниях самыми разными путями, используя самые разнообразные трендовые новинки.
Тренинг отличается от лекции и презентации. Это активная обучающая программа для взрослых, очень часто с игровыми элементами. Взрослые в ходе тренинга учатся, пробуют, ошибаются, переживают эмоции и учатся применять правильные решения.
Тренинги будут актуальными еще долго, потому что они меняются с учетом текущих трендов. Рассмотрим тенденции в тренинговом образовании:
Тренинг решает задачи, которые пока что невозможно решить так же качественно путем использования других обучающих форматов. Качественный тренинг в компании используется для следующих целей:
Чтобы тренинги были действительно эффективными, важно:
В чем особенность тренингового формата? Рассмотрим в сравнении с «соседними» форматами.
Лекция – это информирование без обратной связи.
Семинар – это информирование о передовом опыте с обсуждением между участниками.
Тренинг – форма обучения, включающая тренировки непосредственно в ходе занятия с целью обучить человека новым навыкам или научить делать что-либо по-другому. Основная задача тренинга – научить новому или научить делать эффективнее. Тренинг – это минимум теории и максимум повторения определенных действий, пока навык не будет усвоен, т.е. до получения ожидаемого результата.
Как выбрать узкозаточенный тренинг? Ознакомиться с программой: в ней должны быть обозначены навыки для тренировок. В программе качественного тренинга должно быть учтено следующее:
Если вы заметили, что в компании хромает клиентоориентированный подход, можно подобрать тренинг на клиентоориентированность, но он будет успешным, если туда отправятся сотрудники, желающие повысить свой профессионализм. Если негативные явления связаны с общим снижением мотивации или лояльности, решать проблему нужно другими путями. Возможно, повысить понимание важности клиентоориентированности и мотивацию к обучению будет легче с помощью бизнес-игры.
Самое главное, что важно запомнить – мотивация не входит в задачи бизнес-тренера в ходе тренинга. Задача тренера - поддерживать мотивацию сотрудников, которые уже пришли с желанием обучиться.
Ничего страшного не произойдет, если некоторые сотрудники придут на тренинг и просто «посидят в уголке», но затраты компании будут в таком случае неоправданными. Да и не предполагает тренинг отсиживаться – там нужно работать. На тренинг по управлению проектами или другой тренинг идут те, у кого недостаточно знаний и есть желание их приобрести, или те, кто мотивирован компанией быть успешнее.
Тренинги нужно оценивать. Самая распространенная система оценки – по системе Киркпатрика, однако последний, пятый, уровень системы по-прежнему обеспечивается с трудом. Внешнему провайдеру для этого нужно более плотное и длительное взаимодействие с заказчиком, что не всегда удобно обеим сторонам. Это приводит к двум идеям, которые на сегодня становятся трендовыми: 1 – развивать внутренних тренеров, 2 – самостоятельно производить замеры, опираясь на показатели бизнеса. Мы писали о таких замерах в недавней статье.
Начав замерять бизнес-показатели самостоятельно, руководители по развитию персонала заметили повышение эффективности бизнеса в связи с тренингами. Осмелимся сделать вывод: тренинги не исчезнут, но будут видоизменяться – это происходит постоянно. Вряд ли тренинги будут заменены чем-либо в ближайшие десятилетия.
Специалисты по развитию персонала все теснее взаимодействуют с бизнес-подразделениями компании и от них уже ожидают постановку бизнес-целей для тренингов. Например, по результату обучения сотрудники должны уметь самостоятельно составлять сценарий входящего звонка или составлять скрипты с типичными возражениями. Важно понимать, что бизнес-тренинги – только звено в построении общей культуры компании, включающей уровень профессионализма сотрудников.
В компетенции специалистов по развитию все чаще входит и задача оживления обучения и развития – включение элементов геймификации в тренинги и в рабочий процесс. Интерактивные упражнения, соревнования, разработка визуализации пути обучения сотрудника – вот вопросы, которые сегодня так или иначе касаются директоров по развитию персонала.
Исходя из этого, среди их основных компетенций и задач, должно быть следующее:
Во многих компаниях уже поняли: забота о сотрудниках генерирует прибыль. Задача специалиста по развитию – сформировать культуру доверия, благодаря которой экономические результаты будут расти.
Для создания такой культуры руководителю по развитию понадобится:
В компаниях, где такая культура развита, у сотрудников:
Сегодня система тренингового образования рассматривается в неразрывной связи с культурой доверия, обеспечивающей компанию лояльностью, вовлеченностью, мотивацией и высокими показателями как при обучении, так и в производстве.
Сегодня эксперты по развитию и обучению персонала обращают внимание на тесную связь формирования культуры доверия с эффективностью тренингов. В идеальном мире компания вкладывает деньги – обучает сотрудников – получает дивиденды. И все это практически сразу. В реальном мире все не так. Руководители компании часто задаются вопросом: «Мы обучили сотрудников – где результат? Когда компания уже начнет получать обещанные деньги?»
Статистика такова: только 15% обучаемых применяют полученные на тренингах знания на практике. Почему? Причины следующие:
Подбирая тренинг, компания тщательно выбирает тренера, часто останавливает свой выбор на раскрученном. Тренер именитый, бутерброды вкусные – обычно на этом организация тренинга заканчивается. Иногда в компании совершенно не продумывается «путь сотрудника» после тренинга.
На провал тренинга влияет:
Верите в магию и готовые решения? Увы, два дня обучение и еще через два дня результат – всего лишь миф. Тренинги не работают сами по себе. На бизнес-показатели способны повлиять только комплексные проекты. Готовьтесь играть в долгую и не забывайте о важном принципе: не менять поведение и ожидать изменения результата – бесполезно.