Разберемся, чем отличаются понятия «дистанционное обучение» и «онлайн-обучение» и узнаем имеет ли дистанционное обучение что-то общее с заочным обучением.
Есть немало людей, которые думают, что дистанционное обучение – то же самое, что заочное. Это заблуждение. Раньше обучение делилось на стационарное и заочное. Многие связывали заочную форму с возможностью не ходить на занятия. При заочной форме обучения студенты учатся самостоятельно, могут работать, а в учебном заведении появляются только во время сессий, где в компактном виде получают знания и сдают экзамены.
Когда появилась еще одна форма обучения, не требующая отрыва от работы, ее именно по этому признаку прировняли к заочной. Однако принцип совершенно другой. При дистанционной форме обучения в учебном заведении можно вообще не появляться. Лекции, практические занятия, сдача контрольных, лабораторных, практических работ, а также сдача экзаменов, тестов и зачетов происходят дистанционно, в электронном виде. Работа идет постоянно, а не «от сессии до сессии», но всю ее можно выполнять удаленно из дома, сидя за компьютером или даже в смартфоне.
При дистанционной форме обучения преподаватель взаимодействует с обучающимся, но с помощью информационных технологий. Обучающийся занимается самостоятельно, но, в отличие от заочной формы обучения, по строго разработанной программе. Ему не нужно сидеть в библиотеке, искать информацию и заниматься организацией своего обучения. В его распоряжении – текстовые и видеолекции, готовые задачи для решений, вебинары, возможность консультироваться с преподавателем. Выполненные работы обучающийся постоянно отправляет на проверку и постоянно получает обратную связь.
С появлением интернета стало возможным заниматься удаленно, что оказалось выгодным для всех сторон. Во-первых, в этом есть экономическая выгода. Организация учебного процесса онлайн для учебного заведения более выгодна по финансам, чем стационар. Для обучающего это тоже выгодно по финансам, поскольку такая форма дает возможность не терять заработную плату и учиться работая.
Во-вторых, люди начали чаще путешествовать и переезжать с места на место. Для дистанционного обучения это не составляет проблем – учиться можно с любой точки планеты. В-третьих, это шанс получить дополнительное обучение очень занятым людям, которые не могут себе позволить несколько лет учиться на стационаре или покидать свою работу несколько раз в год на несколько недель.
Дистанционные курсы и программы предлагают престижные учебные заведения разных стран. Это возможность повысить квалификацию, получить основное и дополнительное образование, подготовиться к сертификации. Учиться можно, находясь где угодно, а качество учебы такое же высокое, как при других формах обучения.
Дистанционное обучение – возможность обучения сотрудников компании без ущерба для рабочего процесса. Они ни на день не покинут рабочие места, получая новое образование или повышая квалификацию.
Индивидуальные программы при дистанционном образовании могут различаться, но в основном это:
На учебу нужно тратить по несколько часов в день или в неделю, необходимо успевать сдавать работы в срок.
Разберемся, чем это отличается от онлайн-обучения.
Онлайн-обучение – это форма получения знаний и навыков путем использования технологий. Это учеба с помощью компьютера или мобильного устройства. Такую форму обучения называют также e-learning или «электронное обучение». Оно не заменяет значение «дистанционное обучение», а скорее продолжает его. «Онлайн» означает способ получения знаний и способ работы преподавателя со студентом.
Онлайн-обучение предполагает лекции в формате видео, в прямой трансляции или в записи, интерактивные тесты, обмен файлами, общение с преподавателем и одногруппниками, прохождение квестов и многое другое. Эта форма обучения не требует отрыва от работы, позволяет повышать квалификацию и полностью погружаться в учебную среду.
В чем же отличие от дистанционного обучения и есть ли оно.
Это разные понятия. У них есть сходства и различия.
Сходства:
Различия:
То есть, само определение «дистанционное обучение» не указывает на приобретение знаний именно через интернет. К примеру, дистанционные курсы ЕШКО стали популярными еще до появления интернета – они распространялись по обычной почте и таким образом становились доступными для жителей глубинок.
Если учащийся получает порцию учебных материалов прямо домой и без необходимости лично посещать уроки – это признак дистанционного обучения. А материалы могут быть в печатном виде, на электронном носителе или в виде доступа к информации через интернет. Если организована обратная связь с преподавателем и существует проверка знаний – этого достаточно для полноценного дистанционного обучения. Если обучающийся получает задания и тесты, которые должен выполнить для продолжения курса, а в ответ получает оценку, ответы на свои вопросы и советы преподавателя – обучающий процесс налажен с учетом всех требований к качественному учебному процессу. Все это может происходить через обычные почтовые письма.
Однако в наше время дистанционное обучение организуется только через интернет. Это дает больше возможностей и доступно для всех желающих. Поэтому грань между понятием «дистанционное» и «онлайн» уверенно стирается.
В связи с этим сегодня эти два словосочетания можно воспринимать как синонимы. Рассмотрим их преимущества:
Тут есть несколько примечаний. Не всегда график полностью свободный – иногда он согласуется, устанавливается и требует соблюдения, поскольку к студенту привязывают преподавателя, тьютора, которые для обеспечения учебного процесса резервируют свое время. Обучающиеся также могут формироваться в группы. Среди участников группы происходит обмен материалами и знаниями, могут проводиться групповые занятия. Ясно, что группа не может ждать, пока один участник догонит всех и закончит свои работы, чтобы оставаться с ним на одном уровне. Преподаватель и группа не виртуальные, поэтому чтобы оставаться с одной и той же группой и получать поддержку одного и того же преподавателя, придется выдерживать согласованный изначально темп.
Сегодня появилось много виртуальных курсов, где вместо настоящего преподавателя ученика поддерживает виртуальный помощник. В таком случае можно говорить о том, что график может устанавливать себе сам учащийся без любых ограничений. Состав группы учащихся, которая его окружает, может меняться, но возможность обмена информацией с сокурсниками будет всегда.
Раньше дистанционное обучение было личным выбором человека и было мало связано с работой, сегодня же обучение сотрудников онлайн – один из основных способов повышения профессионального уровня персонала. Таким образом можно дать сотрудникам самые разные знания – научить управлению проектами, поднять уровень владения иностранными языками, повысить навыки коммуникации, научить продавать.
Не каждая компания располагает достаточными средствами для разработки собственных программ обучения и не всегда это целесообразно, учитывая разнообразие качественных готовых программ.
Выбирая среди тренингов по продажам программу, максимально подходящую под ваши нужды, или подбирая учебную программу любого другого направления, задайте себе несколько вопросов, которые помогут определиться с выбором:
Отсутствие наличия демо-версий курсов свидетельствует скорее о недостаточном уровне провайдера. Ознакомительные курсы позволяют понять, подходит ли качество подачи материала, удобно ли учиться и подходит ли вообще онлайн-формат для обучения.
Если учебный центр аккредитован, вам можно меньше заботиться о тестировании курсов на необходимый уровень качества – вам уже гарантирована полнота и качество подготовки курса этого центра обучения.
Материал скорее всего будет более полезным, если существуют требования к уровню квалификации студента, а нацеленность на получение студентами практических знаний будет плюсом в любом онлайн-курсе. Поэтому выбирайте провайдера, который обращает внимание на уровень учащихся, проверяет его перед разработкой программы обучения и дает практические задания.
Идеально, если у студента в электронной системе обучения есть свой индивидуальный кабинет, через который он общается с преподавателем, администраторами и другими участниками учебного процесса. Если этого нет, в доступе должны быть контакты для связи с администратором и куратором.
Чем чаще преподаватель сможет общаться со студентом, тем качественнее будет процесс и лучше результат обучения.
Сегодня не разделяют такие понятия как онлайн-обучение и дистанционное обучение.
Формат обучения уже не выносится на первый план – более важно качество курса и актуальность получаемых знаний.