Блог
09.01.20

Геймифицированные тренинги - среди передовых управленческих инструментов и практик

Исследования передовых управленческих инструментов и практик, способствующих повышению конкурентоспособности компаний в быстро меняющейся среде устойчиво показывают, что игровые тренинги занимают среди них почетное место.

Команду ManGO! Games заинтересовали такие выводы, и мы решили изучить этот вопрос пристальнее, чем с вами и делимся.
Геймифицированные тренинги - среди передовых управленческих инструментов и практик | ManGO! Games: украсьте корпоративное мероприятие бизнес-игрой, качественной фасилитацией с командообразующим эффектом!
Геймифицированные тренинги - среди передовых управленческих инструментов и практик | ManGO! Games: украсьте корпоративное мероприятие бизнес-игрой, качественной фасилитацией с командообразующим эффектом! 

Значение игр и моделирования в отечественных компаниях оценили давно. Моделирование уже более 20 лет помогает руководителям прогнозировать результаты будущих нововведений, поднимая такую компанию над конкурентами. Сам подход поиска идей в концепции «а что было бы, если бы…» позволяет строить модели будущего, выбирая лучшую из возможных вариаций. Это концепция «кабины управления», которая культивировалась в разных компаниях, реализовывалась путем фасилитационных сессий или игровых тренингов и служила эффективным тренажером для менеджеров еще с 90-х.

О технике фасилитации (игровое моделирование) можно найти информацию в наших материалах:

О сути деловой игры, ее связи с моделированием и ее отличии от тренинга мы писали в статье «Деловая игра VS Тренинг», а в особенностях такого мероприятия как игровой тренинг разберемся дальше в этом материале.

Результаты концепции «кабины управления»

Моделирование позволяло предприятиям внедрять нововведения, опережающие время. При внедрении, которое зачастую требовало внушительных средств, были сомнения, но результаты оправдывали себя.

Представители одной известной телекоммуникационной компании вспоминают, как в начале 1998 года на предприятии была внедрена комплексная информационная система, которая давала возможность оформлять все операции прямо на рабочих местах продавцов. У многих руководителей было тогда ощущение, что компания переплатила, однако в разгар кризиса многие компании останавливали свою работу, а эта оставалась стабильной даже в условиях смены курса доллара два раза на день. Клиенты были впечатлены, а некоторые клиенты конкурентов сделали выбор в пользу этой компании.

Еще один пример: путем моделирования завод авиационных масел принял решение отказаться от восьми наименований – не производить, а перепродавать эти масла для своих клиентов. Это решение было простым и эффективным, однако стало возможным только благодаря фасилитационной сессии. Решение высвободило ресурсы и повысило прибыльность предприятия.

Со временем фасилитация и моделирование получали все больше доверия и становились популярнее.

Переосмысления в бизнесе

В последнее время успешные бизнесмены в самых разных сегментах рынка путем стратегического моделирования сделали важные выводы, существенно обойдя своих конкурентов. Например, они поняли, что любые товары имеют ограниченный срок жизни, даже лучшие из лучших довольно быстро устаревают. Следует делать упор не на товары, а на процессы. Именно развитие процессов приносит компаниям долгосрочный успех. Заниматься нужно качеством самого бизнеса – в том числе способного переориентироваться под совершенно другие производства, взрастить на своей платформе новые бизнесы.

Один крупный бизнесмен сказал: «Когда скорость перемен вне компании превышает скорость перемен внутри, конец близок».

Валютой будущего считают идеи. Передовые компании стремятся создавать «резервуары идей», используя для этого новые инструменты: фасилитацию и игровые тренинги.

Успешные компании также поняли важность инноваций. Не зря говорят: управленец получает информацию из прошлого, сигналы из настоящего и намеки из будущего.

Инновации необходимы для скорости – сбора и обработки информации, корректировки курса, обучения. Медлительность в наше время часто стоит дороже, чем ошибки производства.

Еще один важный вывод последних десятилетий – движение от конкуренции к партнерству. Все больше компаний понимают, что сила в партнерстве, в поиске взаимовыгодных взаимосвязей, а не в перетягивании одеяла на себя. Опросы клиентов и совместный поиск повышения эффективности приводит к новым решениям и бизнес-моделям, которые исходят из понимания, что все – клиенты, конкуренты, партнеры – «связаны одной цепью».

Передовые и перспективные практики управления

Если выделить области управления компанией, которые оказывают ключевое воздействие на эффективность организации, то ими окажутся:

  • Организация работы.
  • Управление персоналом.
  • Управление информацией.
  • Взаимодействие с внешней средой.

Существует огромное разнообразие инструментов решения задач в каждой из перечисленных областей. В рамках одного из исследований аналитического центра «Делойт» были отобраны лучшие практики и составлен их рейтинг по критериям:

  • Инновационность.
  • Простота внедрения.
  • Масштабируемость.

Лучшими практиками в каждой области оказались:

  • Организация работы:
    • Внедрение Agile инструментов (гибкий подход к производству).
    • Использование инструментов визуализации.
    • Концепция «Stage gate» планирования (контрольные точки).
    • Использование «Хакатонов» (проектный подход).
    • Креативные команды и пространства для творчества (коворкинги, зоны для хобби и пр.).
    • Привлечение внешних специалистов к генерации инициатив (опросы, учет трендов, изменение потребностей).
    • Геймификация стратегического планирования.
    • Развитие предпринимательской среды для внедрения инноваций.
  • Управление персоналом:
  • Персонифицированная мотивация (индивидуальное планирование мотивационного пакета и пр.).
  • Повышенное вознаграждение для самых ценных сотрудников (расширение зарплатной вилки и пр.).
  • Подбор сотрудников с «Т-компетенциями» (эксперты в узкой области).
  • Фокус на сотрудников с развитым эмоциональным интеллектом.
  • Упор на когнитивные навыки (память, концентрация внимания, творческие способности и пр.).
  • Big Data и предиктивная HR-аналитика (анализ «цифрового следа», работа с типовыми сценариями и пр.).
  • Геймификация HR-функций (игровые тренинги, симуляции, фасилитации и пр.).
  • Денежная компенсация за увольнение при низкой мотивации.
  • Межфункциональная ротация персонала (временная работа в другом отделе).
  • Эксперименты с передовыми управленческими инструментами и практиками.
  • Система «талантливых неудач» (поощрение инициативы и идей).
  • Система качественной оценки деятельности сотрудников (на основе многосторонней обратной связи).
  • Работа по урегулированию конфликтных ситуаций (мероприятия, упражнения, приглашение психологов и тренеров и пр.).
  • Инфономика (новая концепция эффективной работы с информацией).
  • Community of practice (профессиональные сообщества).
  • Облачные технологии для хранения данных.
  • Использование баз знаний (Confluence платформы и пр.).
  • Использование мобильных каналов коммуникации (WhatsApp, Viber, Telegram и пр.).
  • Инновационные технологии анализа внешней среды (использование Big Data аналитики и пр.).
  • Поддержка социальных проектов и бизнес-сообществ.
  • Информационная открытость (сайт, СМИ, соцсети).
  • Использование подхода Pro bono.
  • Создание рабочих мест и условий для привлечения инвестиций.
  • Управление информацией:
  • Взаимодействие с внешней средой:

Игровые инструменты при стратегическом планировании

«План – ничто, планирование – все». Под таким девизом компании сегодня занимаются разработкой стратегий, поиском решений проблем, осознавая ценность процесса планирования. Найти нестандартные решения возможно только при использовании игровых инструментов. Процесс такого планирования называется фасилитационной сессией или фасилитацией. Самые распространенные трендовые подходы фасилитационной сессии – Lego Serious Play и Wargaming.

Lego Serious Play многих удивляет. Зачем руководители играют в кубики Lego? Так они моделируют бизнес. Lego Serious Play – это фасилитационная сессия, которая использует кубики лего в качестве метафорического инструмента проектирования. С помощью кубиков создают условные модели, ищут слабые места и оптимальные варианты решения проблем, запуска новых процессов и пр.

Wargaming – создание стратегических сценариев с использованием игрового интерфейса. Таким образом создаются симуляции рыночной среды, проверяются сценарии и эффективность бизнес-решений, формируется бизнес-стратегия. Симуляция позволяет создать поведение конкурентов, изменение предпочтений клиентов и пр.

Геймификация в HR-задачах

Игровые тренинги, фасилитации и различные формы моделирования бизнес-ситуаций используются в задачах привлечения, обучения, адаптации и оценки персонала.

Игровой тренинг – это интерактивное мероприятие, в ходе которого участники приобретают знания с высокой вовлеченностью за счет задействованных в мероприятии составляющих: соперничество, взаимодействие, структура, правила и цель. Участники вовлекаются в игру по определенным правилам и в условиях состязания (принцип состязания отличает игру от других форм обучения) стремятся к цели, которой необходимо добиться, чтобы преодолеть соперника. В ходе состязания участники игры осваивают новый материал и закрепляют его.

Часто игра заключается в ответах на вопросы и не требует сложного реквизита. Чаще всего встречаются такие формы:

  • Игры на бумаге.
  • Игры с карточками.
  • Настольные игры.
  • Игры с дополнительным реквизитом, с использованием технологий.

Самые простые варианты игры для использования в игровых тренингах:

  • Групповое лото. Участники делятся на две группы и отвечая на вопросы делают ходы по клеткам на игровом поле.
  • Сортировка. Участники играют командами. Каждая команда получает по набору карточек на тему тренинга, которые нужно распределить по категориям на скорость.
  • Блиц-опрос. Команды по очереди отвечают на вопросы, получая баллы за правильные ответы и штрафы за неправильные.
  • Кто быстрее. Две команды соревнуются в составлении как можно большего количества вариантов решения согласно заданию.
  • Викторина. Ответы на вопросы. Команды могут перед началом сделать ставки.
  • Охота за автографами. Игра хорошо подходит для знакомства. По подсказкам игроки узнают участника и берут у него автограф.
  • Тематические крестики-нолики. Игроки по очереди отвечают на вопросы, заполняя ячейки как в стандартной игре.

Тенденции подсказывают, что роль геймификации будет только расти. Следите за нашим блогом и будьте в курсе трендов в развитии персонала и управлении бизнесом.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных