Значение игр и моделирования в отечественных компаниях оценили давно. Моделирование уже более 20 лет помогает руководителям прогнозировать результаты будущих нововведений, поднимая такую компанию над конкурентами. Сам подход поиска идей в концепции «а что было бы, если бы…» позволяет строить модели будущего, выбирая лучшую из возможных вариаций. Это концепция «кабины управления», которая культивировалась в разных компаниях, реализовывалась путем фасилитационных сессий или игровых тренингов и служила эффективным тренажером для менеджеров еще с 90-х.
О технике фасилитации (игровое моделирование) можно найти информацию в наших материалах:
О сути деловой игры, ее связи с моделированием и ее отличии от тренинга мы писали в статье «Деловая игра VS Тренинг», а в особенностях такого мероприятия как игровой тренинг разберемся дальше в этом материале.
Моделирование позволяло предприятиям внедрять нововведения, опережающие время. При внедрении, которое зачастую требовало внушительных средств, были сомнения, но результаты оправдывали себя.
Представители одной известной телекоммуникационной компании вспоминают, как в начале 1998 года на предприятии была внедрена комплексная информационная система, которая давала возможность оформлять все операции прямо на рабочих местах продавцов. У многих руководителей было тогда ощущение, что компания переплатила, однако в разгар кризиса многие компании останавливали свою работу, а эта оставалась стабильной даже в условиях смены курса доллара два раза на день. Клиенты были впечатлены, а некоторые клиенты конкурентов сделали выбор в пользу этой компании.
Еще один пример: путем моделирования завод авиационных масел принял решение отказаться от восьми наименований – не производить, а перепродавать эти масла для своих клиентов. Это решение было простым и эффективным, однако стало возможным только благодаря фасилитационной сессии. Решение высвободило ресурсы и повысило прибыльность предприятия.
Со временем фасилитация и моделирование получали все больше доверия и становились популярнее.
В последнее время успешные бизнесмены в самых разных сегментах рынка путем стратегического моделирования сделали важные выводы, существенно обойдя своих конкурентов. Например, они поняли, что любые товары имеют ограниченный срок жизни, даже лучшие из лучших довольно быстро устаревают. Следует делать упор не на товары, а на процессы. Именно развитие процессов приносит компаниям долгосрочный успех. Заниматься нужно качеством самого бизнеса – в том числе способного переориентироваться под совершенно другие производства, взрастить на своей платформе новые бизнесы.
Один крупный бизнесмен сказал: «Когда скорость перемен вне компании превышает скорость перемен внутри, конец близок».
Валютой будущего считают идеи. Передовые компании стремятся создавать «резервуары идей», используя для этого новые инструменты: фасилитацию и игровые тренинги.
Успешные компании также поняли важность инноваций. Не зря говорят: управленец получает информацию из прошлого, сигналы из настоящего и намеки из будущего.
Инновации необходимы для скорости – сбора и обработки информации, корректировки курса, обучения. Медлительность в наше время часто стоит дороже, чем ошибки производства.
Еще один важный вывод последних десятилетий – движение от конкуренции к партнерству. Все больше компаний понимают, что сила в партнерстве, в поиске взаимовыгодных взаимосвязей, а не в перетягивании одеяла на себя. Опросы клиентов и совместный поиск повышения эффективности приводит к новым решениям и бизнес-моделям, которые исходят из понимания, что все – клиенты, конкуренты, партнеры – «связаны одной цепью».
Если выделить области управления компанией, которые оказывают ключевое воздействие на эффективность организации, то ими окажутся:
Существует огромное разнообразие инструментов решения задач в каждой из перечисленных областей. В рамках одного из исследований аналитического центра «Делойт» были отобраны лучшие практики и составлен их рейтинг по критериям:
Лучшими практиками в каждой области оказались:
«План – ничто, планирование – все». Под таким девизом компании сегодня занимаются разработкой стратегий, поиском решений проблем, осознавая ценность процесса планирования. Найти нестандартные решения возможно только при использовании игровых инструментов. Процесс такого планирования называется фасилитационной сессией или фасилитацией. Самые распространенные трендовые подходы фасилитационной сессии – Lego Serious Play и Wargaming.
Lego Serious Play многих удивляет. Зачем руководители играют в кубики Lego? Так они моделируют бизнес. Lego Serious Play – это фасилитационная сессия, которая использует кубики лего в качестве метафорического инструмента проектирования. С помощью кубиков создают условные модели, ищут слабые места и оптимальные варианты решения проблем, запуска новых процессов и пр.
Wargaming – создание стратегических сценариев с использованием игрового интерфейса. Таким образом создаются симуляции рыночной среды, проверяются сценарии и эффективность бизнес-решений, формируется бизнес-стратегия. Симуляция позволяет создать поведение конкурентов, изменение предпочтений клиентов и пр.
Игровые тренинги, фасилитации и различные формы моделирования бизнес-ситуаций используются в задачах привлечения, обучения, адаптации и оценки персонала.
Игровой тренинг – это интерактивное мероприятие, в ходе которого участники приобретают знания с высокой вовлеченностью за счет задействованных в мероприятии составляющих: соперничество, взаимодействие, структура, правила и цель. Участники вовлекаются в игру по определенным правилам и в условиях состязания (принцип состязания отличает игру от других форм обучения) стремятся к цели, которой необходимо добиться, чтобы преодолеть соперника. В ходе состязания участники игры осваивают новый материал и закрепляют его.
Часто игра заключается в ответах на вопросы и не требует сложного реквизита. Чаще всего встречаются такие формы:
Самые простые варианты игры для использования в игровых тренингах:
Тенденции подсказывают, что роль геймификации будет только расти. Следите за нашим блогом и будьте в курсе трендов в развитии персонала и управлении бизнесом.