Блог
08.01.20

Деловая игра VS Тренинг

Колесо баланса "ЖУРНАЛ РЕФЛЕКСИИ"
Рефлексия помогает лучше понимать себя, свою жизнь, собственные эмоции и мир вокруг. Журнал основан на лучших практиках личной эффективности, самопознания и развития. Мы собрали 900 вопросов для баланса работы и жизни.
Периодически у компании появляется необходимость в изменениях. Например, нужно изменить в лучшую сторону существующее взаимодействие в коллективе или в организации труда.

При потребности что-то улучшить по сравнению с текущим состоянием обычно начинают искать инструменты решения задачи, среди которых тренинг и деловая игра обязательно рассматриваются как возможные варианты. Именно в такие моменты появляется вопрос: что выбрать. В поисках ответа деловой игре и тренингу устраивают настоящий поединок, пытаясь поместить на весы все «за» и «против». Задача оказывается непростой. Почему – читайте до конца, и обязательно найдете ответы на свои вопросы.
Деловая игра VS Тренинг | Здесь можно заказать актуальный тренинг для сотрудников. ManGO! Games – тренинги с высокой доходимостью
Деловая игра VS Тренинг | Здесь можно заказать актуальный тренинг для сотрудников. ManGO! Games – тренинги с высокой доходимостью

Давайте разберемся, что и когда выбирать, чем деловая корпоративная игра отличается от корпоративного тренинга и в чем особенности каждого из этих мероприятий. Ведь выбор должен быть осознанным, а не случайным, и победить должен сильнейший.

Начнем с деловой игры и напомним, что деловая игра – это имитация рабочего процесса, моделирование возможных ситуаций, схематичный альтернативный вариант рабочей деятельности. В искусственно созданных условиях участники могут действовать так же, как бы они действовали на работе. В ходе игры они принимают решения, после чего наблюдают за результатом, делают выводы и совершенствуются. Участники прилагают усилия, используют существующие навыки, пробуют их «в деле». Игра подчиняется правилам, но результат, как и жизнь, непредсказуем. Нет правильного или неправильного решения. Есть бизнес-решения, которые приводят к определенным результатам, среди которых можно искать закономерности.

Первые деловые игры были созданы для отработки возможных сценариев, которые могли бы встретиться на рабочем месте. Наличие сценариев позволяет не просто отрабатывать имеющиеся простые навыки, такие как вести переговоры, но и развивать сложные конструкции поведения, такие как умение планировать, строить прогнозы, действовать по ситуации, применять системное мышление и принимать решения. Сегодня деловая корпоративная игра применяется для поиска ответов на сложные вопросы, проверки гипотез, закладки тенденций в коллективе.

Цели корпоративной игры

Корпоративная игра может преследовать разные цели, одну или несколько. Основные цели деловой игры следующие:

  • Командообразование.
  • Знакомство между сотрудниками (необходимо при только сформированном подразделении или для необходимости знакомства сотрудников разных подразделений, например, для работы над общим проектом).
  • Оценка персонала (при подборе кандидатов на вакантные должности).
  • Профессиональный конкурс (для соревнования внутри компании).
  • Обучение (при необходимости моделирования рабочих процессов).
  • Повышение мотивации (при необходимости придать азарта рутинной деятельности).
  • Изменение психологического настроя.

Как видим, среди целей корпоративной игры есть обучающая. Разберемся, чем обучающие свойства деловой игры отличаются от возможностей тренинга?

Отличия между тренингом и деловой игрой

Деловая игра ставит более сложные обучающие задачи. Корпоративная игра может смоделировать ситуацию с множеством факторов, учесть особенности конкретной организации и ее бизнес-процессы. Собственно, корпоративная игра может даже проверить новые бизнес-процессы на работоспособность.

Тренинг затрагивает только отдельный аспект процесса или ситуации и помогает досконально отработать какую-то отдельно взятую группу навыков.

У тренинга нет сюжета, а игра предлагает действовать в рамках заданного сценария. Игра учит выстраивать взаимосвязи более высокого уровня, чем отдельно взятые навыки, а также создавать новые сценарии. В процессе игры также отрабатываются отдельные навыки, но подобно тому, как это происходит в жизни – в условиях определенной ситуации и существующих ограничений.

Игра развивает совокупность навыков, тогда как тренинг отрабатывает один навык или группу навыков одного типа.

Корпоративная игра обычно имеет границы начала и конца, а тренинг может не иметь ограничения по времени, если цель – получить строго указанный результат. Игра может быть неограниченной по времени, но она обязательно включает определенные ограничения.

В игре есть проблема – конкуренция, конфликт интересов, недостаток ресурсов. Игра имеет результат, который не может быть предсказуемым. Пути решения тех или иных задач в игре не определены, всегда возможны вариации, присутствует поиск самого оптимального и эффективного способа. 

В игре все получают выгоду и свой уникальный опыт – проигравшие делают выводы, победители запоминают «формулу успеха». Осознание того, что это игра, позволяет участникам максимально вовлекаться и полноценно проживать сымитированные условия. Иногда это для участника первый опыт прожить и примерить на себя ту или иную ситуацию.

Самый эффективный способ приобретения опыта – деятельность. Игра создает условия приобретения опыта именно таким способом.

Напомним: обычное прочтение информации обеспечивает запоминание 10% материала, прослушивание 20%, просмотр 30%, а деятельность 90%.

Краткая классификация деловых игр

Игры разнообразны, к тому же поддаются модификации. К примеру, в ManGO! Games игры адаптируют под задачу для достижения максимального эффекта.

Деловые игры можно поделить по времени проведения:

  • С ограничением времени.
  • Без ограничения времени.
  • С ходом игры в реальном времени.
  • Сжатые по времени и пр.

По методологии:

  • Луночные.
  • Ролевые.
  • Групповые дискуссии.
  • Имитационные.
  • Эмоционально-деятельностные.
  • Организационно-деятельностные.
  • Инновационные и пр.

Эффективность деловой игры можно оценить по результату. После деловых игр у участников наблюдается:

  • Снижение эгоцентричных тенденций.
  • Повышение социальной чувствительности.
  • Снижение блокирующего самоконтроля.
  • Активизация творческого потенциала.
  • Повышение способности к восприятию новой информации.
  • Повышение способности воспринимать чужую точку зрения и т.д.

Деловые игры, используя прошлый опыт участников, предоставляют им автономное пространство для развития. Очень важным преимуществом игры по сравнению с реальным опытом является то, что игра позволяет участникам принимать решения самостоятельно, что не всегда происходит в реальной жизни, а значит, получить опыт встречаться с последствием принятых решений.

Основное преимущество игры – существенное сокращение времени на моделирование реальности и приобретение профессионального и жизненного опыта в короткие сроки.

Основные особенности тренингов

Тренинг – это прежде всего упражнения. Особенность тренинга – в активной форме обучения, позволяющей закреплять новые знания на практике. Ключевой момент тут активная форма обучения. Тренинг представляет особую форму обучения, позволяющую быстро усваивать новые знания.

Тренинг можно сравнить с уроком, способом обучения. Полученные в ходе тренинга знания используются потом в жизни, по ходу отрабатываясь и совершенствуясь. Игра используется для того, чтобы отработать знания и навыки в ходе имитации, не дожидаясь, когда необходимая ситуация встретится в жизни. Таким образом, полученные в ходе тренинга знания, в игре отрабатываются путем созданных потенциально возможных ситуаций.

Тренинг позволяет в ускоренном темпе получить новые знания, а игра – в ускоренном темпе получить опыт их применения.

Игра может стать инструментом тренинга. Часто так и происходит – игры включают в состав тренинга. Тренинг – это обучение, игры – это деятельность.

Существуют тренинги разной тематики:

  • По продажам.
  • По деловому общению.
  • По финансам.
  • По маркетингу и пр.

Каждый тренинг отрабатывает новые навыки. Люди приходят на тренинг без знаний и навыков по определенному вопросу, а уходят уже имея знания и стартовые навыки.

В чем же основное отличие игры от тренинга

Игра в отличие от тренинга вырабатывает не навыки, а модель. Это может быть модель поведения, которая помогает увеличивать эффективность производства, выбирать новые концепции, избегать рисков и пр. В ходе игры формируется новая модель, проверяется существующая, выявляются недостающие звенья.

Продажи, финансы, общение, переговоры – все то, чему учит тренинг, является кирпичиками, из которых в ходе игры строится модель. Если «кирпичиков» недостаточно, модель получится примитивной, а процесс игры выявит недостачу.

Можно ли использовать игру вместо тренинга

Игру можно использовать вместо тренинга, мало того, считается, что игры более эффективны. Но есть условие: если в игре планируется отработка определенных навыков, то у обучающихся уже должны быть теоретические знания и те практические навыки, которые планируется отрабатывать. Участники должны владеть инструментами, которые они могли бы применять в процессе игры. Игра не дает знаний, а только учит применять их на практике.

Может ли игра заменить тренинг? Вспомним основное предназначение тренинга: в кратчайшие сроки дать новые знания, сформировать стартовые компетенции и отработать навыки для применения полученных знаний на практике.

Бывает такое, что знания есть, но они не применяются в работе – по разным причинам, например, о них забывают, они плохо отработаны, на них уходит больше усилий, поэтому человек использует другие способы решения своих задач или вовсе откладывает и оставляет задачи без решения.

Бывает, знания и навыки есть, но нет понимания, где их можно применить. Тогда игра – идеальная возможность использования имеющегося потенциала.

Игра поможет в таких случаях активизировать и отработать имеющиеся навыки, то есть поможет научить применять имеющийся в арсенале инструмент. Вероятно, игра может содержать в себе обучающие элементы, но не всегда.

Важны цель и ситуация

Сравнивать игру и тренинг некорректно, даже тема нашего материала звучит бессмысленно. Однако, люди ставят вопрос именно так, пытаются сравнить одно с другим, взвесить плюсы и минусы. Поэтому мы разбираемся с вопросом, учитывая его формулировку.

У каждого инструмента и средства есть свое предназначение. Что важнее для сооружения дома – наличие кирпичей или умение соединять их таким образом, чтобы получился качественный дом? Ответа нет, поскольку должно быть и то, и другое. Не имея кирпичей, не построишь дом. Не умея строить, не сможешь использовать материал.

Часто сотрудники имеют стартовые знания, но не умеют их применять. В таких случаях игра эффективна. Но все зависит от конкретной ситуации. Команда ManGO! Games сначала выясняет потребности и текущую ситуацию, после чего предлагает и согласовывает формат и тематику. Имея опыт в проведении тренингов, деловых игр и фасилитаций, специалисты ManGO! Games способны предложить оптимальный вариант для достижения поставленных целей.

Нужно искать ответ не на вопрос «Что лучше», а на вопрос «Что больше подойдет для моих целей и в моей ситуации».

Закажите полный каталог игр ManGO! Games