Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Без целостного взгляда на организацию невозможно ее развитие. Мало того, попытка решить проблемы при неопределенной ситуации может только ускорить падение.
Некоторые задачи, которые мы не осознаем полностью, могут даже оказаться неразрешимыми в рамках отдельно взятой организации, поскольку их решение находится вне, а не внутри организации. Решение некоторых проблем не приводит к их полному искоренению, и они вскоре возвращаются.
Как получить целостный взгляд на происходящее, как понять, что можно решить, а на что не стоит тратить усилий. Как решить эти вопросы с минимальными потерями для бизнеса и с достижением максимальной пользы для компании. Прежде всего нужен контроль.
Чтобы контролировать процессы и ситуации в организации, разрабатывают все новые и новые средства. Этим занимаются специалисты в области управления, психологии, экономики, социологии и других направлений.
К таким средствам относятся:
Большинство методов успешно реализуются в бизнес-игре. Игра помогает дать ответы на вопросы без серьезных материальных и временных трат. К примеру, использование новых техник и методов в современных условиях функционирования предприятия требует серьезной модификации всего того, что планируется к использованию. Это требует времени и не дает возможности проверки предполагаемого результата. Классическое исследование проблемы тоже занимает время, а поверхностное решение не имеет смысла, ведь случайные решения так или иначе все равно осуществляются.
Нужно решение, способное повысить управленческую культуру, которая позволяла бы формировать успешные стратегии развития своих компаний и решения нерутинных проблем. Этим решением может стать инновационная бизнес-игра.
Первая инновационная бизнес-игра была разработана в 1981 году в рамках проекта «Нововведения в организациях», которым руководил профессор Н. И. Лапин. Программа такой игры была запущена в Ярославле, где в период с 1981 по 1983 год было проведено семь игр по открытию новых перспективных подразделений.
Так с помощью бизнес-игры были внедрены инновационные подходы к развитию предприятия: созданы сквозные бригады, решены вопросы развития предприятия при создании на его базе отдельных производств, разработана система подготовки руководителей и пр.
Цели деловой игры для разных ее участников разные. Можно определить четыре группы людей, задействованных в инновационной бизнес-игре. У каждой группы своя цель.
Для руководителей предприятия (заказчиков игры) – это получение решений и проектирование их внедрений.
Для участников бизнес-игры – это овладение навыками работы с новыми средствами и правилами. По мере проведения игр обе группы усложняют свои цели, формирование которых тоже входит в состав игры.
Для исследователей, которые включаются в игру, игра служит средством развития организации.
И наконец, для организаторов игры (исполнителей) – это достижение целей организации, формирование максимально эффективных отношений между всеми сторонами для дальнейшей совместной деятельности.
Такая игра обычно занимает один-пять дней по 12 часов каждый. Количество участников до 25 человек, организаторов – 6-7.
Обстановка игры предполагает полную изоляцию от производства и деятельности предприятия. Обычно такая игра проводится за городом и повторяется по 2-3 раза в год в течение 2-3 лет. При таком режиме можно получить максимальную практическую отдачу.
Однако элементы инновационной игры применяются в самых разных режимах и дают при этом существенные результаты. Рассмотрим стандартную структуру и обратим внимание на использование в современном бизнесе элементов инновационной бизнес-игры.
В инновационную бизнес-игру входят следующие подпрограммы.
Выработка решений. Основная рабочая цель игры – получить инновационное для конкретной организации решение существующей проблемы. Решений может быть много, но нужно гарантированно реализуемое и оптимальное среди множества возможных. Инновационность решения заключается в том, что оно непривычное, нестандартное или необычное для рассматриваемой среды, поскольку явно не определяется путем стандартных способов: совещаний, оперативок, индивидуальной работы.
Для поиска решения используются методы групповой работы, направленные на поиск нестандартных решений. Именно групповая работа дает возможность посмотреть на всю систему сразу и одновременно под разными углами. Не зря для решения сложной проблемы, которую не удается преодолеть привычными методами, проводят профессиональную фасилитацию. Команда ManGO! Games провела для своих клиентов ряд фасилитаций, преследующих разные цели, например, фасилитацию по поиску инновационных решений и идей, фасилитацию по управлению изменениями, фасилитации по решению различных проблем.
Участие топ-менеджеров в сессии по выработке решений – это уже первый шаг к их внедрению.
Проектирование. Проектирование является следующим этапом после выработки решения. На этом этапе решения прорабатываются, проверяются, обосновываются – все это относится к работам по проектированию. Проектом является детальная картина объекта, который должен получиться. Перспективы развития этого объекта будут результатом осуществления инновационного решения.
Игра включает два или больше таких проектов. Их разрабатывают разные группы участников, между которыми проводится соревнование.
Обязательными составляющими проекта являются:
Этот этап в той или иной модификации можно проводить отдельно, используя для этой цели бизнес-игры на командное проектирование.
Программирование. Проект реализуется с помощью программы, которая включает в себя описание этапов внедрения новшества и нужных для этого видов работы, участников и пр. Программирование должно подчиняться заданным принципам. Чтобы описать предстоящие изменения в форме программы, нужно выделить проблему, поставить цель, разработать оргмероприятия по внедрению новшеств, определить ожидаемые результаты, описать последствия, определить факторы риска, указать участников и роли.
В программировании важно знание всех необходимых аспектов и соорганизация всех участников.
Обучение. Цель игры – обучить участников ориентироваться и находить качественные решения в нестандартных ситуациях.
Обучение проводится путем практического решения проблемы в группе. Организатор предлагает способы, не использовавшиеся ранее. Участникам приходится их осваивать и таким образом обучаться новым подходам к решению проблем. Новые методы проходят практическое освоение, применение и оценку. Но на этом все не заканчивается. Когда первый этап пройден, организатор создает ситуацию, при которой участникам нужно подбирать эффективное средство решения, делать выводы о том, что оптимального средства в его арсенале нет, самостоятельно разрабатывать новое средство, новые подходы, вырабатывать и отстаивать новые точки зрения.
Исследование. Следующий этап – исследование. Исследования делятся на три типа: техническое исследование, предметное исследование и системное модельно-имитационное исследование.
Техническое исследование проводится самими организаторами и направлено на совершенствование методик проведения игры, анализ техники и коммуникации на соответствие цели игры.
Предметное исследование игры проводится специалистами разных областей и имеет соответственно разные цели. Например, специалисты исследуют утомляемость участников во время игры, динамику активности, уровень интереса, эмоциональный уровень на разных этапах игры, проблемы взаимодействия в группах и т.д.
Системное модельно-имитационное исследование игры позволяет изучить модели взаимодействия, организационный порядок и различные системные механизмы предприятия-заказчика.
Тренировка. Тренировка призвана развить у участников навык встречать новое, ориентироваться на новшества. Этап тренировки развивает группы и каждого участника. Этот этап включает в себя тренировку общения и взаимодействия путем упражнений по отдельности и в группе по 5-7 человек. Помимо основной цели тренировка налаживает конструктивные отношения в группах, способствует сплочению коллектива.
Рекреация. Для достижения целей бизнес-игры работоспособность каждого участника просто необходима. Этот этап посвящен поддержанию высокого уровня активности.
Достигается этот уровень путем создания специальных условий, грамотной смены видов деятельности и организации специальных сеансов.
Инновационная игра как метод развития организации выполняет также роль социальной технологии, решающей конкретные задачи, а не только исследуя их.
Особенно интересным в этой связи является развитие теории ситуационных процессов, в основе которой лежит понятие ситуационной структуры, включающей взаимосвязь:
Инновационная игра ориентируется на объединение людей вокруг инновационных решений. В ходе игры ее участники обучаются новым методам деятельности и прежде всего новому мышлению. В результате укрепляются навыки видения ситуации, групповой работы, постановки проблем, осваивания новых средств и умения их использовать.
Важно отметить ориентацию на развитие в инновационной игре – это ориентация на непрерывное обновление существующих средств и умений, а также на применение своих способностей.