Блог
13.03.20

Практики геймификации, обязательные для достижения успеха

Многие используют геймификацию в бизнесе, однако не все достигают ожидаемого успеха. Вероятно, нужно грамотно выбирать, умело проводить, учитывать обратную связь. Подробнее об этом с примерами – в материале.
Практики геймификации, обязательные для достижения успеха | ManGO! Games: украсьте корпоративное мероприятие бизнес-игрой, качественной фасилитацией с командообразующим эффектом!
Практики геймификации, обязательные для достижения успеха | ManGO! Games: украсьте корпоративное мероприятие бизнес-игрой, качественной фасилитацией с командообразующим эффектом! 
Колесо баланса "ЖУРНАЛ РЕФЛЕКСИИ"
Рефлексия помогает лучше понимать себя, свою жизнь, собственные эмоции и мир вокруг. Журнал основан на лучших практиках личной эффективности, самопознания и развития. Мы собрали 900 вопросов для баланса работы и жизни.

В блоге ManGO! Games немало примеров геймификации в бизнесе, а также много о том, как деловые игры помогают достигать желаемого быстрее и эффективнее. Эффект игры бесспорен, но только при грамотном использовании и профессиональном подходе. Ведь бизнес-игра – это не развлечение, а серьезный бизнес-инструмент со своими целями и методологией.

О целях геймификации

Геймификация (она же игрофикация) преследует конкретные цели. Чаще всего это:

  • Вовлечение.
  • Удержание.
  • Повышение эффективности.
  • Обучение.

Любой бизнес-процесс при усилении вовлеченности становится более эффективным – позволяет достигать поставленных целей быстрее. Именно поэтому присутствие игры желательно везде, где это позволяет бюджет и специфика.

Есть мнение, что геймификация необходима в связи с выходом на рынок труда нового поколения работников, однако это не совсем верно. Новому поколению без игры будет труднее осваиваться на работе, но игра не является обязательным составляющим. Другое дело, хорошие специалисты будут выбирать компании, в которых им более комфортно. Представители других поколений работали без геймификации долгие годы, могли бы работать так и дальше, однако оказалось, что эффективность можно повысить, а игровые элементы способствуют этому.

Нельзя забывать и о том, что неграмотно организованная игра не принесет ожидаемого эффекта, мало того – может навредить и даже привести к потере персонала. Поэтому не стоит спешить с обобщениями и подтверждениями неэффективности геймификации на основе непрофессионального применения этого инструмента.

Вывод – грамотное применение игровых моментов повышает эффективность сотрудников разных поколений, способствует достижению бизнес-целей и повышает конкурентоспособность компании.

Геймификация помогает достигать успеха. Рассмотрим, какие именно эффекты геймификации обязательны для успеха.

Обратная связь

Каждый человек, который достиг успеха, кого-то благодарит. Иногда это близкие, которые поддерживали, иногда обстоятельства, которые стали вызовом. Возможно, эти люди не стали бы успешными, не будь в их жизни подобной мотивации и поддержки. Однако это наводит на мысль, что подобные стимулы можно создавать целенаправленно.

К примеру, в ходе деловой игры, а не в реальной жизни, человек попадает в сложные стрессовые ситуации, из которых учится выбираться, взаимодействуя с коллегами и поддерживая друг друга. Игра заканчивается, а опыт взаимодействия остается, и человек становится более успешным. Или еще ситуация: геймификация внедрена таким образом, что за каждый успешный шаг, даже самый маленький, человека подбадривают – это дает ему силы двигаться дальше. Особенно ценна постоянная обратная связь в обучении – человек вдохновляется даже самым незначительным прогрессом и продолжает движение вперед. Точно так же ведут себя самые мудрые и любящие родственники, в семьях которых вырастают успешные люди.

Эффективная геймификация не делит людей на более или менее успешных, на подходящих и неподходящих – и это работает. Обратная связь, пожалуй, относится к тем факторам, без которых успех невозможен.

В грамотной геймификации человек не остается без поддержки, причем поддержка всегда объективна, а подбадривание заслуженное.

Помощь со сложностью

Что такое успех, если не преодоление сложностей – моральных, физических, интеллектуальных. Человек в какой-то момент сдается и ничего не получается. И только редкие личности идут до конца – им достаются победы. Но не все знают, кому они обязаны этим. Возможно, рядом были люди, которые помогли в нужное время преодолеть препятствия. Они не сделали работу за победителя – они помогли с мотивацией. Элементы геймификации призваны решать подобные задачи, а значит, каждый участник геймифицированного процесса имеет свою порцию поддержки в сложные моменты.

Корректировка ритма работы, своевременное предупреждение о превышении нормы как защита от выгорания и подбадривание при расслаблении – все это предупреждает срывы и помогает в сложных моментах. Как правило, с любой сложностью можно справиться, если грамотно распределить нагрузку, максимально детализировать задачу и выполнять ее порциями. Без заботы об этом успех может так и не наступить, а придерживаясь этих простых норм и используя встроенные в процесс бизнес игры, успешным можно стать незаметно для самого себя. Грамотная геймификация включает в себя учет равномерного распределения нагрузки и оптимального ритма работы.

Интерес к работе

Азарт, присутствующий на начальной стадии реализации идеи, со временем угасает. С этим знакомы многие. Ни материальная мотивация, ни ограничения в такой ситуации не действуют. Важен драйв, самоорганизация, дополнительные смыслы. Этого достигают с помощью геймификации и без постоянного поиска смысла и ухода от рутины достичь успеха вряд ли возможно. Тут в помощь приходят соревнования, рейтинги, проверки на соответствие уровню. Тот, кто движется к успеху, всегда рад принять вызов проверить, «насколько он в форме». При этом человека очень мотивируют любые атрибуты достижений. Поэтому бейджики, значки и звания играют свою роль, даже если не ключевую. Только этим нельзя злоупотреблять.

Геймификация в бизнесе активно используется для борьбы с рутиной. Нужно написать сложную научную статью – скука. Но вот начальник объявляет приз за лучшую работу, и азарт тут как тут. Так поступали многие и многие для борьбы с рутиной, оживляли интерес для самих себя и для сотрудников, поэтому единого автора геймификация не имеет, хотя и зафиксированы две компании, которые использовали геймификацию в своем бизнесе. Это Banchball и Bageville.

Компании спасают от рутины как сотрудников, так и покупателей. Всем известны примеры геймификации в маркетинге:

  • Карты лояльности.
  • Бонусные программы.
  • Онлайн-конкурсы.

Вознаграждение

Любая цель – это путь к вознаграждению. Оно может быть материальным, эмоциональным, моральным. Игры обеспечивают вознаграждение на каждом этапе продвижения к цели, что помогает двигаться дальше.

Причем, важным стимулом является вознаграждение, ожидаемое еще до начала пути. Объявляется приз – и человек вступает в игру ради его получения. Не менее эффективными на пути к цели являются неожиданные вознаграждения. Эффект неожиданности очень мотивирует.

Важно, что человеку нужно вознаграждение не только за конечный результат, путь к которому может занимать годы, но и за промежуточные результаты, отдельные достижения, а также за борьбу со всем тем, что мешает в достижении успеха. Это лень, вредные привычки, нарушение правил, отступление от курса.

Конкуренция

Каждый серьезный успех так или иначе связан с конкуренцией, иначе он не был бы успехом. Что-то необходимо преодолевать, чтобы чего-то достичь. Проводимые в компаниях деловые игры искусственно создают атмосферу конкуренции, чтобы сотрудники получили опыт того азарта, который присутствует на пути к успеху. Человеку приходится конкурировать с другими достойными специалистами, компаниям – с другими бизнесами, имеющими более высокие результаты, идее с другими достойными идеями. Однако слаженно работающая команда ни с кем не борется, кроме преодоления все новых и новых сложностей на пути к победе над собственными прошлыми результатами. Грамотная бизнес-игра, вплетенная в бизнес-процесс, может поднять производительность, добавив в размеренную жизнь команды немного конкуренции и духа соревнования.

Примеры геймификации, ведущей к успеху

Проводимые в компании деловые игры помогают получить эмоции, которые человек привыкает переживать, поэтому игры способствуют успеху во всех сферах.

Приведем примеры геймификации в бизнесе, которые помогают получать опыт, приближающий человека к успеху:

  • HabitRPG – игра позволяет создавать списки хороших привычек для их претворения в жизнь. Игра вдохновляет на действия и показывает, что возможно все.
  • WordPress-плагин Captain Up дает реальное вознаграждение за выполненные действия. Необходимо выполнить задания, получить баллы и обменять их на вознаграждение.
  • HubPages – статусные вознаграждения за качественные посты.
  • Блог Huffington Post награждает за комментарии титулами и исключительными правами.
  • Disqus предлагает голосовать за комментарии как «за», так и «против», что вызывает интерес наблюдателей и участников.
  • Корпоративный сервис Fitbiy Welleness для соревнования между клиентами и среди сотрудников.
  • Приложение Plazius – программа лояльности для посетителей заведений общественного питания.

Геймификация и влияние на людей

Есть маркеры, которые у человека ассоциируются с успехом. Некоторые появились благодаря геймификации. Кто-то использует их в качестве симуляции успеха, кто-то – как сигнал к достижению нужных показателей, но факт в том, что они действуют. Перечислим некоторые:

  • Количество комментариев ассоциируется с популярностью ресурса.
  • Высокая должность автоматически вызывает уважение.
  • Количество подписчиков и лайков свидетельствует о популярности предлагаемого на странице продукта и признании человека.

Что учесть, чтобы игра была эффективной

За эффективность игры отвечают разработчики и тренеры. Одни учитывают важные принципы в структуре, вторые убеждаются, что структура соответствует контексту. Однако можем назвать ключевые составляющие качественной игры:

  • Процесс важнее цели.
  • Обучающая составляющая.
  • Обратная связь.
  • Правила игры.
  • Отыгрывание роли.

Приведем пример. Процессом играющих воспитывают, обучают и вовлекают, однако в бизнесе участники игры редко знают о целях владельца – они просто играют. К примеру, человек зашел на сайт автосалона и начал играть в увлекательную игру по сбору своего авто. Он играет несколько дней, недель и месяцев, потому что ему нравится процесс. Он не ставит перед собой цели, но когда достигает результата, его неожиданно приглашают на самый настоящий тест-драйв. Часть таких игроков в результате совершают покупку. Иногда бизнес игра является частью общего процесса. В приведенном примере можно заметить, как игра заменила рекламу продукта, что важно, потому что многие уже перестали воспринимать рекламу или даже воспринимают ее негативно. Кроме того, игра часто носит вирусный характер – в нее втягивают родственников, друзей, коллег.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games