Пополним коллекцию примеров геймификации в бизнесе и продажах.
Что нужно для роста продаж? Учить продавцов – проводить тренинги для отдела продаж в зависимости от недостающих компетенций, например, тренинги по работе с возражениями или тренинги по навыкам презентаций. Все это правильно, но как вовлечь их в работу, вызвать желание активно применять полученные навыки? В компании Yota (мобильный оператор) считают, что играми.
В 2015 году там была проведена масштабная игра «Звездные войны», нацеленная на рост продаж. В игре участвовали все сотрудники. Представителям Светлой стороны, в качестве которой выступали продажники, предстояло побеждать Темную сторону – три уровня «зла»: «Звезды смерти» - план продаж по компании, «Имперский флот» - план продаж по региону, штурмовики – по торговой точке.
Многим было непривычно – ведь все стандартные действия рассматривались с точки зрения игры. Хотите зарядить аккумулятор космолета – продайте один модем, а если нужно поражать врага из лазерной пушки – придется продать одну сим-карту. Каждый шаг нужно заработать: хочешь-не-хочешь, приходится искать возможности. Такие сотрудники ради победы готовы проходить тренинги по продажам для продавцов, проверять свои знания и повышать уровень. Например, по пути домой смотреть видео тренинг по продажам или читать полезные книги на эту тему.
Взрослый человек может просто покушать в проверенном кафе или выпить немного коктейля. Но не всем повезло так, как сотрудникам Yota, которые целый рабочий день играют в «Звездные войны». А если рабочий день – рутина, то хоть поход в бар хотелось бы разнообразить. Например, получить тюремный паек из Алькатраса. Это название одной из известнейших в мире тюрем – в ней содержались самые знаменитые преступники мира и те, кто совершал побеги из других тюрем. Например, в ней отбывал срок Аль Капоне. Заведение находится на острове в заливе Сан-Франциско и на данный момент является туристическим объектом.
Воодушевившись этим объектом, предприимчивые бизнесмены создали в Лондоне «тюремный бар» Alcotraz. Посетители погружаются в зловещую тюремную атмосферу – им предлагают одеться в оранжевые пижамы и выдают тюремные пайки.
Шконки, решетки, надсмотрщики и другие тюремные атрибуты, оригинальная фотозона, персонализированные коктейли привлекают туристов и местных жителей, которым хочется смены обстановки. В ходе «сеанса» с посетителями играют – например, за плохое поведение можно лишиться еды. Создатели обыграли даже название бара – вместо «а» использована «о», в результате чего получилось сочетание «алко» с намеком на алкоголь.
Первыми «обкатали» идею японцы. В Японии уже давно действует жуткая столовая Alcotraz, которая пользуется огромной популярностью.
Эмигрант с русской фамилией Шлоцкий не был оригинален, когда решил открыть в США сеть фастфуд-питания. В Америке фастфуд повсюду, как же привлечь внимание к закусочным под названием Schlotzsky с оригинальными «бутербродами от Шлоцкого»? Поднять продажи решили путем геймификации. Заведение разработало приложения, в которых можно выиграть реальные вознаграждения в ресторане.
Так появилось две игры: «The Original Stacking», где из падающих ингредиентов необходимо собрать бургер, и покер «Scratch & Match». Это подняло продажи и принесло заведению известность.
Можно отправить сотрудников на тренинг по продажам услуг, а руководителей на тренинг по управлению продажами, но команду так не сформируешь. Зато справляться с этой задачей хорошо помогают тимбилдинги. Самые популярные – выездные. Так поступает большинство компаний, желающих построить крепкие команды.
Но британская компания Ping-Pong Fight Club предлагает пойти другим путем. Она предлагает сотрудникам игру в пинг-понг. Но это необычный пинг-понг. На его создание компанию вдохновил фильм «Бойцовский клуб».
Сотрудникам фирм предлагают стол для пинг-понга в заброшенном индустриальном помещении. Участники просто играют в пинг-понг, они даже находятся в черте города. Однако необычная обстановка и отсылка к фильму делают свое дело – пинг-понг-тимбилдинг на сплочение выполняет свои задачи.
Если продажи предполагают переговоры, навыки делового общения играют ключевую роль. Для таких сотрудников обязателен тренинг делового общения, тренинг по навыкам переговоров и по коммуникациям. Однако ни один тренинг не сделает человека начитанным. К книгам нужно приучать с детства.
А что если с детства не приучены? Поможет геймификация. Британская компания OverDrive выпустила приложение Sora, которое стимулирует к чтению. Процесс чтения книг в этом приложении становится похожим на популярную игру Fortnite. В приложении используются значки, награды, пользователю приходится выживать в жестоком мире конкуренции и природных стихий.
Помните покемономанию? Этим ажиотажем воспользовались некоторые компании. Канадская компания Abell Pest Control начала набирать сотрудников, используя Pokémon GO.
Компания занимается борьбой с вредителями – термитами, гусеницами, грызунами. Привлечь сотрудников в такую компанию было не очень просто. Ходить по помойкам и уничтожать крыс – не самое приятное место для самооценки. Но кому-то нужно делать и такую работу.
Однажды кто-то в компании сравнил работу в Abell с ловлей покемонов. В принципе, мало ведь чем отличается. Точно так же нужно перемещаться с места на место и ловить «всякую дрянь». Привлечь сотрудников помогла не геймификация рабочего процесса, а сама идея сходства игры с работой. Любители ловить покемонов могли относиться к подобной работе так же. Поэтому объявления о работе оформили соответствующим образом и разместили на досках Pokémon Go, Reddit и в социальных сетях. Прибывшие получали в подарок подарочные карты для iTunes и магазина Google Play.
Реклама – это само по себе игра, какая-нибудь выдуманная история. Однако телеканал TNT (не путать с нашим ТНТ) втянул в игру обычных граждан, создав не просто рекламный ролик, а интернет-мем, который потряс сеть. А заодно и привлек внимание к рекламируемому телеканалу.
Речь идет о вирусном рекламном ролике с кнопкой. В нем приняли участие случайные люди. Обратите внимание на мальчика в кадре – скорее всего, вы встречали этот мем, даже если не видели рекламу.
В 2015 году владельцы кредиток Тинькофф, используя карту, принимали участие в квесте, устроенном для них маркетологами банка. Для них было заготовлено по 7 заданий разной степени сложности – нужно было выполнить различные операции покупок согласно требованиям. Тому, кто выполнит все задания, обещали миллион рублей. Если победителей окажется несколько, приз обещали разделить между ними.
В квесте приняло участие 15 000 человек. Благодаря квесту количество выпущенных карт возросло, было совершено больше покупок у партнера банка, было сделано более тысячи публикаций о банке в соцсетях.
Победителей оказалось намного больше, чем можно было себе представить, один из победителей справился с заданиями всего за двое суток.
Для выполнения одного из заданий необходимо было перевести в пользу любого благотворительного фонда любую сумму денег – всего участниками было переведено на благотворительность более 5,6 миллионов рублей.
Победило сразу 444 человека, в связи с чем банк увеличил призовой фонд и начислил каждому победителю бонусные баллы.
В Скандинавии одна компания по производству товаров для спорта геймифицировала остановки транспорта. Людям предлагалось не мерзнуть, а бегать-прыгать, набирая баллы, после чего остановка начинала выделять тепло. Через время остановка начинала остывать, и чтобы ее нагреть опять нужно было проявить активность.
Остановки были брендированы и огромное количество пользователей интернета увидели рекламу на фото и видео постов в соцсетях невольных участников этой мощной пиар-акции.
Отличное решение для стимулирования выполнения цикличных действий.
Nanoleaf Aurora – это бренд, который разрабатывает осветительные приборы – модные, красивые, дорогие и умные.
Компания решила, что просто дорогой и качественный светильник все равно не несет радость – к нему привыкают. А что, если добавить игры?
Умный световой потолок этой компании может:
Разработчики хотели, чтобы получился эффект волшебного китайского фонаря, показывающего картинки под музыку по желанию. Все-таки ум и добротность – недостаточные стимулы для радости. Геймификация призвана дарить людям радость, разве не так?