Для освоения методики мы даже не предлагаем пройти тренинг – настолько она проста. Только решимость и открытое искреннее желание узнать истинные причины. Мы уже упоминали о ней в одном из материалов. Это техника «5 почему».
Все участники должны искренне захотеть найти правду. Все должны отвечать на вопросы максимально честно. Всем желательно запастить терпением и решимостью. Ни в коем случае нельзя останавливаться. Зато можно проявлять эмоции, которые скорее всего появятся.
Ход сессии. Нужно задать волнующий всех участников вопрос, начав со слова «Почему», и получить ответ, после чего перефразировать полученный ответ в новый вопрос, добавив к нему «Почему».
Поверьте, эта методика творит чудеса, это отличное упражнение для развития лидеров, этот прием отлично мотивирует персонал, это мероприятие, после которого команда становится другой и уже не может оставаться прежней.
Вместо интригующего описания, предлагаем изучить этот шуточный пример-иллюстрацию.
– Мы все здесь технические специалисты.
– Но проблема на самом деле не техническая, а человеческая.
– Вот в таких случаях и применяются «5 почему».
– «5 почему?»
– Это старая японская техника, разработанная в Toyota. Вы просто 5 раз спрашиваете «Почему», и проблема, а также ее решение становятся очевидными.
– Сервер снова вышел из строя.
– Только не это! Хорошо, давай зададим 5 вопросов. Почему произошел сбой сервера?
– Мы добавили новый API на этот сервер.
– Почему мы добавили новый API на этот сервер?
– Мы только запустили новую функцию. Вероятно, сервер использовал этот API неправильно.
– Почему сервер использовал этот API неправильно?
– У нас есть новый инженер, он не умеет правильно использовать этот API.
– Почему он не умеет правильно использовать этот API?
– Его не обучали.
– Почему его не обучали?
– Потому что ты не хотел его обучать! Ты написал мне, что если они не могут сами разобраться – так им и надо!
– Почему я так написал?
– Потому что как лидер ты некомпетентен. Ты это знаешь, поэтому прячешься за образом «важного парня».
– Хорошо, а знаешь что? Именно поэтому я бы никогда не купил Тойоту.
– Ну, по крайней мере, мы разобрались в этом, верно? Видишь, то что казалось технической проблемой, на самом деле оказалось управленческой.
– Знаешь что? Мы можем начать предлагать программу обучения. Но я вынужден буду сократить тебе зарплату на 25%.
– Почему тебе нужно сократить мне зарплату на 25%?
– Потому что мы не можем себе позволить полную зарплату и организовать программу обучения.
– Почему мы не можем себе позволить полную зарплату и организовать программу обучения?
– Мы не зарабатываем достаточно денег для этого. У нас нет доходов.
– Почему у нас нет доходов?
– Потому что никто не хочет покупать то, что мы делаем.
– Почему никто не хочет покупать то, что мы делаем?
– Потому что то, что мы делаем, никому не нужно.
– Почему то, что мы делаем, никому не нужно?
– Я думаю, потому что каждый, кто здесь работает, недостаточно компетентен.
– Тогда нужно прекратить задавать эти 5 вопросов. Это глупо.
– Почему это глупо?
– Ну хорошо, потому что я не хочу терять четверть зарплаты!
– Почему ты не хочешь терять четверть зарплаты?
– Ну что за вопросы. Мне нужны деньги, чтобы покупать вещи!
– Почему тебе нужны деньги, чтобы покупать вещи?
– Потому что так меня программирует общество. Мне внушают, что это сделает меня счастливым!
– Почему тебе внушают, что это сделает тебя счастливым?
– Потому что несколько корпораций хотят, чтобы я покупал вещи, как овца! А компании быстрого питания хотят откормить меня, чтобы здравоохранение потом поролось с моим весом! Я как мячик в пинболе, мною просто пользуются! Они хотят, чтобы у одного человека было все!
– Почему?
– Потому что они иллюминаты или как их там…
Приведенная выше ситуация дает понять, насколько могут расходиться взгляды всего двоих участников на одну и ту же ситуацию. Возможно, компания была бы уже в числе лидеров, начни они разбираться в своей проблеме раньше и справившись бы с задачами, которыми рано или поздно занимается любая компания – грамотный подбор сотрудников, развитие лидеров, составление стратегии компании, формирование ценностей и корпоративной культуры, которая помогала бы мотивировать персонал, и другие важные шаги, ведущие к успеху.
Однако никогда не поздно начать – всем, включая персонажей представленного диалога. В этом прелесть методики. Для повышения профессионализма можно пройти тренинги по специальности, а если грамотно мотивировать персонал, сотрудники будут увлечены своей компанией и, возможно, найдут свое счастье в пользе своей работы, а не чувствуя себя песчинкой в огромной мире неизвестности и заговоров, который только то и делает, что использует человека…
Диалог нам также показал, как трудно каждой из сторон признавать правду, в которой они не заинтересованы. В такие моменты есть огромный соблазн прекратить разговор, остановившись на более привлекательном объяснении причин. Вспомнили пресловутое «Ой, все»? Поэтому важным условием применения метода является готовность идти до конца.
Главная особенность и преимущество метода – простота. 5 – это действительно среднее число, достаточное для получения ответа, однако оно условно. У вас может быть 3 вопроса или 20 и т.д. В ходе сессии желательно вести запись, чтобы ничего не упустить.
В группе эффективность приема повышается – больше вероятности выявить объективные и значимые причины.
Еще одним преимуществом метода являются низкие затраты времени. Требования к оборудованию или реквизиту тоже минимальные, точнее, таких требований нет вообще.
Однако метод не подходит для сложных задач. Результат зависит от умения интерпретировать собственные ответы. Лучше озвучивать и учитывать все ответы, которые появляются, тогда в результате получим не по одной причине по каждому шагу, а дерево причин.
Благодаря своим преимуществам, метод активно используется множеством компаний. Попробуйте и вы!