Итак, руководство компании поручило вам «поставить на рельсы» обучение в компании. Разбираемся, кто может понадобиться для реализации данной задачи.
Задача «создать курс» при беглом погружении в тему вызывает следующие вопросы:
Для ответов на эти вопросы рассмотрим сначала суть корпоративного курса, потом суть специализаций, так или иначе связанных с темой корпоративных курсов.
Когда речь идет о корпоративном обучении, поставленном на поток, подразумевают онлайн-формат, поскольку только так можно обеспечить персонал постоянным и непрерывным доступом к унифицированным знаниям.
Онлайн-курс позволяет обеспечить персонал компании знаниями, которых недостает и всегда будет недоставать вновь прибывшим сотрудникам для полноценного выполнения своих функций в конкретной компании согласно конкретным требованиям.
Получается, что для запуска онлайн-курса необходимо предварительное четкое понимание потребностей в знаниях. Прежде чем принимать решение о создании онлайн-курса, компании обычно проходят определенный путь к выяснению потребностей в обучении.
Обычно сначала компания обнаруживает необходимость в разовом обучении и обращается для этого в тренинговую компанию. По результатам обучения проводит оценку и при необходимости корректировку потребностей компании в корпоративном обучении сотрудников. После этого приходит к пониманию необходимости в знаниях, которые можно передавать сотрудникам в онлайн-формате.
Способны ли помочь в данной задаче тренинговые компании?
Онлайн-курс представляет собой серию обучающих программ в выбранном онлайн-формате:
Создание такого курса требует глубокого знания компании, для которой он разрабатывается. Поэтому успешное сотрудничество с тренинговой компанией, которая уже оказывает услуги обучения, может дать хорошие плоды при создании онлайн-курса.
Эксперты такой тренинговой компании уже провели необходимый анализ и способны принять участие в разработке онлайн-курса для своего клиента в качестве расширения сотрудничества. Правда, для этого у экспертов тренинговой компании должно быть достаточно квалификации. К примеру, команда ManGO! Games имеет опыт не только в проведении тренингов, деловых игр и фасилитаций для компаний, но и участия в создании программ корпоративного онлайн-обучения для них.
Если же речь идет о тренинговой компании, с которой раньше не было сотрудничества, то следует учесть время и усилия обеих сторон на погружение в специфику работы компании и понимание ее потребностей в обучении.
Руководитель образовательного онлайн-проекта. Если у проекта «Онлайн курс» существует руководитель, то это скорей всего менеджер, для которого создание курса является бизнес-задачей. В рамках ее реализации он:
Он мыслит в масштабах проекта и линейки продуктов. Продукт может быть монетизирован, его успех может быть измеряем.
Руководитель такого проекта может быть маркетологом, тренером, методистом, режиссером, арт-директором и представителем множества других сфер, однако основная его роль на проекте – руководить ходом всех работ и отвечать за результат. Именно благодаря руководителю проект появляется на свет и запускается в срок.
Методист онлайн-обучения. Задача методиста – обеспечить проект обучающей стратегией и образовательным сценарием, обеспечивающим эту стратегию. Предложенный им сценарий обучения должен помогать слушателю курса получить знания максимально быстро и получить от прохождения курса максимум комфорта. Если курс увлекательный, обучающиеся не бросят его на полпути. Для вовлечения используются эксперименты с различными методами обучения, проводится исследование аудитории и контекста. От методиста требуется разбираться в современных образовательных трендах, уметь отбирать лучшее для создания качественного онлайн-курса и самое уместное для конкретной компании.
Продюсер онлайн-курсов. Возможно, у вас термин продюсер ассоциируется только с кинопроизводством? Это ошибочно: в онлайн-образовании есть продюсер – человек, который привлекает на курс интересных преподавателей, обеспечивает их работу, в зависимости от особенностей проекта может заниматься продвижением полученного продукта, принимать участие в составлении программы вместе с методистом, готовить контент обучающих курсов.
Эксперт. При подготовке онлайн-программы корпоративного обучения сотрудников необходим эксперт или группа экспертов, которые обладают знаниями и готовы ими делиться. Эксперт взаимодействует с методистом и вместе с ним формирует учебную программу, составляет структуру курсов, продумывает уроки каждого курса. Он также участвует в подготовке презентаций, проводит вебинары со студентами, отвечает на их вопросы. От него ожидается наличие опыта преподавания.
Совмещаются ли эти роли? В создании курса может быть задействовано намного больше специалистов.
Идеальная структура команды такова:
Общее руководство
Создание продукта
ИТ-разработка
Обучение и сопровождение
Администрирование
Продажи
Маркетинг
Работа с выпускниками
Но не каждая компания позволит себе нанять для создания онлайн-курса целый штат. Роли можно совмещать, их также могут взять на себя сотрудники компании, которые подключатся к созданию онлайн-курса в рамках проектной работы. На проект можно привлечь специалистов тренинговых компаний, которые могут его при необходимости и возглавить. Каждая компания выбирает свою схему работы над проектом и ищет ресурсы, исходя из возможностей.
Среди тех, кто собирается запускать проект онлайн-обучения, найдутся как готовые собрать максимально широкую команду, так и желающие запустить проект самостоятельно. Оптимальной будет золотая середина. Специалисты, которые уже запускали проекты по онлайн-образованию, сходятся во мнении, что успешный запуск невозможен без, как минимум, троих специалистов. Это:
Где этому можно научиться? Вариантов несколько.
Первый – на собственном опыте. Создать свой проект, проанализировать конкурентов, определить ЦА, создать обучающую программу, найти преподавателей, продвигать свой продукт, запуская рекламу, проводя бесплатные вебинары и т.д.
Второй – пройти обучение, выбрав подходящие курсы и обучающие программы. Вариантов несколько:
Если вы только собираетесь работать в онлайн-образовании, не пытайтесь заполучить модный диплом, лучше копите опыт. В этой сфере не смотрят на «корочки», а оценивают навыки и компетенции.
Не стоит учиться «на будущее». Все стремительно меняется. Лучше выбирайте специальность, которая востребована именно сейчас. Можно ориентироваться на «Атлас новых профессий», где названы профессии, востребованные в 2030 году, но вряд ли через 10 лет все будет так, как мы это сейчас представляем. Вполне возможно, что к 2030-м профессии из этого атласа будут уже в категории устаревших.
Работая в онлайн-образовании, оценивайте себя, определяйте, каких навыков вам не хватает, чтобы выйти на новый уровень дохода, и ищите способы приобретать их.
Везде отдавайте предпочтение обучению с упором на практику, и сразу применяйте полученные навыки.
Если вы собрались посвятить себя сфере онлайн-образования, приготовьтесь учиться всю жизнь. Концепция «образование длиною в жизнь» становится все более востребованной.