Блог
08.01.20

Запускаем онлайн-курс: кто понадобится для внедрения проекта корпоративного обучения

Допустим, компания созрела для запуска системы корпоративного обучения сотрудников. Какой должна быть основная роль того, кто возглавит этот проект? Педагог? Методист? Продюсер? Кому доверить подготовку онлайн-курса и создание системы курсов? Кто должен отвечать за полноценный запуск корпоративного обучения сотрудников?

Разрабатывать корпоративные внутренние курсы должны тренинговые компании или эксперты внутри компании? Ответ не очевиден, поэтому посвятим этот материал выяснению всех важных нюансов по теме внедрения в компании онлайн-курсов и подбора команды для такого проекта.
Рекомендуем
Проводим онлайн-обучение, деловые игры, фасилитационные сессии и умные тимбилдинги

ПОДКЛЮЧИТЕСЬ К КАЖДОМУ!
Как определить тип участников онлайн-тренинга и что делать?

Скачать тест-карту бесплатно
Запускаем онлайн-курс: кто понадобится для внедрения проекта корпоративного обучения | Все задачи тренинга будут решены! Тренинги с командообразующим эффектом – в ManGO! Games!
Запускаем онлайн-курс: кто понадобится для внедрения проекта корпоративного обучения | Все задачи тренинга будут решены! Тренинги с командообразующим эффектом – в ManGO! Games!

Итак, руководство компании поручило вам «поставить на рельсы» обучение в компании. Разбираемся, кто может понадобиться для реализации данной задачи.

Что значит «создание курса»

Задача «создать курс» при беглом погружении в тему вызывает следующие вопросы:

  • Кто создает корпоративные онлайн-курсы?
  • Есть ли своя специфика у создания такого формата, как онлайн-курс?
  • Какой опыт должен быть у тех людей, которые создают онлайн-курсы?
  • Предлагают ли тренинговые компании создание онлайн-курсов?
  • Может ли эксперт в корпоративном обучении не иметь преподавательского опыта?
  • Какова роль методиста?

Для ответов на эти вопросы рассмотрим сначала суть корпоративного курса, потом суть специализаций, так или иначе связанных с темой корпоративных курсов.

Когда возникает потребность в онлайн-курсах

Когда речь идет о корпоративном обучении, поставленном на поток, подразумевают онлайн-формат, поскольку только так можно обеспечить персонал постоянным и непрерывным доступом к унифицированным знаниям.

Онлайн-курс позволяет обеспечить персонал компании знаниями, которых недостает и всегда будет недоставать вновь прибывшим сотрудникам для полноценного выполнения своих функций в конкретной компании согласно конкретным требованиям.

Получается, что для запуска онлайн-курса необходимо предварительное четкое понимание потребностей в знаниях. Прежде чем принимать решение о создании онлайн-курса, компании обычно проходят определенный путь к выяснению потребностей в обучении.

Обычно сначала компания обнаруживает необходимость в разовом обучении и обращается для этого в тренинговую компанию. По результатам обучения проводит оценку и при необходимости корректировку потребностей компании в корпоративном обучении сотрудников. После этого приходит к пониманию необходимости в знаниях, которые можно передавать сотрудникам в онлайн-формате.

Кто создает корпоративные онлайн-курсы

Способны ли помочь в данной задаче тренинговые компании?

Онлайн-курс представляет собой серию обучающих программ в выбранном онлайн-формате:

  • текстовые лекции,
  • видеоуроки,
  • тесты,
  • опросники и пр.

Создание такого курса требует глубокого знания компании, для которой он разрабатывается. Поэтому успешное сотрудничество с тренинговой компанией, которая уже оказывает услуги обучения, может дать хорошие плоды при создании онлайн-курса.

Эксперты такой тренинговой компании уже провели необходимый анализ и способны принять участие в разработке онлайн-курса для своего клиента в качестве расширения сотрудничества. Правда, для этого у экспертов тренинговой компании должно быть достаточно квалификации. К примеру, команда ManGO! Games имеет опыт не только в проведении тренингов, деловых игр и фасилитаций для компаний, но и участия в создании программ корпоративного онлайн-обучения для них.

Если же речь идет о тренинговой компании, с которой раньше не было сотрудничества, то следует учесть время и усилия обеих сторон на погружение в специфику работы компании и понимание ее потребностей в обучении.

Кто создает онлайн-курс: специализации

Руководитель образовательного онлайн-проекта. Если у проекта «Онлайн курс» существует руководитель, то это скорей всего менеджер, для которого создание курса является бизнес-задачей. В рамках ее реализации он:

  • занимается административными задачами,
  • собирает бизнес-требования,
  • составляет стратегию создания и продвижения создаваемого продукта,
  • руководит командой создания продукта,
  • отвечает за финальный результат.

Он мыслит в масштабах проекта и линейки продуктов. Продукт может быть монетизирован, его успех может быть измеряем.

Руководитель такого проекта может быть маркетологом, тренером, методистом, режиссером, арт-директором и представителем множества других сфер, однако основная его роль на проекте – руководить ходом всех работ и отвечать за результат. Именно благодаря руководителю проект появляется на свет и запускается в срок.

Методист онлайн-обучения. Задача методиста – обеспечить проект обучающей стратегией и образовательным сценарием, обеспечивающим эту стратегию. Предложенный им сценарий обучения должен помогать слушателю курса получить знания максимально быстро и получить от прохождения курса максимум комфорта. Если курс увлекательный, обучающиеся не бросят его на полпути. Для вовлечения используются эксперименты с различными методами обучения, проводится исследование аудитории и контекста. От методиста требуется разбираться в современных образовательных трендах, уметь отбирать лучшее для создания качественного онлайн-курса и самое уместное для конкретной компании.

Продюсер онлайн-курсов. Возможно, у вас термин продюсер ассоциируется только с кинопроизводством? Это ошибочно: в онлайн-образовании есть продюсер – человек, который привлекает на курс интересных преподавателей, обеспечивает их работу, в зависимости от особенностей проекта может заниматься продвижением полученного продукта, принимать участие в составлении программы вместе с методистом, готовить контент обучающих курсов.

Эксперт. При подготовке онлайн-программы корпоративного обучения сотрудников необходим эксперт или группа экспертов, которые обладают знаниями и готовы ими делиться. Эксперт взаимодействует с методистом и вместе с ним формирует учебную программу, составляет структуру курсов, продумывает уроки каждого курса. Он также участвует в подготовке презентаций, проводит вебинары со студентами, отвечает на их вопросы. От него ожидается наличие опыта преподавания.

Совмещаются ли эти роли? В создании курса может быть задействовано намного больше специалистов.

Идеальная структура команды такова:

Общее руководство

  • Руководитель компании
  • Руководитель проекта

Создание продукта

  • Автор (преподаватель)
  • Оператор (монтажер)
  • Продюсер
  • Методист

ИТ-разработка

  • Разработчики
  • Тестировщики
  • Дизайнеры
  • Руководитель разработки
  • Технический руководитель проекта

Обучение и сопровождение

  • Тьютор
  • Преподаватель
  • Аналитик обучения
  • Администратор
  • Координатор

Администрирование

  • Бухгалтер
  • Юрист
  • HR-менеджер
  • Финансовый специалист
  • Системный администратор

Продажи

  • Руководитель по продажам
  • Менеджеры по продажам

Маркетинг

  • Руководитель по маркетингу
  • Ивент-менеджер
  • Редактор, контент-маркетолог
  • Трафик-менеджер (SMM, PPC, SEO, CPA, PR)
  • E-mail-маркетолог
  • Веб-аналитик
  • Дизайнер
  • Копирайтер
  • Веб-мастер

Работа с выпускниками

  • Менеджер по развитию сообщества
  • Менеджер по трудоустройству.

Но не каждая компания позволит себе нанять для создания онлайн-курса целый штат. Роли можно совмещать, их также могут взять на себя сотрудники компании, которые подключатся к созданию онлайн-курса в рамках проектной работы. На проект можно привлечь специалистов тренинговых компаний, которые могут его при необходимости и возглавить. Каждая компания выбирает свою схему работы над проектом и ищет ресурсы, исходя из возможностей.

Без кого не обойтись

Среди тех, кто собирается запускать проект онлайн-обучения, найдутся как готовые собрать максимально широкую команду, так и желающие запустить проект самостоятельно. Оптимальной будет золотая середина. Специалисты, которые уже запускали проекты по онлайн-образованию, сходятся во мнении, что успешный запуск невозможен без, как минимум, троих специалистов. Это:

  • Эксперт, который будет проводить занятия и создаст обучающий контент. Это может быть руководитель курсов.
  • Методист, который создаст обучающую стратегию и поможет эксперту отобрать самый актуальный материал.
  • Продюсер, который будет готовить контент, создавать инфографику и продвигать проект.

Где научиться

Где этому можно научиться? Вариантов несколько.

Первый – на собственном опыте. Создать свой проект, проанализировать конкурентов, определить ЦА, создать обучающую программу, найти преподавателей, продвигать свой продукт, запуская рекламу, проводя бесплатные вебинары и т.д.

Второй – пройти обучение, выбрав подходящие курсы и обучающие программы. Вариантов несколько:

  • Курсы. Лучшее обучение – проектное. Выбирайте те курсы, где можно закрепить полученные знания на практике. На курсах можно пройти все этапы создания онлайн-курса на практике под присмотром наставников.
  • Упор на специализацию. Если хотите фундаментальных знаний – подберите образовательные программы, где готовят востребованных нишевых специалистов. Если планируете работать на рынке онлайн-образования, вместо коротких курсов по интернет-маркетингу, найдите программу, где готовят маркетологов образовательных продуктов, а не просто интернет-маркетологов. Наличие преддипломной практики, домашних заданий и обратной связи – являются показателями качества обучения.
  • Онлайн-университеты. Существуют масштабные проекты по обучению специалистов в сфере онлайн-образования: EdMarket, Full House School, РАкурс.

Если вы только собираетесь работать в онлайн-образовании, не пытайтесь заполучить модный диплом, лучше копите опыт. В этой сфере не смотрят на «корочки», а оценивают навыки и компетенции.

Не стоит учиться «на будущее». Все стремительно меняется. Лучше выбирайте специальность, которая востребована именно сейчас. Можно ориентироваться на «Атлас новых профессий», где названы профессии, востребованные в 2030 году, но вряд ли через 10 лет все будет так, как мы это сейчас представляем. Вполне возможно, что к 2030-м профессии из этого атласа будут уже в категории устаревших.

Работая в онлайн-образовании, оценивайте себя, определяйте, каких навыков вам не хватает, чтобы выйти на новый уровень дохода, и ищите способы приобретать их.

Везде отдавайте предпочтение обучению с упором на практику, и сразу применяйте полученные навыки.

Если вы собрались посвятить себя сфере онлайн-образования, приготовьтесь учиться всю жизнь. Концепция «образование длиною в жизнь» становится все более востребованной. 

Закажите полный каталог игр ManGO! Games