Блог
12.11.19

Виртуальная реальность, искусственный интеллект, геймификация и визуализация: обзор основных трендов корпоративного онлайн-обучения

Онлайн-обучение становится все эффективнее. Не в последнюю очередь за счет свежих трендов, которые устойчиво прижились за последние несколько лет и, похоже, не собираются сдавать позиции.
Рекомендуем
Проводим онлайн-обучение, деловые игры, фасилитационные сессии и умные тимбилдинги

ПОДКЛЮЧИТЕСЬ К КАЖДОМУ!
Как определить тип участников онлайн-тренинга и что делать?

Скачать тест-карту бесплатно
Виртуальная реальность, искусственный интеллект, геймификация и визуализация: обзор основных трендов корпоративного онлайн-обучения | ManGO! Games: украсьте корпоративное мероприятие бизнес-игрой, качественной фасилитацией с командообразующим эффектом!
Виртуальная реальность, искусственный интеллект, геймификация и визуализация: обзор основных трендов корпоративного онлайн-обучения | ManGO! Games: украсьте корпоративное мероприятие бизнес-игрой, качественной фасилитацией с командообразующим эффектом! 

Обучать персонал онлайн стало уже стандартом. Практически любые тренинги для корпоративного обучения могут проводиться в онлайн-режиме. Онлайн-обучение является мощным трендом learning-рынка, а ведущие зарубежные эксперты уже определили самые значимые тенденции, которые повлияют на онлайн-обучение на ближайшие несколько лет.

Не будем отставать и мы: рассмотрим, какие инструменты будут полезными, чтобы корпоративное онлайн-обучение было эффективным.

AR и VR

Виртуальная (VR) и дополненная реальность (AR) уже не просто слова, хотя разговоры об этом ведутся уже несколько лет. Это устойчивый тренд, который не мог не добраться до корпоративного обучения.

Под влиянием технологий люди становятся все более требовательными к информации, не готовы ждать, тратить свое время. Учащиеся не хотят штудировать учебники, их разбаловали форматы простого получения информации – ленты в соцсетях, ютуб-канал, где знания подаются динамично и ярко. AR и VR вполне достойно конкурирует с другими технологическими «раздражителями», которые борются за внимание пользователя.

На VR-тренажерах сотрудники компаний учатся выполнять свои повседневные задачи. Так, в KFC еще с 2018 года новички учатся готовить. Это происходит в виде игры-симуляции. Сотрудник отправляется в закрытую комнату, выбраться из которой можно только после того, как он правильно пожарит куриные крылышки по корпоративному рецепту.

Еще один пример: персонал нефтесервисной американской компании Schlumberger при помощи виртуальной реальности обучается работать на буровых вышках. Таким образом сотрудники осваивают выполнение стандартных операций, а также учатся справляться с нештатными ситуациями, оставаясь в безопасных условиях. VR-тренажеры помогают справляться с поломками, плохими погодными условиями, авариями.

Россия подхватила тренд: сотрудников РЖД обучают ремонтировать станочный электропривод на VR-тренажере, стажеров «Газпромнефть» с помощью виртуального симулятора знакомят с основными узлами перевалки топлива с высоты птичьего полета, а клиентов – с процессом производства топлива.

Активно используется в обучении и дополненная реальность. К примеру, BMW использует интерактивное руководство для механиков, с помощью которого можно обнаруживать и устранять проблемы в авто. В результате – двигатели научились чинить гораздо быстрее. Инженеры Boeing учатся устанавливать электропроводку в самолетах, используя дополненную реальность. Результат – на 25% быстрее процесс, отсутствие ошибок.

Эксперты считают, что именно дополненная реальность станет важным элементом обучения, так как в ней кроется огромный потенциал.

Искусственный интеллект

Онлайн тренинги для корпоративного обучения скоро не смогут обходиться без искусственного интеллекта (ИИ). Фрагменты его уже встречаются в онлайн-решениях. Например, блок «Вам также понравится» в интернет-магазинах, или «Еще по теме» на медиа-площадках – это использование алгоритма подбора подобных материалов, пусть пока в самом примитивном виде.

Усложнение, использование рекомендательных и прочих фрагментов ИИ будет продолжаться. Сейчас уже есть примеры рекомендательных сервисов, которые действуют на основе собранного опыта пользователя – подбирают материалы по теме, вычисляют, какой контент больше всего привлекает или вызывает больше трудностей. 

Дело времени: ИИ все больше будет распознавать и анализировать действия пользователей, в том числе и в обучении, подстраивая программы под индивидуальные потребности и ожидания.

Востребованность ИИ доказывают владельцев айфонов, которые активно пользуются Siri – популярный персональный помощник на основе искусственного интеллекта.

Чат-боты удобны пользователям, владельцам сервисов, аналитикам, поскольку экономят время всем сторонам, собирают статистику, позволяют получить обратную связь, чтобы совершенствовать услугу. Нет ничего удивительного в том, что корпоративное обучение тоже будет использовать этот уже привычный инструмент, особенно учитывая, что чат-боты легко интегрируются в соцсети и приложения.

Многие компании создают корпоративных чат-ботов, что экономит время на обработку типичных запросов, так же, как и при обслуживании клиентов. Если вы заходите на сайт и видите окошко с диалогом, куда можно обратиться с вопросом – скорей всего вы общаетесь с роботом, который будет отвечать на типичные вопросы, пока не появится вопрос, требующий участия человека – только тогда подключится дежурный оператор.

Чат-боты подбирают отели, учат пользоваться сервисом, отвечают на часто задаваемые вопросы, облегчают отбор персонала, если процедура однотипная. В обучении у них огромные перспективы. Например, чат-бот может быть усилен сообщениями виртуальных клиентов, став диалоговым тренажером по отработке возражений.

Геймификация

Игровой формат становится привычным явлением в программах обучения взрослых. Это связано с популярностью игр для PlayStation и мобильных устройств. Геймификация обучения, как и серьезные игры, преследует одни и те же цели – мотивировать, стимулировать обучение.

Причинами геймификации являются:

  • влияние рынка,
  • привычная связь между игрой и обучением у детей,
  • рост популярности игр среди взрослых.

Ряду исследователей удалось доказать эффективность обучения в игровой форме. Особенно это заметно при срезе знаний через какое-то время после обучения: в памяти лучше хранятся знания, полученные в процессе игры.

Игры способствуют запоминанию информации, при этом люди покупают игры за деньги. Объединению игр с корпоративным обучением мешает разве что неоправданное сопротивление корпоративной среды, в которой принято считать, что обучение должно быть «серьезным».

Демографические исследования убеждают, что игры дарят радость, к тому же взрослым не меньше, чем детям, а позитивный настрой способствует эффективности обучения. Радость от игр у взрослых отличается от детской: у взрослых она имеет более сложную форму. Эксперты уверены, что компании еще смогут оценить потенциал геймификации обучения и в этом направлении произойдет настоящий прорыв.

Пока корпоративный мир пытается оценить пользу от игрового обучения, порассуждаем, можно ли геймифицировать корпоративное обучение, как именно, каковы особенности игрового обучения.

Как любая игра, обучающая должна подчиняться строгим требованиям. В игре важна не столько тематика, сколько механика и дизайн. Игровая механика – это устройство игры, включающее правила и процесс. В игровой механике структура и динамика должны соответствовать контенту. Например, если контент знакомит с успешными техниками продаж, то игровая механика и дизайн игрового эпизода (модуля, курса) должен соответствовать продажам.

Игра может иметь элементы соревнования, но приз – не единственный стимул. Достижение нужно продемонстрировать, что повысит самооценку. Для этого используются турнирные таблицы, в которых отмечается количество баллов и достижения, умения, результаты. Результаты свои и коллег можно сравнить, они могут быть командными или индивидуальными. Обнуление результатов перед следующими раундами позволяют попробовать с чистого листа. Все это стимулирует на получение знаний и навыков прямо сейчас, не откладывая на потом.

Очки, турнирные таблицы и ряд других игровых механик позволяют приобретать знания весело и вовлеченно. Вот только некоторые примеры, стимулирующие вовлеченность и радость в ходе обучения:

  • Паттерны – тренды и знакомые последовательности в игровом контенте.
  • Коллекции – возможность собирать значки, фишки, связанные с курсом.
  • Сюрпризы – неожиданные бонусы во время игры.
  • Порядок – правильная последовательность, организация элементов в игре.
  • Подарки – радость от возможности подарить очки или бонусы другим игрокам.
  • Достижения, ранги, статусы – формализированное признание успехов.
  • Прогресс – цифровая визуализация достижений.
  • Быть лидером – возможность вести других за собой.
  • Выступить в роли спасателя – исправить чей-то провал, найти решение, спасти ситуацию.

Все это стимулы, позволяющие сделать процесс обучения динамичным, ярким, эффективным за счет эмоций и психологической составляющей, например, внутренней потребности в признании, возможности примерить на себя ту или иную роль, пр. Таким образом игра способна не только разнообразить корпоративное обучение, но и попутно решить ряд управленческих задач.

Базы знаний

Сегодня отпадает необходимость учиться, как раньше, впрок. Системы дистанционного обучения превращаются в базы знаний, где можно найти информацию:

  • Быстро.
  • В контексте текущей задачи.
  • В момент возникновения потребности.

Причем, рассчитаны они не только на новичков. Управленец может в такой базе знаний найти ответ, как правильно поставить задачу определенного типа, отыскать готовый шаблон, инструкцию, рекомендации. Таким образом база знаний превращается в инструмент микрообучения. В ближайшие годы performance support и микрообучение будут все ближе между собой и все популярнее.

Визуализация

Обучающий контент становится все более визуальным – таков тренд, который будет только укрепляться. Корпоративное обучение становится электронным и не ограничивается курсами: это еще и информационный ресурс, который можно использовать в любой момент. Именно поэтому растет значение визуального контента.

Хорошо организованный, яркий, понятный, доступный на компьютере и любом мобильном устройстве учебный контент – тренд, который задержится надолго.

Кроме того, предпочтение отдается видеоформату и интерактивной составляющей. Запись видео или живая трансляция становится привычной как основная форма представления обучающего контента. Всегда востребованными остаются тренинги для корпоративного обучения, но вместе с тем для микрообучения и закрепления знаний вполне достаточно пары сюжетов, которые можно снять один раз, многоразово используя для огромного количество персонала.

К примеру, компания Deloitte создала интерактивное видео, имитирующее первый день на работе. Оно вполне заменяет стартовый инструктаж, экономя ресурсы.

Обучение в смартфоне

Мобильное обучение – мейнстрим уже несколько лет. Статистика подтверждает, что доля мобильного интернет-трафика уже составляет половину и больше, поэтому неудивительно, что обучающие сервисы используются на мобильных устройствах.

Эта тенденция невольно заставляет отсеять устаревшие формы подачи обучающих материалов, поскольку приводить к мобильному формату непопулярные, морально устаревшие обучающие площадки просто нерентабельно.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games