Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Так как же правильно провести мозговой штурм, чтобы добыть гениальную идею?
Мозговой штурм, или брейншторминг – это процесс поиска решения конкретной задачи путем сбора любых мыслей и идей, даже самых странных и сумасшедших, для последующей их обработки. Мозговой штурм проводят так, чтобы выйти за грани привычного мышления и максимально быстро получить большое количество идей.
Мозговой штурм – один из методов работы с командой, часто используется в ходе фасилитации. О том, в чем суть метода фасилитации, и чем отличается понятие «фасилитация» от понятия «мозговой штурм» мы писали в одном из материалов блога ManGO! Games.
В чем суть идеи мозгового штурма? Есть позиция, что если смотреть всегда в одну сторону, то увидеть решение невозможно. Иногда чтобы выйти на свежие идеи, необходимо «встряхнуться», добавить красок в сам процесс генерации идей, выйти за рамки стандартов. При структурированном утвержденном процессе принятия решений иногда нет места свежим мыслям – они автоматом загоняются в установленные рамки. В результате заседание унылое и результаты его скучные. А разве можно покорять рынок с таким багажом?
Мозговой штурм не требует новых людей, он предлагает смешать разнообразный опыт всех членов команды, чтобы получить что-то новое. Кстати, мозговой штурм может быть не только групповым, но и индивидуальным. Причем, последний вариант приносит более весомые результаты – в одиночестве иногда посещают неожиданно гениальные мысли. К тому же при групповом варианте управление процессом может не удаться и тогда могут нарушиться правила мозгового штурма.
Но во всем есть свои плюсы. Группа, например, дает тот опыт, который в одиночестве не получишь. В группе можно почувствовать свою причастность к общему делу, что развивает инициативность и творчество у каждого члена команды. Все это происходит, если проводить мозговой штурм правильно.
Существуют правила. Разберем 7 основных.
1. Проследите, чтобы всем было комфортно. Правило первое – как следует подготовиться. Нужно создать комфортную атмосферу. Всем должно быть уютно и все должно быть организовано так, чтобы не приходилось отвлекаться. У каждого должен быть удобный стул, возможность попить водички, освещение должно быть достаточным и т.д.
Наперед необходимо продумать, кто будет секретарем и где будут записываться идеи. Предусмотрите доску, флипчарт.
2. Предварительно познакомьте участников, если люди мало друг друга знают. Необходима комфортная непринужденная обстановка. Если люди в коллективе не чувствуют себя комфортно в таком составе – поработайте предварительно над командообразованием, например, уместным будет накануне организовать проведение деловой игры на командообразование.
3. Определите проблему. Не рассчитывайте на то, что все в курсе. В начале мероприятия подробно опишите задачу.
4. Объясните контекст. Максимально подробно объясните контекст – где будет применяться, в связи с чем возникла необходимость и все, что вам об этом известно.
5. Не спешите перед рождением первых идей. Сначала все сосредоточатся. Не подгоняйте их. Нужно немного времени, прежде чем начнут появляться первые идеи.
6. Поощряйте каждого, кто генерирует идеи. Никто не должен озвучивать свою оценку. Идеи просто фиксируются.
7. Не собирайте более 10 человек. Большие группы менее эффективны даже при умелом управлении.
Если люди собрались на мозговой штурм впервые и им поставили слишком общую задачу, они могут не справиться с осмыслением того, что конкретно им нужно сделать. Проявите лидерство, помогите им – задайте мозговому штурму цель, определите направление.
Чтобы решить свою проблему, представьте, что вы решаете ее 10 или 100 лет назад, или наоборот, что такая задача возникла в будущем. Это помогает взглянуть на поиск идеи иначе.
Представьте, что такая задача возникла перед вами не здесь, а где-нибудь в другой стране, или даже на другой планете. Какими бы были идеи и решения?
Вы – это не вы, а человек другого возраста, уровня, статуса. Как бы вы принимали решение в таком случае?
Можно примерить на себя и какую-нибудь конкретную роль. Вы Марк Цукерберг, Эйтштейн или, допустим, Микки Маус. Как бы вы в таком случае принимали решение? Придумайте персонажа с какими-нибудь суперспособностями, человека с высокими возможностями и поставьте себя на его место, спросите, как бы решил эту задачу он?
Можно поиграть. К примеру, решить задачку. У вас есть отправная точка, ситуация, конечный пункт. Вам нужно описать путь, максимально расписав стадии достижения цели.
Например, есть желание, нужна прибыль, денег нет. Какой путь нужно проделать? Взять кредит в банке – создать сайт – арендовать склад – закупить товар – отработать воронку продаж – запустить рекламу – начать продажи – обеспечить повторные продажи. Между основными пунктами добавляем дополнительные и так составляем детальный путь.
Можно плести паутину идей, составляя «умные карты». Детализируйте задачи на множество подзадач. Потом для каждой подбирайте решение. Этот подход захватывающий и очень полезный – он позволяет обнаружить много подводных камней.
Сравнивайте вашу бизнес-область с параллельными. Сморите, как это реализовано у них. Проектируя сайт, задумайтесь, как проектируют мост, продаете в соцсети стройматериалы, посмотрите, как продают в соцсетях посуду. Это поможет сделать важные выводы и найти нестандартные решения.
Запишите свои сильные и слабые стороны, свои возможности и риски. Найдите несколько успешных конкурентов и составьте для них такие же списки. Сделайте выводы, ищите свой путь.
Можно поступить так: каждый пишет свои идеи, потом обменяться листами и дополнить списки, отталкиваясь от увиденных вариантов. Очень эффективный способ изменить устоявшийся порядок мышления.
Почти традиционный мозговой штурм. Команду просят «набросать» как можно больше идей. Потом лидер просматривает их, выбирает и озвучивает лучшие, дает свои комментарии и просит повторить ту же задачу с учетом услышанного. И так далее, пока не будет найден идеальный вариант.
Есть еще вариант. Каждую предложенную идею намеренно ставим под сомнение, находим причины, почему она не подходит. Победит та, которую не за что будет осудить, или критика будет совсем несправедлива.
Генерируйте идеи, пока их не соберется 101.
Чтобы найти ориентир, выберите случайное слово или символ, который станет базой для всех последующих поисков. Например, нужно придумать название для нового продукта. Даем ориентир: пусть оно ассоциируется со скоростью.
Сосредоточьтесь на том, что вы ведете борьбу против вражеских сил. Задумайтесь не над задачей, а над тем, как усилить положительные факторы и свести на нет отрицательные. Ищите помощи и подкрепления.
Мысленно раздуйте проблему до размера слона или представьте, что с вами случилось сразу много таких проблем. Как будете решать такую проблему? Можно также мысленно уменьшить масштаб проблемы и задать себе тот же вопрос.
Иногда мы настолько устаем, что выдавить из себя идеи, даже с креативным подходом, невозможно. В таком случае лучше все отложить и отправиться на пробежку, заняться спортом. Уморите себя так, чтобы мозг перестал искать решения. Высвободите подсознание, отключитесь от рабочих задач. Вернитесь к задаче через какое-то время.
Мы часто не замечаем некоторых ошибок во время проведения мозгового штурма. Давайте рассмотрим их.
1. Нет направления для штурма. Теперь вы сможете выбрать один из понравившихся вариантов и попробовать применить на практике. Самое бесполезное, что может прозвучать в начале мозгового штурма, это: «давайте, набросайте идеи».
2. Нет мотивации. Если участники не понимают, зачем они все это делают, они не смогут активизироваться и точно не смогут придумать что-то необычное.
3. Команда не подготовлена. Если собрались люди, некомпетентные в нужной области, смысл мозгового штурма сомнительный.
4. Собралась команда клонов. Если вы подобрали сотрудников, обучили их работать «как под копирку» и у этой группы людей нет разнообразия опыта в нужной сфере, то заседание получится нерезультативным. Пригласите разных специалистов – тогда будут шансы получить неожиданный результат.
5. Привязанность к старым идеям. Бывает, лидер привык к старым, ранее работавшим, идеям и любую новую сравнивает с ними, отметая, все, что отличается. Если хотеть «что-то принципиально новое, но такое же», то вряд ли найдется решение.
6. Излишняя серьезность. Это мероприятие лучше проводить легко и расслаблено. Излишняя официальность и серьезность не способствует креативу.
7. Частые перерывы на кофе и перекуры. Если часто отвлекаться, постоянно будешь терять мысль. Каждый раз приходится заново настраиваться.
8. Преждевременный финал. Бывает, только «разогрелись», а уже собралось немного идей, которые посчитали достаточными. Неплохо дать команде развернуться, дальше идеи могут быть интереснее.
Допустим, мозговой штурм закончился и собрано определенное количество неплохих идей. Как выбрать лучшую?
Предлагаем перечень вопросов, которые помогут решить эту задачу. Просто отберите лучшие и по каждому задайте себе такие вопросы:
Можно принимать решение также с помощи матрицы SWOT, а также можно каждого участника попросить анонимно выбрать свои ТОП-5 идей.
Для поиска и отбора идей лучше всего пригласить опытного фасилитатора. По этому вопросу вы всегда можете обратиться к специалистам ManGO! Games, которые уже реализовали немало подобных проектов для самых разных клиентов.