Мы уже писали, чем отличается модератор от фасилитатора, теперь разберемся, чем мозговой штурм отличается от фасилитации. Мы перечислим по пунктам, в чем разница, однако сначала разберемся в терминах. Фасилитировать можно и мозговой штурм, мало того, мозговой штурм может рассматриваться как один из методов фасилитации. Мы же будем сравнивать метод мозгового штурма с методом динамической фасилитации.
Суть динамической фасилитации – найти глубинные проблемы и выстроить продуманные решения, суть мозгового штурма – быстро активизировать мозговую деятельность и найти много различных идей для дальнейшей проработки.
Далее для упрощения будем пользоваться терминами «фасилитация» и «мозговой штурм». В сравнении использованы ключевые глобальные особенности фасилитации как метода групповой работы и ключевые особенности мозгового штурма как приема групповой работы. Учтем также, что мозговой штурм может использоваться как самостоятельный прием, как один из приемов фасилитации или один из этапов фасилитационной сессии.
Фасилитация требует, чтобы высказался каждый участник. Этому уделяется огромное значение. Каждый может спокойно озвучить свое мнение, его не торопят и не ограничивают. Мозговой штурм же традиционно отличается быстрым темпом. Если нужно собрать идеи быстро – проводите мозговой штурм.
Фасилитация призвана учесть каждый нюанс, ничего не упустить, выслушать каждое опасение по поводу идей и решений участников. Мозговой штурм не предполагает комментирования чужих идей. Справедливости ради отметим, что и фасилитация не предполагает критику чьих-то идей, чтобы каждый мог высказаться без опаски получить непринятие или осуждение. Но участники фасилитации могут выразить свои мысли относительно озвученных идей, направляя их не автору идеи, а фасилитатору.
Если отследить основной подход фасилитации к сбору идей, то можно заметить, что в фасилитации важное значение уделяется ценности мнения каждого участника, а не просто поиску полезных идей. Это можно заметить в самых разных форматах фасилитации, будь то метод 6 шляп мышления, примеры использования которого мы приводили в одном из материалов блога ManGO! Games, или использование фасилитации в ходе тренинга по любой тематике.
После того как собрано достаточно идей в ходе мозгового штурма, цель обсуждения выполнена. При фасилитации цель будет достигнута только в случае, если выскажется каждый. Само мнение участника может не набрать достаточно веса, но оно будет озвучено и каждый будет услышан. Это очень полезная работа для любой компании, поскольку каждый участник начинает приносить пользу при обсуждениях, а не только ключевые, «одни и те же».
В ходе фасилитации каждый высказывает свою идею или свое мнение, но это не «обязаловка»: подобное достигается именно за счет особой атмосферы, создаваемой фасилитатором, и благодаря правилам фасилитации.
Каждый участник на протяжении всей сессии остается в творческом пространстве. Мозговой штурм используется для стимулирования творческого мышления, часто в начале обсуждения, в том числе и фасилитационной сессии, после чего привлекаются другие методы для достижения цели мероприятия. У фасилитации другой подход. Независимо от этапа мероприятия, фасилитация приветствует расхождение, а потом в ходе естественного процесса, схождение мнений, но ни в какой момент фасилитатор не пытается склонить группу к соглашению.
Даже если показалось, что соглашение уже достигнуто, группа не стремиться зафиксировать его и закончить обсуждение – участники получают возможность не согласиться, отказаться, обсудить и убедиться в надежности принятого соглашения. Фасилитация лишает участников риска принять случайное решение, потому что «надо уже что-то принять», потому что «уже устали», или потому что «больше нет времени».
Если в ходе мозгового штурма достаточно нескольких удачных идей, чтобы цель мероприятия была достигнута и идеи отправились на проработку, фасилитация ставит цель найти решение, которое окажется для всех участников надежно самым удачным на текущем историческом моменте. Важный принцип фасилитации – это согласие каждого участника с принятым решением.
Мозговой штурм часто организуют, чтобы помочь ответственному найти удачную идею. Если бы он сам нашел идею, он бы не собрал коллег. Таким образом, как только ответственный за креативное решение услышит достаточно идей, цель мероприятия выполнена. Чтобы это произошло надежнее, зовут всех, способных помочь получить результат быстрее, а выслушивают сначала тех, кто вероятнее всего быстрее обеспечит желаемый результат.
В фасилитации другой подход. Все равны – фасилитатор начинает работать с первым, кто ответил. В равной степени выслушивается каждый участник. Мы уже рассматривали эту особенность фасилитации, когда разбирались, чем отличается модератор от фасилитатора.
Спокойно, не торопя, фасилитатор записывает вопрос участника, потом дает возможность тому же участнику высказаться относительно идеи по решению вопроса, спросив, например, как бы он решал вопрос, если бы это зависело только от него. Так обеспечивается основной принцип фасилитации, а мы помним, что основной принцип фасилитации это равное внимание каждому участнику, независимо от его «веса». Руководитель, «рядовой» сотрудник – все участники сессии равны.
Фасилитация позволяет быть не просто услышанным, а полностью выслушанным всеми участниками. Каждому уделяется достаточно внимания. Фасилитация ценна особой атмосферой и комфортом для каждого присутствующего. В ходе мозгового штурма подобные задачи не ставятся.
Часто такой подход непривычен участникам, они могли не сталкиваться с подобным раньше. Тогда фасилитатор объясняет суть, предварительно создавая атмосферу и готовя участников к новому формату. Объяснения могут быть следующими:
Обычно эти вводные достаточны для того, чтобы участники поняли суть процесса.
Поскольку в фасилитации особое внимание уделяется созданию комфорта и ощущения защищенности участников, существуют правила (говорить по очереди, не критиковать, не перебивать и прочие), а фасилитатор является примером модели хорошего слушания. Именно фасилитатор создает у участников важное ощущение, что их слушают и их услышали. По ходу сессии участники естественным образом перенимают у фасилитатора навык слышать другого, выслушивать, прислушиваться.
Для достижения такой атмосферы требуется время. Поначалу бывает, что кто-то по привычке вклинивается в разговор. Но фасилитатор обладает тактом и терпением. Он защищает участников, и может разрешить ситуацию, сказав: «Простите, мне очень хочется услышать, что вы скажете, но сначала мне нужно убедиться, что я полностью выслушал, что говорит этот человек». Когда фасилитатор заканчивает слушать одного человека, он переключается на того, кто пытался вмешаться в разговор, подчеркивая, что ему важно выслушать в полном объеме его мнение и помочь ему сделать свой полный вклад в общую картину.
Очередность в фасилитации не имеет значения, в отличие от мозгового штурма. В фасилитации не важно, кто будет первым – все будут выслушаны в равной степени. Работа фасилитатора – выслушать каждого в полном объеме. Таким образом в ходе фасилитации действительно каждый участник защищен. Опытному фасилитатору необходимо обеспечить такое ощущение.
Иногда в ходе попыток перепалки между участниками, фасилитатор физически становится между ними и объясняет, что хочет услышать каждого, но не может делать это одновременно. Если кто-то слишком эмоционален – фасилитатор может предложить переключить свой пыл на него, а не на других участников. Таким образом каждый чувствует себя защищенным, каждый может высказаться лично и вместе с тем «подслушать», что думают по предмету обсуждения другие участники. По ходу все участники начинают осознавать общее понимание правил сессии, чувствовать уважение к различающимся точкам зрения и силу синергии группы, и уже сами начинают ценить и защищать созданную атмосферу.
У фасилитации есть очень важная роль, о которой мало говорят. Возможность высказать все до конца освобождает человека от необходимости держать в себе ту или иную идею, ее решения, мысли по этому поводу. Участники «изливают накопившееся», и, убедившись, что передали важные данные и были услышанными, становятся более способными генерировать новые идеи. Лучший способ подготовить себя к новым идеям – это избавиться от текущих путем фиксации их, передачи другим, реализации или отказа от них. Это важно для творческого тонуса и готовности к новым поискам.
Именно поэтому каждый участник делится не только мыслями и направлениями, но и всем, что родилось в его голове по этому поводу – пути реализации, идеи по ходу, встретившиеся при размышлениях сложности и тупики.
Сессию фасилитации каждый покидает, освободившись от накопившегося, в готовности рождать новые идеи, а мозговой штурм – с оставшимся или пополнившимся запасом идей.
Для фасилитатора крайне важно, чтобы человек высказал все полностью. Это бывает непросто. Многие, особенно поначалу, склонны сказать: «Я сказал достаточно» или «Пора сказать и другому». Это связано с критикой в прошлом, с недоверием, защитными механизмами и прочими причинами. Однако фасилитатор знает, что люди склонны делиться только верхушкой айсберга, тогда как нам нужен весь айсберг. Как только люди убедятся в том, что здесь их действительно выслушивают, они будут хотеть повторить этот опыт, поскольку редкий человек в такой ситуации не почувствует себя удовлетворенным. В этом моменте важна роль фасилитатора – его активное слушание, фиксирование идеи, отражение и сверка идеи. Найдутся и такие участники, которые охотно пожелают поделиться своими мыслями и идеями, но обнаружат, что им не удалось передать всего, что хотели. Тогда они будут пробовать снова и снова, пока не достигнут желаемого облегчения.
Фасилитация – это процесс выслушивания, вытягивания и попыток высказаться до тех пор, пока все не выскажут в полной мере все, что у них есть по обсуждаемому вопросу.
Фасилитатор сосредоточен на одном: выслушать и зафиксировать точку зрения. Но по мере продвижения этого процесса участники наблюдают за другим процессом – они начинают осознавать, что их собственные решения и решения коллег несовершенны. Чем больше раскрывается полная картина, тем более очевидным это становится. Приходит также осознание того, что каждый видит ситуацию по-разному и участники начинают понимать другие точки зрения. А после этого приходит осознание необходимости дорабатывать материал, но уже учитывая все стороны. Так участники приходят к пониманию необходимости поиска альтернативных решений.
Таким образом, мозговой штурм только на первый взгляд может показаться похожим на фасилитацию, ведь задачи у этих подходов совершенно разные. Мозговой штурм – это прием, позволяющий быстро активизировать мозг для получения ценного быстрого результата, фасилитация – процесс терпеливого составления полной и объемной картины из мелких частиц, каждая из которых играет важную роль в получении результата.