Блог
08.01.20

Как деловые игры борются с ленью: примеры геймификации в российских компаниях

Мотивировать сотрудников деньгами – самый простой способ, но и самый дорогой. К тому же в последнее время не всегда надежен. Поэтому корпорации ищут способы мотивации.

Один из них, который становится все более популярным – геймификация. Как именно игры помогают бороться с ленью и подталкивают сотрудников на рабочий подвиги – разберем в этом материале.
Как деловые игры борются с ленью: примеры геймификации в российских компаниях | Групповые тренинги с командообразующим эффектом – в ManGO! Games!
Как деловые игры борются с ленью: примеры геймификации в российских компаниях | Групповые тренинги с командообразующим эффектом – в ManGO! Games!
Колесо баланса "ЖУРНАЛ РЕФЛЕКСИИ"
Рефлексия помогает лучше понимать себя, свою жизнь, собственные эмоции и мир вокруг. Журнал основан на лучших практиках личной эффективности, самопознания и развития. Мы собрали 900 вопросов для баланса работы и жизни.

Мало того, что как только начнешь мотивировать материальным интересом, аппетиты сотрудников начинают все больше расти, так материальная мотивация еще и не всегда работает. К примеру, самые молодые часто приходят работать не ради денег, а ради других приоритетов и ценностей. Мы писали об этом в статье о поколении Z. Зато было замечено, что деловые игры, примеры которых мы уже приводили в нашем блоге (смотрите также каталог деловых игр ManGO! Games), способны вовлечь самых разных сотрудников, самые разные поколения и абсолютно всех – от босса до линейного исполнителя. Это и легло в основу идеи мотивировать играми.

Рассмотрим несколько примеров того, как реальные компании пытаются справиться с мотивацией с помощью игры.

Вся работа – игра

Если деловые игры, примеры которых можно найти в каталоге, рассчитаны на несколько часов, то некоторые компании превращают в игру весь рабочий процесс. Люди, работающие в Рокетбанке, могут подтвердить, что туда можно прийти рядовым бойцом, через несколько месяцев стать уже защитником какой-то из линий в команде, например, «Стражей галактики». Звучит интереснее, чем официальная должность в трудовой книжке.

Работать в Рокетбанке – это постоянно играть в игру с уровнями, квестами и бонусами. Команды работают на космических боевых флотах, защищают галактику, имеют своих «джедаев». Достижения нужно накопить, чтобы перейти на следующий уровень, переходы сопровождаются церемониями посвящения с торжественной выдачей толстовок Рокетбанка.

Попытка таким образом активизировать сотрудников у компании оказалась удачной – сотрудники вовлеченно накапливают баллы, которые фиксируются в корпоративной онлайн-системе. Такая геймификация будничных процессов, по мнению сотрудников, укрепляет командный дух, и при этом каждый имеет свободу выбора движения по карьерной лестнице, причем в желаемом направлении (есть выбор) и в комфортном для себя темпе.

Однако такое мнение о работе в этой организации разделяют не все. Средний возраст сотрудников компании – 21 год, молодые чувствуют себя в такой компании в своей стихии, особенно выделяя такие плюсы как отсутствие дресс-кода, неформальное общение, современный офис и комфортные места для отдыха. Сотрудники, которые привыкли к другой организации труда, порой не могут избавиться от эффекта «детского сада», и адаптируются к таким условиям не настолько легко. Как видим, попытки мотивировать игрой требуют учета множества факторов и постоянного совершенствования, зато подобные реальные примеры смелого эксперимента способны продемонстрировать работоспособность геймификации бизнес-процессов, включая геймификацию на уровне всей бизнес-структуры.

Геймификация трудовых процессов по-западному

Если опыт геймификации всей компании можно рассматривать как слишком смелый, сомнительный и т.д., то узконаправленные деловые игры, примеры которых мы сейчас приведем, отлично приживаются. Много компаний взяли пример у западных коллег и стали использовать компьютерные ролевые корпоративные игры для обучения, отработки навыков или для других отдельно взятых процессов в компании. Рассмотрим примеры:

  • Игровая форма привлекла к обучению. Академия аудиторско-консалтинговой компании «Делойт» создала для собственных тренингов компьютерную игру с имитацией проблемных ситуаций из реальной практики. 46% обучаемых начали «играть» ежедневно, тогда как раньше обучались время от времени.
  • Играя, сделали полезное дело. В Microsoft есть игра, которая стимулирует сотрудников проверять переводы текстов на разные языки. Играя, сотрудники сделали огромные объемы работы – за месяц 4,6 тысяч человек проверили 530 тысяч страниц текста. Правда, некоторые настолько увлеклись, что забросили основную работу.

О подобном опыте, когда игра людей приводит к полезному результату, мы упоминали в статье о геймификации мероприятий «Взять лучшее от игры: методы геймификации мероприятий». Там мы привели в пример проект Foldit, который помог ученым биологам проанализировать строение белков.

  • Как визуализировать успехи. В SAP визуализировали конкуренцию продавцов в корпоративном приложении, изобразив ее в виде заезда гоночных автомобилей. Продавцы работают в обычном режиме, а их результаты в виде виртуальных авто влияют на то, чья машинка первой пересечет финишную черту. Так в компании научились визуализировать успехи.
  • Как геймифицировать самосовершенствование. В страховой компании Aetna разработали приложение – интерактивное дерево самосовершенствования. Оно настолько разрослось, что им начали пользоваться не только сотрудники компании.
  • Спасибо в карман положишь. В IT-компании DataArt ходит внутрикорпоративная валюта TYPs — Thank You Points. Ее используют, чтобы сказать спасибо. На «типсы» можно приобрести товар в корпоративном онлайн-магазине, их количество учитывается при пересмотре зарплат и материальных поощрений.

Похоже, геймификация отдельных процессов – перспективное начинание. Однако здесь тоже есть минусы, которые вытекают из особенностей игры – игра полностью вовлекает, отвлекая от всего остального. Деловые игры, примеры которых здесь прозвучали, могут отвлечь сотрудников от основных задач. Что ж, это только подчеркивает силу влияния деловой игры, которой остается только грамотно распорядиться.

Игра в борьбе с ленью и скукой

Мы уже оценили, насколько мощным инструментом может стать игра. Рассмотрим, как этот инструмент применяют для борьбы с негативными проявлениями на работе. Например, для борьбы с ленью.

По мнению руководителей, игровые механики в управлении персоналом отлично мотивируют сотрудника на достижение установленной цели, что помогает им активизироваться и работать эффективнее. Лени не остается места в этом процессе. Это происходит благодаря грамотному использованию основного свойства игры – способности обеспечивать вовлеченность.

Самая важная задача мотивационной игры – вовлечь в работу и побороть лень. Деловые игры, примеры которых мы навели выше, прекрасно вовлекают и не оставляют лени шансов. По статистике Gallup, только 31% сотрудников по всему миру целиком вовлечены в работу, 51% всегда на работе занимаются чем-нибудь сторонним. Какой потенциал еще не задействован!

Вовлеченность повышает цену всей компании. Статистика Hewitt Associates свидетельствует о том, что компании с высокой степенью вовлеченности сотрудников имеют в целом выше показатели: их акции на 12% дороже остальных, на 27 тысяч долларов в год выше показатель объема продаж на каждого сотрудника, в 2 раза больше конкурентоспособных заявок на открытые вакансии.

Вовлеченность, отсутствие лени и сосредоточение на основной работе вместо других занятий позволяют получить от сотрудников больше работы за те же деньги. Вот почему геймификация продолжает развиваться. Геймификация помогает мотивировать сотрудников на выполнение малоинтересных задач, на дополнительные задачи и в целом на повышение производительности.

Иногда заставить сотрудников выполнять неинтересную работу могут только вовлекающие деловые игры, примеры которых ниже.

Как справиться со скучной работой. В компании «Coca-Cola HBC Россия» решили провести опросы среди персонала. Сотрудников по всей стране 10 тысяч человек, процесс намечался непростой и малоинтересный. Тогда компания решила использовать игровые механики для вовлечения сотрудников в процесс. В компании создали систему мотивации с поощрениями, интересными призами, например, ужин с генеральным директором, посещение матча. Движимые духом соревнования капитаны в регионах убеждали коллег участвовать в опросах, что привело к эффективному решению поставленной задачи. За два года компания добилась стопроцентного прохождения опроса, повышения уровня вовлеченности в компании с 6% до 94%, который кстати измеряли в том числе и опросами, ради которых использовали игру. Игра помимо всего прочего принесла компании экономию в размере 30 млн. руб. в год.

Счастливые доллары за здоровый образ жизни. Владелец московского стриптиз-клуба GoldenGirls Лаки Ли превратил в шоу не только результат своей работы, но и процессы внутри. Чтобы стимулировать сотрудников быть красивыми и здоровыми, он учредил корпоративную валюту Lucky Dollar за такие заслуги как здоровый образ жизни, сброс лишнего веса, отказ от курения и пр. Достижения освещаются в корпоративном реалити-шоу. Заработав достаточно «счастливых долларов», можно отправиться в призовое путешествие по США, Европе и Азии с сюрпризами в виде встреч со знаменитостями. Только за год в заграничные поездки съездили таким образом 70 сотрудников. Работа для сотрудников такой компании – не рутина, а место, где о тебе заботятся.

Все деловые игры, примеры которых здесь приводятся, могут быть внедрены практически в любой компании с целью мотивации к работе и поощрений за достижения. Это непременно сказывается на результатах. Бизнес Лаки Ли после введения описанных поощрений начал расти: средняя продолжительность работы в компании стала составлять не год, как в среднем по рынку, а 3-7 лет, выручка выроста на 6,9% в год.

В каком случае геймификация не сработает

Геймификация подойдет не каждой компании и не каждому сотруднику. Например, корпоративные игры не будет восприняты, если людям мало платят, или не учитываются более важные потребности: ремонт, условия труда, организация рабочего места, неразрешенные конфликты внутри коллектива, недостаточная информированность. В подобном случае навязывание игры покажется сотрудникам издевательством. Читайте также информацию на подобную тему в статье «В каком случае тренинги могут навредить».

Кроме того, далеко не всем нравится играть в игры на работе, к тому же разные поколения по-разному относятся к играм. Многие сотрудники не любят конкурировать, а лидеры не всегда хотят делить личный результат с командой. Каждая компания должна искать свой собственный рецепт.

Команда ManGO! Games уже около 10 лет разрабатывает и проводит деловые игры, примеры которых можно посмотреть в портфолио. Специалисты ManGO! Games готовы помочь вашей компании выбрать наилучшую стратегию геймификации в бизнесе.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games