Говорили о геймификации в бизнесе: как справляться с рабочими задачами с помощью игры, для каких конкретных задач можно использовать игровые техники, как поэтапно внедрить их в компании.
В разговоре участвовали Олег Косчинский, основатель и директор по развитию компании ManGO! Games и ведущий специалист по геймификации и обучению, Александр Бабин, сооснователь HR-агентства «Развитиум» и автор программ по развитию soft skills, и Максим Подсумков, ведущий и основатель клуба интеллектуальных игр «Без дураков».
Современным сотрудникам важен психологический комфорт на рабочем месте. Они не готовы слепо подчиняться и исполнять любые приказы руководителя. Вместо приказов необходимые навыки можно отработать в игре. Однако игру многие еще воспринимают как развлечение. Приемлема ли игра для серьезного бизнеса?
Оказывается, людей любого возраста можно вовлечь в игру, главное учесть два важных момента:
Для более серьезных людей необходимо подобрать серьезную метафору. Деловые игры могут быть разного уровня: они разрабатываются и тестируются с учетом потребностей и особенностей своей целевой аудитории.
В отличие от развлекательных, деловые игры подчиняются той или иной задаче. Игра разрабатывается, исходя из проблемы бизнеса. Сначала выясняется, какая у компании проблема, например, проблема коммуникаций или кросс-функционального взаимодействия. Под решение этой проблемы подбирается механика, а в самом конце уже выбирается метафора.
Возьмем примеры. Деловая игра AUTOKOREKTA разработана нашими польскими коллегами. Она посвящена управлению изменениями.
Вокруг нас все постоянно меняется – структуры, цены, товары. Важный компонент успешных изменений – люди. Сложнее всего изменить то, что в голове человека. Есть одна известная фраза: «Самая дальняя дорога для человека – это дорога в 40 см – от сердца до мозга». В этом можно убедиться, наблюдая за тем, как иногда мозгом человек все осознает, а сердцем не принимает, поэтому продолжает действовать по-прежнему.
AUTOKOREKTA призвана показать людям, что несмотря на все декларации о готовности к изменениям, в ситуации конкуренции и при принятии решений часто эта готовность не подтверждается. Игра предлагает выбор – продолжать делать по старинке или попробовать новое, рискуя отстать, тогда как конкуренты могут вырваться вперед. В нашей практике 70% команд продолжают делать то, что они уже умеют делать.
Жизнь показывает, что это неверный путь, поскольку рынок меняется. Это как производить пейджеры, когда на рынке уже появились мобильные телефоны. Игра отлично это показывает, и после полученных в ходе игры инсайтов, участникам легче дается управление изменениями. Игра формирует у людей правильное отношение к изменениям и дает алгоритмы управления изменениями, принятия изменений и внедрения изменений.
Игра «Князья и Капуста» имеет несколько преимуществ. Она отлично ложится на разный культурный код (мы проводили ее в разных странах – в Польше, в Прибалтике, в Англии и США) и легко масштабируется – можно проводить и на 20, и на 200 участников.
В ходе этой деловой игры создается прототип государства, в котором есть царь, бояре, князья, купцы. Устанавливаются рамки, в пределах которых участники сами налаживают между собой взаимодействие. В игре пересекаются интересы каждого конкретного персонажа – заработать побольше игровых денег – и интересы государства. Необходимо искать баланс между личным и общественным. Если не наладить эффективные коммуникации – горизонтальные и вертикальные – проигрывают все. Все как в жизни.
Деловая игра «Князья и Капуста» показывает важность коммуникаций и умения вести переговоры.
Одна из ценностей деловой игры – показать, что ты из себя представляешь на самом деле. В игре невозможно притворяться – слишком большая плотность задач. Таким образом деловая игра используется и как средство диагностики.
Определив свои проблемы в игре, ищутся пути решения: что-то можно решить процессами, а что-то коммуникациями.
Можно геймифицировать бизнес-процессы. Геймификация не появилась вчера: к геймификации можно отнести даже советские социалистические соревнования. С переходом к свободному рынку появились соревнования среди продавцов внутри компании. В геймификации, как и в любой игре, главное установить правила, в которых можно выиграть.
Деловые игры могут нести и развлекательную функцию. На игры типа «Что? Где? Когда?» приходят команды одной компании, компании с партнерами или конкурентами, даже семейные пары и соседи по подъезду. Отличный способ провести время и померяться своим интеллектом.
Можно ли обучать с помощью игры? Да! Игра – это самый естественный и удобный формат обучения. Донесение знаний не через прямые теоретические выкладки, а через простые и приятные для любого человека процессы намного проще и эффективнее.
Все мы любим играть. В детстве во время игры мы всегда получали новые знания и новый опыт.
Сегодня существует тенденция геймифицировать все и вся, начиная с обучения и заканчивая внедрением новых практик в компаниях.
Как показывает практика, игра уместна везде, главное грамотно ее дозировать. Важно также, как себя будут чувствовать люди в игре. В игре люди должны ощущать комфорт, радость, азарт, интерес, стремление к познанию. Если человек чувствует в игре стыд, страх, неловкость, скуку – значит, что-то не так с игрой.
Далеко не все проблемы можно решить играми. Есть проблемы, связанные с бизнес-процессами, со стандартами компании или с корпоративной культурой. Такие проблемы невозможно решить с помощью игры. Некоторые заказчики, услышав о потенциале деловых игр, рассматривают игры как волшебную таблетку, и очень ошибаются.
Игра может выявить проблемы, прокачать определенные навыки, привести к последующей сессии, на которой участники начнут договариваться о важных вещах, но сама по себе игра всех возможных проблем не решит.
Иногда само руководство не готово внедрить то, что по результатам игры было решено внедрить. В таком случае игра тоже вряд ли что-то изменит и ее остается воспринимать как развлечение.
Игра – это механика, метафора, пользовательский опыт. Людей, которые разрабатывают корпоративные игры, немного. Разработчик деловых игр должен понимать, как работают компании, как они устроены, какие у них проблемы.
Что важно учитывать представителю предприятия, принимая решение о проведении бизнес-игры?
Решаясь провести игру, руководителю стоит ответить себе на вопрос: «Готов ли я вскрыть проблемы в моем коллективе на общем собрании, где будут не только топ-менеджеры, не только руководители отделов, а все сотрудники?» Если руководитель к этому не готов, а хотел бы подать проблемы через какую-то метафору – стоит провести деловую игру.
Если руководитель понимает, что есть проблемы, но не знает, какие, нужно сначала определить их, и только потом планировать игру, или быть готовым к диагностике. В ходе деловой игры можно определить проблемы, после чего продумать, как их решать.
В любом случае, прежде всего нужна готовность руководителя вскрывать проблемы.
Кроме того, руководитель должен понимать, каковы его цели, какими путями он уже пытался их достичь, и определиться, будет ли игра оптимальным путем.
Здесь уместным будет вопрос: «Что будет, если я этого не сделаю?» Если ответ будет «Ничего», то не стоит и проводить игру. Для успеха игры необходима острота желания изменений.