Олег Косчинский – основатель и директор по развитию компании ManGO! Games. Публикуем архивное интервью с Олегом, 2019 год.
Я родился в Латвии и заканчивал там школу. У меня несколько образований: юридическое и в области менеджмента. После Латвии я 7 лет жил и работал в Казахстане, уже 15 лет живу в России, последние два года работаю еще и в Польше.
Мой основной профессиональный опыт связан с продажами.
Я работал в разных дистрибьюторских компаниях, потом попал в международную корпорацию «Марс». После того как я поработал в корпоративном мире и набрал достаточно опыта, я перешел в консалтинг. Мне всегда хотелось обучаться, развиваться, работать в консалтинге, чем занимаюсь уже 10 лет.
Если говорить о моих хобби, люблю горные лыжи, походы в горы, играю на музыкальных инструментах. Сейчас осваиваю барабан.
Очень давно мне понравился принцип 10:20:70, который используют многие корпорации. Я его применяю к себе регулярно. 10% - это книги, которые я читаю, видео, которые я смотрю, 20% - это наблюдение за работой других, посещение мастер-классов, различных выставок. 3-4 раза в год я езжу в Америку, Великобританию, Восточную Европу на выставки. Посещаю не только выставки по нашей теме, но и смежные. Например, недавно я был на выставке по рекламным материалам и нашел некоторые идеи, как сделать лучше наши продукты. Интересные «фишечки» можно встретить не только в своем бизнесе.
70% - это работа на проектах. Каждый проект нужно по окончанию осмыслить, сделать ретроспективу проекта, получить client's voice («голос клиента» – что ты сделал хорошо, что не очень), и обсудить с командой, как в следующий раз сделать лучше. 10:20:70 – всем рекомендую.
Я не буду называть бизнес-тренеров. Я, пожалуй, вас удивлю. Когда мне было 7 лет, мне в руки попала книга Сергея Тарабанько, которая называлась «За стартовой чертой». Сергей Тарабанько – трехкратный чемпион мира по ледовому спидвею. Эта книга – автобиография – перевернула мою жизнь. Я в нее влюбился, я читал от корки до корки историю простого сибирского мальчика из города Ангарска, который неоднократно добился самых высоких вершин в своем спорте.
Я решил стать мотогонщиком, я им стал. Я стал профессиональным мотоспортсменом. До 19 лет я профессионально занимался мотогонками.
Это сложило мой характер с точки зрения принятия решений, анализа ситуации, ответственности, отношения к риску, потому что мотоспорт – это экстремальный вид спорта. Это сильно повлияло на мой характер и на мои дальнейшие жизненные выборы.
Если говорить о профессии, то британский тренер Эрл Линч, с которым я вместе работал на проекте академии Microsoft, оказал на меня огромное влияние: научил работать с группой, с групповой динамикой. Я очень многому у него научился – прежде всего позитиву. Эрл научил учитывать, что говорить нужно ясно и понятно, подбирать слова, которые понимает аудитория.
Все совершают ошибки, важно то, как вы на них реагируете.
Однажды тренер поехал к заказчику снимать запрос. Когда он вернулся и мы начали обсуждать задачу, мне ничего не подсказало, что запрос снят неправильно. Оказалось, что на встрече не было главного заказчика – были его заместители. Они озвучили тренеру свою картину мира, тренер не перепроверил информацию и предложил им программу. Они согласились, я одобрил. Но когда программа стартовала, выяснилось, что из 14 человек, сидящих в аудитории, только 3 не проходили эту программу раньше.
Участники прошли программу и дали обратную связь, что это было бесполезно. Мы могли испортить отношения с хорошим надежным заказчиком, это было недопустимо.
Я поехал к заказчику. Мы вернули полностью весь гонорар.
Меня спрашивали, почему мы не вернули только 50%. В таких случаях я обычно отвечаю: «Мне не нужен заказчик, довольный только на 50%».
Мы вернули весь гонорар, мы принести глубокие извинения, и мы попросили дать нам шанс реабилитироваться. С новым тренером мы сделали другую программу и все остались довольны.
Я благодарен заказчику, что дал мне шанс реабилитироваться. Все совершают ошибки, важно то, как вы реагируете на ошибки. Этот провал стал для меня большим уроком.
А что касается результатов этого года – по результатам одного опроса пользователей нашего рынка я неожиданно получил первое место в номинации «Профессионализм, соответствие клиентским ожиданиям».
Возросло количество запросов на online blended learning: обучение людей через интернет, но чтобы это был не скучный вебинар, на котором люди засыпают, а действительно онлайн-тренинг, в котором можно вовлекать, делить на группы, в котором можно давать разные задания. Спасибо технологиям, которые развиваются все больше и больше: благодаря им это становится возможным. Если раньше мы об этом только говорили, то сейчас уже реально можно провести фасилитацию или тренинг в онлайн. / Олег Косчинский, 2019 год.
Во-первых, мы перестали гнаться за западом. По многим направлениям мы их уже догнали и перегнали. С точки зрения деловых игр и бизнес-симуляций мы вообще впереди планеты всей.
Второй тренд – agile-planning. Если раньше мы планировали на год вперед вместе с эйчарами, то сейчас на год никто не планирует. Глубина планирования обычно три месяца. Люди знают, что будет в ближайшие три месяца, а что будет дальше – неизвестно. Высокая неопределенность в экономике – высокая неопределенность в планировании. Поэтому 80% запросов – «под задачу».
Третье – возросло количество запросов на online blended learning: обучение людей через интернет, но чтобы это был не скучный вебинар, на котором люди засыпают, а действительно онлайн-тренинг, в котором можно вовлекать, делить на группы, в котором можно давать разные задания. Спасибо технологиям, которые развиваются все больше и больше: благодаря им это становится возможным. Если раньше мы об этом только говорили, то сейчас уже реально можно провести фасилитацию или тренинг в онлайн.
Наше ноу-хау в том, что мы соединяем личность, команду и онлайн-технологии. Ищем задания, которые побуждают людей объединяться в команды, внедряем командные рейтинги, соревнования – используем геймификацию в онлайн-обучении.
Если говорить о тренингах, то сейчас все инновации лежат в области диджитал. Наше ноу-хау в том, что мы соединяем личность, команду и онлайн-технологии. Ищем задания, которые побуждают людей объединяться в команды, внедряем командные рейтинги, соревнования – используем геймификацию в онлайн-обучении.
Что касается деловых игр – там все немного сложнее. У каждой деловой игры есть метафора, или легенда, – это то, во что мы играем. Есть механика – по каким правилам мы взаимодействуем. И есть пользовательский опыт – компетенции, которые мы развиваем.
Появляются новые метафоры, а механик новых не появляется, потому что все базовые механики уже описаны, они уже есть. Здесь инновации лежат в области применения – в области синтеза. Например, сейчас мы синтезируем игру и оценку персонала. Есть стандартный формат классического ассесмента и есть деловая игра, которая используется для обучения, развития или командообразования, или перед фасилитационной сессией, а мы ее интегрируем с оценкой. Получается, что мы за короткий срок можем оценить большое количество людей.
Системное мышление на базе бизнес-симуляции, обучение людей фасилитации, программа «Нескучные финансы».
Почему так? Системное мышление на базе бизнес-симуляции – это игра, которая организована раундами, а между раундами участники получают теорию, которую они сразу могут применить, и увидеть в следующем раунде результаты своих действий. Тут систему не обманешь: если ты мыслишь, если видишь причинно-следственные связи, если ты проанализировал правильно и сделал правильные выводы, то твой результат будет лучше, чем у конкурента, а если нет – то хуже. И тренер тут не при чем – оно все перед глазами. Это очень помогает людям понять, что такое системное мышление и анализ принятия решений.
Тренинг по обучению фасилитации я люблю потому, что мне очень больно, когда я вижу, как проходят совещания руководителей, на которых я иногда присутствую, результатом которых становится договоренность о следующих совещаниях. Ничего не решено, все «проорались», друг друга во всем обвинили и договорились, что нужно больше времени собрать еще информацию.
Друзья! Вам всегда будет не хватать информации, времени, денег, людей. Если бы все было так просто, зачем вы здесь были бы нужны. Вам приходится принимать решения в ситуации неопределенности, и фасилитация помогает организовать этот процесс принятия группового решения.
«Нескучные финансы» – это тоже бизнес-симуляция, которая наглядно показывает, откуда деньги приходят, куда они уходят, и что на что влияет. По роду деятельности многие менеджеры отвечают за бюджет, но понимают только «выручка», «расходы», «прибыль» – три статьи, «отчет о прибыли и убытках». А есть еще баланс, есть еще отчет о движении денежных средств, есть еще финансовые коэффициенты, которые нужно понимать, и это все влияет на финансовый результат компании. Поэтому, повышая финансовую грамотность ответственных за бюджет, и тех, кто им помогает, я вношу существенный вклад в прибыль компаний.
Друзья! Вам всегда будет не хватать информации, времени, денег, людей. Если бы все было так просто, зачем вы здесь были бы нужны. Вам приходится принимать решения в ситуации неопределенности, и фасилитация помогает организовать этот процесс принятия группового решения.
Ну, во-первых, мы классные! Мы просто самые лучшие, я в это искренне верю, иначе я бы работал в другой компании. Нам об этом говорят наши клиенты.
А если серьезно, то, во-первых, мы российские, но мы международные. У нас есть представитель и в Соединенных Штатах Америки, и в Восточной Европе. Мы работаем в России, в Казахстане, делаем удаленные проекты для Украины. У нас в команде есть люди, которые могут провести тренинг на четырех языках.
Во-вторых, все наши тренеры имеют реальный корпоративный опыт управленца.
В-третьих, высокий уровень доверия к нам со стороны других участников рынка.
Несколько лет назад я предложил интеграцию. У нас очень разделенный рынок и каждый из игроков рынка обслуживает определенное количество заказчиков и редко выходит за эти рамки. Это означает, что если какой-то гениальный разработчик придумал какую-то игру, то она будет проведена только для ограниченной части рынка. А можно было бы продуктами друг друга обменяться. Почему люди этого не делают? Нет доверия. Люди боятся, что если они поделятся продуктом, то у них его просто украдут. Я работаю с пятью компаниями, которые дают нам продукты. Мы всегда платим роялти, гонорар за интеллектуальную собственность, и я активно призываю других делать так же.
Для меня по большому счету ценности три:
Смотрите интервью на нашем youtube-канале.