Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Первые корпоративные университеты имеют уже довольно почтенный возраст. На момент их создания, а это порядка ста лет назад, основное внимание уделялось развитию и укреплению базовых навыков для выполнения ежедневных рутинных обязанностей. Тогда трудно было представить, какие академии вырастут сегодня из тех первых образований.
Знаменитый центр General Electric был создан в 1956 году, он сосредоточился на подготовке кадров, а в 1961-м появился университет McDonald’s. Сегодня свой университет есть у Apple, Boeing и Danone и спектр их задач довольно широк.
В таких центрах обычно разрабатывались корпоративные тренинги, планировалось и организовывалось полноценное обучение персонала и для адаптации, и для повышения уровня, и для получения сотрудниками попутных специализаций.
Но в последние 20 лет для всех – крупных известных и недавно созданных учебных центров – наступил важный момент, перед которым все равны. Это переход на цифровой формат. Даже самые успешные учебные программы не способны решать свои задачи в полной мере без присутствия в цифровом пространстве.
С одной стороны, традиционное образование оказывается под угрозой, с другой – открываются новые шансы для новых и еще никому не известных игроков в области образования. Скорость сегодня играет ключевую роль – впереди оказываются те компании, которые быстрее других осваивают цифровое обучение сотрудников и начинают создавать «обучение будущего».
Структура обслуживания корпоративных университетов сейчас меняется. Их сотрудники отмечают, что как только начались процессы перехода на цифровой формат:
Эта информация была собрана около 10 лет назад, и уже тогда было очевидно, что система корпоративного обучения требует изменений, и что эти изменения должны обеспечивать скорость, гибкость и масштабируемость.
Однако многие компании до сих пор не смогли обеспечить себя всем доступным на сегодняшний день спектром инструментов, методик, и способов обучения. Те, кто продолжил обучение в ранее созданном формате, ощущают катастрофическую нехватку современных подходов к обучению. Причем речь даже не всегда о техническом и программном обеспечении: компании чувствуют необходимость внедрения новой культуры обучения, которая включает коучинг, взаимное обучение, обмен опытом с другими компаниями и другие подходы.
Если еще несколько лет назад о цифровых форматах упоминали как о желаемом и удобном варианте обучения, то сейчас это становится необходимостью. Критичный момент наступил, как только представители поколения Z начали выходить на работу. Рожденные после 2000 г. выросли в цифровом мире, для них это естественная среда и они не станут приспосабливаться к старой организации обучения, когда весь мир становится цифровым.
Сегодня требование к корпоративному обучению – размещение учебных материалов в цифровых форматах с доступом из сети и возможность для учащихся самостоятельно создавать и распространять учебные материалы.
Кроме того, корпоративное обучение начинает выходить за пределы внутрикорпоративного. Есть примеры, когда корпоративную библиотеку начинают активно использовать как полностью открытую (Aetna), или академия компании открывает и готовит учебные материалы для своих клиентов (McKinsey).
Онлайн-курсы, созданные с использованием облачных технологий, позволяют учащимся организовать индивидуальное обучение, получать массовый доступ к онлайн-курсу, получать частные онлайн-курсы, просматривать обучающие видео, использовать для обучения игры, использовать системы дистанционного наставничества, организовывать виртуальные аудитории, а также пользоваться системами онлайн-моделирования.
Существуют виртуальные предприятия, а некоторые компании для обучения и моделирования используют трехмерную среду электронного обучения. Многие корпоративные тренинги перешли в онлайн-формат, обмен опытом происходит в виртуальном пространстве, взаимодействие в цифровом мире позволяет укреплять неформальные связи в коллективе.
И все это не размышления о возможностях, а обыденная реальность.
Остановимся на некоторых концептуальных направлениях цифрового обучения.
Если раньше корпоративные тренинги для сотрудников были нацелены на достижение каждым участником определенного уровня освоения знаний и навыков, то при внедрении онлайн-обучения основной задачей было достичь той же цели и обеспечить ту же вовлеченность. Внедрение онлайн-обучения имело также цель при тех же результатах тиражировать обучающий продукт и исключить географические ограничения. Сейчас онлайн-курсы достигают и других целей.
Учащиеся объединяются вокруг курсов и обмениваются советами, рекомендациями, полезными дополнительными материалами. Таким образом курс поддерживает свою актуальность и создает вокруг себя сообщество, играя роль коллективного разума.
Стираются иерархические структуры и создаются новые структуры и круги влияния вокруг тех или иных учебных материалов.
Стирается и роль учебного расписания. Нужные курсы попадают в систему, участники начинают изучение, как только у них возникает такая потребность. Все больше укрепляется тенденция к непрерывному обучению.
Пропадает необходимость в администрировании курсов, подключении тех или иных групп к изучению определенных дисциплин – доступ становится максимально простым, а администрирование минимальным.
Продемонстрировать возможности цифрового корпоративного обучения успешно может практика обучения методикам Agile и Scrum, которая на данный момент распространилась по всему миру и действует также в России.
Обучение включает каналы:
Проводится обучение оперативно и поэтапно, охватывая большое количество специалистов одновременно.
На первом этапе сотрудники самостоятельно знакомятся с материалом, изучая рекомендованную литературу или просматривая ролики.
После этого в ходе второго этапа для участников устраивают выездное обучение на несколько дней, где ими занимаются сертифицированные тренеры.
Третий этап предполагает смену обстановки – сотрудник попадает в новый офис, где уже работает «по-новому». Так сотрудник на рабочем месте закрепляет знания на практике.
Рассматривая преимущества онлайн-обучения и новых форматов, не будем забывать о традиционных подходах к обучению. Стоит ли от них отказываться? Мнение по этому поводу однозначно: традиционное обучение нужно и должно остаться. Не будет так эффективно обучение с помощью цифровых технологий без стандартных «живых» тренингов, лекций, мастер-классов и других занятий. Многие университеты продолжают использовать привычное обучение в учебных центрах, все также востребованы тренеры, которые проводят офлайн-обучение, но необходимость постоянно освежать и обновлять знания требует в качестве расширения традиционного обучения использования онлайн-платформ.
Вырваться из привычной рабочей обстановки в новое обучающее пространство, вдумчивое и осознанное обучение под руководством опытных тренеров – просто необходимо сотрудникам. Уважающие себя компании не стремятся отказываться от живого общения, наличия реальных учебных курсов, выпуска бумажных книг – все это необходимо человеку. Несмотря на бешенный ритм жизни и расширение виртуального мира, мы все же живем в настоящем, физическом, мире, и сейчас нам как никогда нужна устойчивая связь с ним.
Никто из учащихся и из руководства компании обычно не желает отказываться от классических занятий. Это возможность взаимодействия с коллегами и встречи с руководителями компании, которых часто зовут на роль приглашенных преподавателей. Так, к примеру, компания GE имеет традицию привлекать к обучению руководителей самого высокого уровня.
Корпоративное обучение в последние десятилетия стало рассматриваться не как затраты, а как инвестиции.
Раньше аудиторные занятия были единственной формой обучения, сейчас они занимают только вершину пирамиды, под которой огромное разнообразие форматов и возможностей.
Сама структура обучения изменилась. Это уже не жесткая модель с установленным набором курсов, а модульная система, под каждый модуль которой формируется сообщество профессионалов. Эксперты обмениваются мнениями, адаптируют курсы и делятся практическим применением знаний на местах.
Отдельные аудиторные занятия менее эффективны, если они не сопровождаются обучением на рабочем месте. На этом система обучения не заканчивается. Она продолжается отслеживанием эффективности использования знаний на месте и поощрениями при успешном применении и хороших результатах.
Изменилось также то, что крупные и уважающие себя компании обязательно обучают руководителей, а не только новичков или сотрудников перед повышением в должности, как было раньше.
Кроме того, обучение в последние годы характеризуется постоянными инновациями и новыми форматами, которые уже перестают удивлять. Платформы массового развития навыков с поддержкой технологии виртуальной реальности, виртуальные туры, контроль прохождения курса, автоматическое определение степени погружения и другие новшества уже никого не удивляют.