Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Почему компании проводят выездные квесты, тимбилдинги, заботятся о развитии своих сотрудников, если люди работают ради денег? Во-первых, потому, что мотивации «ради денег» многим сотрудникам уже недостаточно, во-вторых, потому что организация корпоративных и деловых мероприятий повышает лояльность, от которой зависит успех компании, и в-третьих, потому что нелояльные сотрудники будут искать другую компанию, поскольку для многих из них важно быть вовлеченными в процесс и верными своей компании.
Что же такое лояльность, терпимость, вовлеченность и преданность компании, и почему этим понятиям всегда столько внимания? Укреплению лояльности посвящено каждое второе корпоративное мероприятие под ключ, на эту тему представлено огромное количество книг, тренингов и деловых игр. Но несмотря на это, определение «лояльность» не всем понятно.
Сбивает с толку тот факт, что в английском языке существует слово loyalty, которое переводится как «преданность» и «терпимость». А мы в русском языке используем сразу несколько слов, обозначающих примерно одно и то же: лояльность, терпимость, преданность, вовлеченность.
Лояльность рассматривается многими как хорошее отношение к компании. Но и тут есть вопросы. Хорошее – это терпимое, что также значит снисходительное и доброжелательное, или это значит преданность, вплоть до готовности идти до конца в борьбе за репутацию компании?
Терпимость понимается как снисходительность к недостаткам, а преданность как готовность к жертвенности.
Чтобы различать эти два слова, в помощь приходит третье – вовлеченность. Оно делит эти два понятия на лояльность в значении терпимость и преданность как проявление вовлеченности.
Таким образом, правильно будет сказать, что проведение корпоративных тренингов повышает лояльность к компании, а выездные квесты и тимбилдинги сплочают коллектив и повышают вовлеченность.
Вот пример, который все разъяснит. Сотруднику не платят обещанной зарплаты. Он критикует компанию в своих кругах – значит, ведет себя нелояльно (не готов закрывать глаза на недостатки). Он требует от руководства своевременной выплаты, но не отзывается плохо о своей компании – значит, он лоялен к компании. Но если он вовлечен, то продолжает верить в компанию, и вместо того, чтоб требовать зарплату, думает, как может помочь в сложившейся ситуации и выходит с предложениями. Он терпит неудобства, не критикует и не подводит свою компанию, готов жертвовать и готов помочь решить проблему.
Считается, что вовлеченность важнее лояльности. Вовлеченность – это и единая цель, и высокая эффективность, и личная заинтересованность в успехе компании. Что же выбирать, менее компетентного сотрудника, но заинтересованного в успехе компании, или хорошего профессионала, не отдающего себя целиком своей компании? Многие руководители выбирают первое. Несмотря на то, что приход в компанию профессионала – это всегда новый взгляд и новые решения, руководители часто выбирают не профессионализм, не дипломы, сертификаты и опыт, а стремление посвятить себя компании и стать частью команды. Руководители считают, что отличный специалист, который не предан делу компании, требует тщательного контроля, поскольку слабо преданный сотрудник и работать может вполсилы.
Есть мнение, что вовлеченные сотрудники более востребованы там, где слабо работают правила и стандарты. Если не определены правила игры, спасают преданные сотрудники. Такие руководители также отдают себе отчет в том, что полностью заменить интеллект на преданность – опасно, можно сильно просесть в условиях конкуренции. Примером максимальной преданности может стать семейный бизнес, который, увы, нередко терпит крах, поскольку людям, связанным родственными отношениями, не удается построить правильные партнерские отношения. Остается открытым вопрос, сколько должно быть вовлеченного персонала, чтобы компания в условиях отсутствия четких правил не рассыпалась, и что делать с остальными.
Если присмотреться к преданности, можно обнаружить, что иногда за ней скрывается отсутствие профессионализма и неуверенность в своих силах, а если сказать проще – страх, что в другой компании найти работу не удастся.
Руководитель сам принимает решение – нужна преданная послушная команда из специалистов, которые не уверены, что смогут найти работу в другой компании, а поэтому держатся за место и «готовы на все», или сильная команда, готовая открыто выражать свое мнение. Тут можно предположить и позицию руководителя. Возможно, им тоже движет страх, неуверенность, что он сможет справиться с командой профессионалов: не выдержит здоровой критики, не готов меняться. Возможно, этот страх оправдан и связан с заботой о репутации компании.
Для каждого из нас ответ понятен или станет понятным после недолгих раздумий, но тем не менее у каждого варианта есть свои плюсы и минусы.
Преданная команда неуверенных людей – это все-таки стабильность, экономия на поиске персонала и онбординге, сохранение традиций. Это плюсы. Минусы этого варианта – слабое развитие или его отсутствие, отсутствие свежих идей, стереотипность мышления, затраты на дополнительное обучение, необходимое для выдерживания конкуренции на рынке.
Команда лояльных профессионалов принесет быстрый рост, лидерство на рынке, но потребует инвестиций в индивидуальное обучение и рекрутинг, а также несет риски передачи информации третьей стороне и риски управления.
Чтобы предупредить риски, нужно обеспечить лояльность сотрудников. Должно выдерживаться хотя бы минимальное требование – терпимость. Компания в силах застраховаться от недовольства персонала, для этого достаточно не нарушать правила.
Обычно, чтобы заручиться лояльностью персонала, достаточно создать людям достойные условия труда и предоставлять те условия, о которых стороны договорились на собеседовании. В большинстве случаев сотрудник будет лоялен к работодателю, если рабочее место и оплата труда соответствуют его ожиданиям. Но чтобы подняться выше и превратить лояльного сотрудника в вовлеченного, заинтересованного и преданного, нужно приложить больше усилий. Но они вполне выполнимы. Основные условия такие:
Часто компании, решив повысить лояльность, начинают интересоваться ивент трендами, смотрят в сторону проведения корпоративных тренингов, и это правильно, но мероприятия часто организуются с целью руководителя «попиариться», тогда как куда важнее слышать сотрудников, считаться с их интересами, выстраивать с ними партнерские отношения, а также обладать харизмой. Руководство должно само демонстрировать преданность своей компании, этот пример может быть заразительным.
Чтобы заполучить преданность серьезных профессионалов, нужно предложить им правила игры и следовать им. Чем профессиональнее специалист, тем важнее для него действовать в рамках установленных норм и правил. Это дает специалистам чувство стабильности и уверенности в компании. Компанию без принципов и правил такие специалисты воспринимают как что-то временное, нестабильное и ненадежное, или как минимум такое, к чему не хочется быть причастным.
Формирование правил, корпоративной культуры, в чем профессионал с удовольствием поучаствует, будет повышать уровень приверженности идеям компании. Развитие сотрудников, тимбилдинги, мероприятия на командообразование, отслеживание ивент-трендов и следование современным течениям в обучении постепенно повышает вовлеченность и формирует крепкий преданный коллектив.
Есть сотрудники, которым нужны определенные условия для формирования преданности компании, наличие которой для них естественное состояние, а есть такие, которые не склонны быть преданными, не стремятся к вовлеченности и относятся к любой компании исключительно как к средству заработка. Таких сотрудников можно определить еще на собеседовании, и дело руководителя – брать на работу такого человека или нет.
В конце концов, ценности работодателя и сотрудника могут не совпадать. Лучше не рисковать и не приглашать в свою компанию человека, ценности которого кардинально отличаются от ваших. Кстати, совпадение жизненных и деловых ценностей – один из факторов лояльности.
Как определить людей с иными ценностями и не склонных к лояльности к вашей компании?
Задайте соискателю вопросы:
Соискатель выдает себя, когда отвечает о других людях. Если ответы совпадают с ценностями компании и с реальной ситуацией в компании, то он может стать преданным при условии, что компания будет выполнять свои обязательства.
Определить склонность к лояльности к вашей компании поможет также вопрос-задача:
Коллега, который не является ни руководителем, ни подчиненным, совершил неправомерную сделку. Знаете об этом только вы. Ваши действия?
Если в ответ вы услышите, что это чужая проблема, у коллеги есть свой начальник, то стоит задуматься о том, готовы ли вы сотрудничать с человеком, не готовым воспринимать проблемы компании как свои собственные.
Чтобы повысить лояльность, тоже задают вопросы. Они призваны выяснить, что сотруднику не нравится, где компания чего-то не учитывает.
Это могут быть примерно такие вопросы:
Чтобы определить степень лояльности, можно также устроить наблюдение за сотрудником. Выяснить нужно следующее:
Важно не путать реальную вовлеченность и фальшивые атрибуты вовлеченности. Сидит на работе до ночи – это не всегда вовлеченность, проявляет инициативу, но предложения пусты – это может оказаться созданием видимости активности. Ничего лучше не демонстрирует вовлеченность, чем реальные результаты, приближающие компанию к успеху.