Блог
04.02.20

На что обратить внимание HR-специалисту в 2020-м: актуальные HR-тренды и новые модели карьеры

В мире VUCA, о котором мы не раз писали в блоге ManGO! Games, ценность содержит не сама идея, а скорость и качество ее реализации. В выигрыше всегда те компании, которые активнее следят за трендами и учитывают тенденции еще на этапе зарождения.

Поэтому продолжаем знакомить вас с главными HR-тенденциями 2020. Реагируйте на изменения рынка оперативно, внедряйте глобальные тренды своевременно и пусть ваш бизнес будет полезным и эффективным!
На что обратить внимание HR-специалисту в 2020-м: актуальные HR-тренды и новые модели карьеры | ManGO! Games: украсьте корпоративное мероприятие бизнес-игрой, качественной фасилитацией с командообразующим эффектом!
На что обратить внимание HR-специалисту в 2020-м: актуальные HR-тренды и новые модели карьеры | ManGO! Games: украсьте корпоративное мероприятие бизнес-игрой, качественной фасилитацией с командообразующим эффектом! 

Казалось бы, что еще можно добавить об HR-трендах? Все актуальные HR-тенденции уже обсудили и на все обратили внимание: рассмотрели подробно тренды корпоративного обучения, в свое время обратили ваше внимание на модную тенденцию – управление талантами, провели офлайн-встречи на темы карьерных карт развития, построения системы корпоративного онлайн обучения. Материалы бизнес-завтраков ищите на нашей FB-странице, запрашивайте у наших менеджеров через обратный звонок или формы обратной связи.

Давайте сверимся, все ли тренды вам действительно известны и все ли вы учли в своих планах на 2020 год. В таком количестве информации самое важное можно случайно упустить. Пройдемся сначала вкратце по трендам в HR ушедшего и наступившего годов, разберемся, что уйдет, что останется, что придет на смену ушедшему. Потом подробнее остановимся на самом удивительном – трендах построения карьеры 2020, а в этой области кое-что заметно и уверенно меняется.

HR-тренды 2019-2020

Эксперты прогнозируют, а мы учитываем и наблюдаем.

Автоматизация HR. Еще в прошлом году была «для самых смелых», в наступившем уже будет признаком достойного уровня компании. В 2020-м компании, у которых еще нет автоматизированной HR системы, будут восприниматься как такие, где вместо компьютеров используются печатные машинки.

Мы посвятим ряд материалов этому вопросу, подписывайтесь под этой статьей на рассылку, чтобы не пропустить важное.

Счастье сотрудника. Идея сделать сотрудника счастливым переформатируется в идею стать для него «пятизвездочной» компанией, в которой ему хотелось бы остаться и до которой хотелось бы дорасти. Стремление компаний угодить достойному сотруднику будет в тренде.

Брендинг работодателя. Брендинг посредством красивой обертки будет трансформироваться в заботу о реальной ценности. Иными словами, компании будут тратить основные усилия не на красивое оформление вакансии, а на красочные тимбилдинги для сотрудников, фото которых будут рекламировать компанию, не на ведение соцсетей, а на высокую квалификацию сотрудников - «послов бренда».

MBO, KPI, BSC, OKR и стратегические сессии. Многие компании уже «выдохлись» от внедрения MBO, KPI и BSC. У многих не получилось по разным причинам. В этом году они будут пробовать OKR как более простую систему. Для этого будут использоваться современные техники модерации и фасилитации, проводиться стратегические сессии, планироваться стратегии на год. В связи с этим будут организовывать обучения для топ менеджеров по постановке целей и стратегическому планированию, а также внедрять автоматизацию OKR (без этого будет трудно).

Онлайн обучение в компании. В 2020-м компании все активнее начнут переходить на онлайн-форматы, причем будут учиться записывать базовые тренинги самостоятельно.

Параллельная занятость. Сейчас больше половины сотрудников имеют сторонний доход. Эта тенденция будет расти. Поэтому современным компаниям умнее не искоренять подобное, а подстроиться к тенденции и создавать условия, при которых сотрудникам было бы удобно работать еще где-то, строить собственный бизнес и успевать все это совмещать не в ущерб основному работодателю.

Окончательная отмена дресс-кода. Аналитики пророчат полную отмену дресс-кода. Клиенты будут выбирать компании, где сотрудники ходят в удобной одежде, а сотрудники начнут носить джинсы и отказываться надевать костюмы. В почете будут корпоративные мероприятия по сплочению сотрудников, ценность удобства и естественное самовыражение.

Радикальная смена карьеры. Многие задумаются о кардинальной смене карьеры – например, о переходе в ИТ-направление, самое перспективное в последние годы. Многие захотят перейти в сферу услуг. Программисты начнут становиться поварами и барберами, а стилисты тестировщиками и веб-дизайнерами.

Сертификация. Спрос на сертифицированных сотрудников уже растет. Эта тенденция усилится в 2020-м. На рынке станут востребованными организации, помогающие оценить уровень профессионализма сотрудника.

Рекрутинг. Грядет появление инновационных площадок найма. Это будут онлайн-площадки, совмещающие в себе свойства досок объявлений, отзовиков и интернет-магазинов. Будут также пользоваться спросом блоги и влоги лидеров мнений. Появится тренд на видеообзоры компаний.

Некоторые тренды кажутся фантастическими, но время покажет.

Новые модели построения карьеры и подхода компаний к персоналу

Растет востребованность аутсорсинга и аутстаффинга. Тогда как сотрудники меняют свое понимание карьеры, компании тоже меняют свой подход к персоналу. Многие предпочитают содержать небольшой штат самых важных сотрудников, создающих идеи и формирующих стратегию, а рутину отдавать на аутсорс. Аутсорсинг – передача неосновных (но важных!) процессов внешним исполнителям. Раньше такой услугой пользовались иностранные компании-гиганты, сейчас такой вариант рассматривают самые разные по своим масштабам компании.

Причем, вопросы отпусков, больничных, командировочных компании тоже готовы отдать внешнему исполнителю. В этом году компании будут готовы погружать внешнего провайдера в свои процессы еще глубже, позволяя ему не только выполнение определенных видов работ, но и управление процессами.

Моделирование карьеры по-новому. Если еще совсем недавно ценились сотрудники, проработавшие на основном месте долго и сделавшие карьеру на одном предприятии, то сейчас работодатель начинает обращать внимание и на достойных кандидатов, часто меняющих место работы, а также умеющих работать одновременно с несколькими работодателями на проектных работах и в качестве удаленных сотрудников.

Исходя из новых реалий в компаниях появляется новый подход и к моделированию карьеры сотрудников – которая выходит за рамки какой-нибудь одной конкретной компании. Компании стремятся помочь своим сотрудникам развиваться так, как тем хотелось бы. Исходя из этого параллельная работа, собственный бизнес, партнерство вне компании не считается зазорным, не держится в тайне и принимается сторонами во внимание.

Исследователи Millennial Branding и Beyond.com сообщают, что 45% людей в возрасте 20-35 лет выбирают удаленную работу и гибкий график и не хотели бы привязываться к офису. Жесткий график все меньше соответствует представлению сотрудников о собственном развитии и способствует быстрому выгоранию. Все чаще компании ориентируются на результат и соответствие работы целям компании.

Как в связи с этим отбирают подходящих сотрудников? Часто с помощью тестов, геймифицированного отбора, даже резюме не требуется.

HR-маркетинг. В сфере HR все чаще используется то, что всегда относилось к маркетингу. HR-специалисты активно используют в своих целях маркетинговые инструменты. Например, HR-специалисты изучают «путь кандидата» так же, как маркетологи анализируют «путь покупателя», и, кстати, путь кандидата не заканчивается увольнением – сотрудник может стать партнером, рекомендовать работодателя знакомым или продолжать сотрудничество с компанией на определенных условиях.

Из маркетинга в HR пришла также метрика NPS (Net Promoter Score). Это замер лояльности сотрудников к компании. Сотрудники периодически отвечают на один-единственный вопрос, к которому уже привыкли потребители услуг: «Оцените по шкале от 0 до 10, насколько вы готовы порекомендовать нашу компанию как работодателя». 0-6 – сотрудник недоволен работодателем, а 9-10 значит, что сотрудник является промоутером компании. С сотрудниками, указавшими оценку от 7 до 8 компании работают особенно тщательно, поскольку их можно отнести к «неопределившимся».

Позаимствовали у маркетинга HR-ы и сторителлинг. В 2020-м будет снижаться доверие к официальной информации и расти к частным историям и контенту пользователей. Это повышает доверие к бренду быстрее, чем красивая информация на сайте. Сегодня интересно не то, как упаковали услуги компании, а как происходит процесс, чем занимаются сотрудники внутри компании, как проходит их рабочий день, как они растут и как оцениваются их результаты.

Чат-боты и видеоинтервью. Автоматизация в HR может не только заменять людей, но и дополнять их. Среди HR-трендов хорошо прижились чат-боты и видеоинтервью. Чат-боты имитируют поведение человека, отвечая вместо оператора на вопросы и выполняя действия согласно алгоритму. Чат-боты помогают при подборе персонала, при адаптации сотрудников и для выполнения сотрудниками ежедневных задач. HR-боты заменить человека не смогут, но отлично информируют и помогают, поэтому данное направление автоматизации будет развиваться и дальше. Для подбора кандидатов в последнее время активно используются видеоинтервью как альтернатива полноценному собеседованию.

Культура обучения. Формирование культуры постоянного обучения сегодня называют одним из основных HR-трендов и основной HR-задачей. Компетенции растут медленнее, чем требует рынок. Поэтому активно используют цифровой интерактивный опыт и внедряют элементы геймификации – чтобы повысить вовлеченность и ускорить процесс обучения.

Формирование культуры обучения предполагает формирование привычки непрерывно самообучаться, перенимать опыт коллег и делиться собственными знаниями. 

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных