Блог
13.03.20

Навыки коммуникации, необходимые лидеру

Коммуникации лежат в основе лидерства. Разберемся, какие навыки коммуникации чаще всего необходимы руководителям.
Навыки коммуникации, необходимые лидеру | ManGO! Games: украсьте корпоративное мероприятие бизнес-игрой, качественной фасилитацией с командообразующим эффектом!
Навыки коммуникации, необходимые лидеру | ManGO! Games: украсьте корпоративное мероприятие бизнес-игрой, качественной фасилитацией с командообразующим эффектом! 

Для лидера самое важное – уметь наладить контакт. Чтобы постичь эту науку, полезно будет посещать лидерские тренинги и тренинги по решению проблем, развиваться самостоятельно и анализировать происходящее. Никакие экспертные знания не помогут достигать успеха на руководящей роли, если вы не умеете эффективно общаться.

Прежде всего стоит отметить, что общаться нужно как можно чаще и разнообразнее. В коллективе нужно поощрять самое разное общение:

  • в рамках текущих процедур, например, совместная постановка целей,
  • при взаимодействии в процессе работы, например, консультирование и коучинг,
  • при неформальном общении, например, в рамках тимбилдинга для коллектива.

Задача лидера – поощрять общение в команде, проводить мероприятия, сплочающие коллектив. Однако прежде всего общаться должен уметь сам лидер. Улучшать свои навыки коммуникации можно прямо сейчас. Делимся рекомендациями от издания Iamwire, которые помогут улучшить навыки и добиваться успеха на каждом уровне общения.

Умение слушать

Многие считают себя хорошими слушателями. Если это так и есть – значит, у этих людей уже есть важный лидерский навык. Именно неумение слушать часто разрушает коммуникации. Согласно исследованиям, коммуникационные разрывы происходят в 9% - при переписке, в 30% при разговоре и в 45% при слушании.

Мы скучаем, когда говорит собеседник – отвлекаемся на внутренние диалоги, размышляем о сказанном, не дослушав. Это не идет на пользу коммуникациям. Как нужно слушать и как научиться этому? Попробуйте фокусироваться на говорящем, перед своим словом сначала кратко повторить сказанное собеседником, убедиться, что все поняли правильно, и только после этого продолжать.

Хорошие навыки слушания вызывают уважение собеседников, дают мотивационный стимул членам команды и повышают эффективность любого взаимодействия. Кроме того, умеющий слушать человек замечает эмоции собеседника, например, озабоченность, опасения, учитывает их и своевременно на них реагирует.

Умение интерпретировать невербальные сигналы

Из предыдущего выплывает следующее умение – распознавать состояние и реакции человека в ходе разговора. Чтобы вас воспринимали как руководителя и уважаемого человека, сидите прямо, контролируйте выражение своего лица и немного подайтесь вперед. Это будет свидетельствовать о вашем интересе. Так собеседник максимально расположен на открытость. Но готовы ли вы теперь считывать подаваемые им невербальные сигналы? Иногда это умение очень важно.

Ученые Калифорнийского университета объяснили, что порядка 55% смыслов выражаются невербально. Представляете, сколько информации мы упускаем, не умея распознавать эти сигналы?

Лидеру важно уметь не только контролировать свои жесты, но и читать чужие. Изучайте и запоминайте позы собеседников, выражение лица, жесты. Изучение начинается с внимания и запоминания увиденного.

Способность контролировать ожидания

Есть такая фраза: «Обещай меньше, делай больше». Ее можно взять за описание контроля ожиданий.

Как лидеру вам стоит ожидать, что другие люди будут требовать от вас много, чаще больше, чем вы сможете им предложить. Однако, чтобы избавиться от лишнего давления, важно научиться не обещать много и контролировать ожидания людей. Иначе от вас будут требовать больших достижений за короткие сроки при минимальном бюджете, и если вы не сможете это обеспечить – будут подрывать вашу репутацию. А ведь достаточно всего лишь быть осторожнее с обещаниями.

Постарайтесь научиться четко озвучивать конечную цель, период времени ее достижения, результаты и способ их демонстрации. При изменениях в ходе работы сообщайте об этом своевременно и честно, инициируйте при необходимости обсуждения по их разрешению. Лучше согласиться на меньшее, чем завысить ожидания и не оправдать их.

Навык продуктивного сопротивления

Лидеру важно уметь справляться с конфликтами, поэтому в программу тренингов лидерства часто включается управление конфликтами. Как подсчитали в Washington Business Journal, примерно 25% - 40% рабочего времени руководитель тратит на разрешение споров. Успешное их разрешение в большинстве случаев зависит от умения сопротивляться.

Вопросы могут быть самые разные, о границах проекта с заказчиком, о разногласиях в коллективе, но в любом из случаев выручит умение коммуницировать под давлением. Это один из ключевых навыков руководителя. Выражайте сопротивление вежливо, будьте продуктивны и не переходите на личности. Фокусируйтесь на ясности и решении возникшего вопроса.

Умение быть кратким

Люди способны сосредоточиться всего на 8 секунд, дальше они отвлекаются. Постройте свою речь так, чтобы вас услышали, не утомляйте собеседника. Есть множество доводов того, что краткая коммуникация всегда побеждает. Похоже, успех в руках того, кто умеет выразить важное, используя меньше слов. К этому все идет – даже то, что люди начинают читать со смартфонов и хотят получить суть за короткое количество времени.

Учитесь переходить к сути не с порога, но быстро и гармонично, развивайте способность передавать информацию в острой сосредоточенной манере, попытайтесь отрезать лишнее в своих сообщениях, включая письма и общение в мессенджерах, и наблюдайте за результатом.

Умение уверенно описывать свои ценности и отличия

Различие и индивидуальность ценятся, особенно если уметь их преподнести. Умение уверенно заявить о своих ценностях – важный аспект брендирования и продаж. Этот навык важен для знакомства с клиентами, самомотивации, найма подходящих сотрудников и взаимодействия с друзьями.

Важно выделить время на то, чтобы объяснить, какие ценности вы считаете важными для проекта, в чем ваша уникальность. Развивайте в себе умение уверенно делиться этими данными в разных ситуациях. Идеально, если вы сможете уместить всю эту информацию в два предложения.

Умение совершать действия осознанно

Большинство людей что-то говорят и делают, не отдавая себе отчета, что именно они говорят и зачем так поступают. Хозяин своей жизни, а именно это обычно отличает лидера от других, знает, зачем и как он поступает. Он контролирует, как звучит со стороны, знает, как выглядеть привлекательным, умным, заслуживающим доверия и уважения.

Все это важно прежде всего для коммерческого успеха своего предприятия. Но еще более важно осознавать, зачем вы коммуницируете, что доносите до людей, что они в результате получат, как изменятся после общения с вами. Это нужно затем, чтобы включить в свою коммуникацию необходимый призыв к действию. Призыв не обязательно связан с покупкой, цель общения может быть разной, например, вы ставите цель, чтобы собеседник уехал с позитивным отношением к вашему бренду.

Каждый раз, когда вы отправляете письмо, проводите встречу или звоните – спрашивайте себя, какую цель вы преследуете. В ходе общения следите за тем, чтобы содержание соответствовало цели. Если учитывать цель, то каждое слово, голос и подача будут направлены на достижение цели и коммуникация будет осознанной и целенаправленной.

Как научиться коммуницировать эффективно

Не получается быстро научиться применять все эти советы? Уже встречали подобное, но так и не научились коммуницировать эффективно? Это нормально. На освоение навыков успешных коммуникаций самостоятельно уходит много времени. И все же, если не останавливаться, шаг за шагом мы становимся все ближе к цели.

Главное – знать, ради чего все это. Фокус на навыках коммуникации, начиная с изучения языка тела собеседников и заканчивая умением коротко и эффективно рассказать о своих ценностях – самые мощные вещи, которые вы можете сделать для развития своей карьеры. Вдумчиво практикуйте свои коммуникационные навыки и не сомневайтесь в том, что это важно.

В одном из номеров международного журнала по бизнесу и менеджменту была опубликована статья с исследованием о том, на чем базируется преданность и доверие сотрудника. Оказалось – на эффективных связях с руководителем, на умении руководителя слышать, на прямых и честных обсуждениях между руководителем и подчиненными вне зависимости от состояния дел в компании. Однако такие навыки нужно развивать. Делимся упражнениями для развития навыков коммуникаций.

Упражнение №1. Рассказывайте о себе все самое важное в течение 30 секунд. Готовьте текст для каждого типа ситуации, в которой подобный рассказ мог бы понадобиться. Помните, что от самопрезентации часто зависит исход ситуации. Техника самопрезентации важна, когда нужно произвести впечатление на собеседника, во время выступления или презентации.

Упражнение №2. Тренируйте уверенность. Учитесь убеждать собеседника в своей правоте, умейте склонить собеседника принять вашу точку зрения. Это напрямую зависит от вашей уверенности в себе и в том, что ты говорите.

Интересный эксперимент по развитию уверенности в себе и стрессоустойчивости провели в Токийском университете. Студентов отправили на вокзал, где они громко пели, дурачились, приставали к прохожим. Это помогло им научиться преодолевать страх перед непредсказуемыми ситуациями.

Упражнение №3. Анализируйте свой опыт. Если цель не достигнута, разберитесь с причинами и постарайтесь в будущем не допустить подобной ситуации.

Что важно учитывать? Важно не забывать о вежливости, структурированности, четкости и простоте изложения. Учитывайте также психологические моменты – чаще называйте собеседника по имени, держите зрительный контакт, повторяйте некоторые жесты за собеседником, уточняйте сказанное собеседником, интересуйтесь его мнением.

Барьерами для эффективной коммуникации могут стать:

  • Отсутствие уважения между участниками.
  • Отсутствие целей коммуникации.
  • Неудачное средство связи. Бывает, нет возможности организовать встречу, приходится ограничиваться перепиской по электронной почте или разговором по мобильному телефону.
  • Игнорирование эмоций, обесценивание собеседника.
  • Непонимание, о чем говорит собеседник.
  • Напряжение во время разговора – угрозы, запугивание.
  • Обман, манипуляция, ложная информация в разговоре.
Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных