Заказать звонок
Мы перезвоним и подробно расскажем о наших продуктах
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку персональных данных
Блог
23.09.19

Как зародилась деловая игра: удивительные исторические факты

В наше время деловая бизнес-игра как метод обучения, повышения квалификации, оптимизации бизнеса и повышения его эффективности применяется самым активным образом: систематически практикуемые деловые игры для корпоративного обучения — показатель зрелости и эффективности компании. Как давно игра стала применяться для подобных целей, как она возникла и какова история ее трансформации — в этом материале.
Истоки игры: еще раньше, чем первобытное общество

По мнению нидерландского историка и культуролога Й. Хейзинги, автора трактата «Человек играющий» 1938 года, игра пришла к нам из мира животных, оставив при себе свои основные принципы. Он приводит в пример игры первобытных охотников, игры молодых щенков, обращая внимание на то, что это нельзя назвать игрой ради развлечения, есть в такой игре более важный смысл, например, для приобретения биологически необходимых для выживания навыков или для физической тренировки. Даже в животном мире игра является средством совершенствования и развития.

Автор считает средневековые турниры не игрой, а скорее пафосным театральным представлением, а вот спорт, который пришел к нам в XIX веке из английской культуры, вполне подходит под определение игры:

  • В нем присутствуют упражнения (в данном случае телесные).
  • Спорту характерен демократизм.

Находит элементы игры ученый и в судопроизводстве — оно сопровождается определенными атрибутами (мантии, парики) и имеет характер состязания. Кроме того, ему присущ элемент случайности. Культура — тоже, по мнению автора, производное от игры. Он также считает, что без поддержания игрового поведения культура вообще невозможна.

В своем труде Хейзинги выделил основные характеристики игры:

  • Игра является проявлением свободы. Она доступна, доступ к ней открыт.
  • Игра отличается от реальной жизни. Это не реальная жизнь.
  • Смысл игры в самой игре. От реальной жизни игра отличается местоположением и продолжительностью.
  • Игра упорядочена, она устанавливает порядок и представляет собой порядок
  • Игра не связана с материальным интересом, она не может приносить прибыли.

Эти характеристики достаточно интересны и вполне соответствуют нынешнему пониманию игры. Нельзя также не согласиться в присутствии игровых элементов во всей нашей жизни, как и в том, что важной составляющей игры является развитие и совершенствование. Пожалуй, любую игру можно рассматривать прежде всего, как метод совершенствования определенных навыков.


Рождение деловой бизнес-игры

Человек по мере своего развития начал использовать игру для тренировки и развития интеллекта. Многие развивающие игры знакомы человечеству уже несколько тысячелетий: шашки, шахматы, сенет и пр. Игра «Мельница», которая упоминается в 1240 году в книге короля Кастилии, получила широкое распространение от Средней Азии до Норвегии, доски этой игры находили в Рязани, Новгороде. Люди с древних времен впускали в свою жизнь игры для полезного проведения времени, обучения, в ходе исполнения обрядов. Причем, чем больше навыков приходилось осваивать людям, тем больше разнообразных игр появлялось.

Неудивительно, что всплеск игр в прошлом веке произошел в результате:

  • глобализации,
  • научного прогресса
  • промышленной революции.

Когда появилась необходимость применять игры в экономике, в основу их разработки легли ранее активно применяемые в военной сфере военно-тактические учения на карте, суть которых сводилась к отработке навыков принятия эффективных решений и проверке военной стратегии. Тогда практику игр из военной сферы начали переносить на гражданские предприятия. Это произошло в 30-е годы прошлого столетия и именно этот период принято считать моментом зарождения деловых игр. Причем первые деловые игры зародились в России, и на пару десятков лет позже появились и в США.


Первые деловые игры в СССР

Принято считать, что самой первой деловой игрой был эксперимент в Ленинградском инженерно-экономическом институте (ЛИЭИ) в июне 1932 года. Автором первой игры стала Мария Берштейн, преподаватель, которая разработала игру, имитирующую пуск цеха. Игра предназначалась для руководителей и ее целью была отработка процесса запуска нового цеха, прежде чем это произойдет в реальности.

Что этому предшествовало? В то время на заводах активно вводились разнообразные новшества, призванные повысить эффективность производства, однако период пуска происходил сложно, с ошибками, неполадками и сбоями. Сложилась ситуация, при которой заводы своевременно оснащались новым оборудованием, обеспечивались необходимым количеством нужных специалистов, однако пуск затягивался и план производства в связи с этим не выполнялся. Тогда-то правительство и обратилось к ЛИЭИ с задачей найти способ ускорить пуск нововведений.

Поставленная задача была выполнена, эксперимент оказался удачным. Как космонавты предварительно отрабатывают навыки на Земле, парашютисты оттачивают порядок действий в ходе военной подготовки, а военные руководители на карте учатся строить стратегии, Берштейн предложила руководителям учиться разворачивать производство цеха максимально эффективно еще до самого запуска. Таким образом именно на ЛИЭЛИ состоялось историческое событие — прошло первое в мире корпоративное обучение с применением игрового метода.

Этому предшествовала серьезная подготовка и современным специалистам доступен этот кейс создания первой в мире деловой игры. Основной проблемой, которую нужно было решить, была элементарная неспособность запускать заводы-гиганты по причине отсутствия у руководителей необходимого опыта. М. Бирштейн первая выявила эту причину и выдвинула идею обучать именно руководителей предприятий по подобию обучения военных руководителей. При этом от военных игр можно было взять лишь идею, поскольку просто полностью перенести опыт военной игры на бизнес-игру было бы бессмысленным. После глубокого исследования была подобрана актуальная тематика, позволяющая внедрить имитационное моделирование, предусматривающее определенные упрощения.

Это была первая деловая игра и она получила огромный успех. Подобные деловые игры были разработаны и внедрены тогда по всей стране: всего более 40. Это происходило до 1938 года. С 1938-го деловые игры в Союзе были запрещены, вместе с такими науками как кибернетика и генетика.

Однако несколько лет применения деловых игр оставили после себя яркие примеры использования и доказательства эффективности деловой или бизнес игры как метода освоения новых навыков. Игры активно применялись для оптимизации управления предприятиями. Благодаря играм осуществлялось быстрое внедрение на предприятиях диспетчерских служб, которые тогда только появились и очень быстро стали необходимым атрибутом каждого предприятия.

Применялись бизнес игры и для апробации вводимых диспетчерских систем, а также для быстрой подготовки специалистов этих служб. Игры стали использовать также для повышения квалификации и аттестации специалистов в наркоматах. Игры начали применять практически во всех областях. Везде, где обнаруживалась какая-либо глобальная проблема.

Когда выяснилось, что на электростанциях часто случаются аварии разной сложности, были разработаны и пользовались огромной популярностью «аварийные игры». Это были тоже игры для руководителей: во время игры руководители должны были воспроизвести действия по ликвидации аварии. Такие игры регламентировались правительственными распоряжениями и проводились также для официального определения готовности к ликвидации возможных аварий на уровне предприятия или энергорайона.

Деловые игры решили использовать в промышленных академиях, приняв решение развернуть на их базах научно-исследовательские работы по игровому моделированию. Именно в этот период была разработана первая классификация деловых игр и методика их проведения.

Именно те самые игры довоенного СССР стали основой для развития деловых игр, как в нашей стране, так и за рубежом, для применения с целью увеличения производства, эффективного планирования, совершенствования управления, введения новшеств и решения самых разных экономических и организационных задач.


Игры как инструмент формирования общественного сознания

Прошло порядка 20 лет, прежде чем деловые игры снова начали использоваться в СССР. В 50-е годы деловые игры снова стали востребованы. Это связано с именем Щедровицкого Г. П., основателя «Московского логического кружка», идеолога «метологического движения», философа, методолога, общественного деятеля, движимого идеей возродить интеллигенцию России. Его методология легла в основу ныне используемых инструментов для анализа систем мышления общества и влияния на них. Он вывел игровые технологии за пределы деловых игр, за пределы отдельных предприятий, поскольку в качестве заказчика игры определил не участника, а государство или корпорацию.

Концепцию Щедровицкого отличает также ориентация не на интересы участника, для которого естественно стремление к развитию, реализация своих потребностей, а на интересы «заказчика», возможно, даже в ущерб участникам. Соответственно, финансировать такую игру должен «хозяин». Заказчиками Щедровицкого были обкомы, горкомы КПСС, КГБ, а задачами было формирование тоталитарного сознания. Эксперименты Щедровицкого оказались настолько успешными, что его методология легла в основу современной игротехнической школы, обслуживающей политические партии и государственные институты.


Первый зарубежный опыт

В США первая деловая игра была внедрена на 24 года позже, чем в Советском Союзе, зато первая компьютерная деловая игра появилась в Штатах. Пока в СССР длилась пауза для бизнес игр, «по ту сторону» игры уже во всю применялись на уровне компаний. Первая американская деловая игра появилась в 1955 году. Это была игра MONOPOLOGS: участники изображали менеджеров по инвентаризации системы снабжения ВВС.

В 1956 году была разработана первая бизнес-симуляция, которая стала вдохновением для множества подобных бизнес-симуляций. В 1969 году в учебнике по деловым играм, вышедшим в США, насчитывалось около 190 игр, позволяющих моделировать бизнес-процессы.

А с 1966 года начинают бурно развиваться бизнес-симуляции на ЭВМ. Их начали разрабатывать в вузах и специализированных конторах, появление каждой активно освещалось в журналах. Деловые игры начали включать в программу большинства вузов США, им отводят много учебных часов в «школах бизнеса». Эта тенденция сохраняется по сей день.

С тех пор эффективность деловых игр как метода обучения и развития не поддается сомнению: он получил самое активное распространение по всему миру.