В книге изложены принципы эффективной команды Netflix, в формировании и развитии которых автор принимала непосредственное участие.
Принцип 1. Лучшая мотивация – это сложная задача
На каждом важном посту – профессионал высокого уровня, сотрудники мотивированы сложными задачами, которые не ждут по времени, к выполнению применяются высокие требования к качеству, в принятии решения участвует каждый. Вот структура мотивации Netflix. Если компания понимает цель и значение своей работы, дополнительной мотивации не нужно. Хотите проверить, работает ли этот принцип в вашей компании, – задайте сотрудникам вопрос: как конкретно они влияют на будущее компании? Если с ответом возникнут трудности – принцип пока не работает.
Принцип 2. Каждый сотрудник должен знать о планах и целях всей компании
Каждый знает, что ему делать именно сейчас и как это согласовано с текущими планами компании. Многие компании считают, что рядовым исполнителям не нужно знать какие решения принимают наверху и куда движутся. В Netflix все иначе. Каждый знает, что ему делать, и понимает, какое место занимает его сегодняшняя задача среди сегодняшних задач всей компании. Хотите проверить, как с этим в вашей компании? Поинтересуйтесь, чем занимаются ваши сотрудники, и узнайте, знают ли они, как используется их работа? Если они делают не то – значит или не проинформированы, или дезинформированы. В Netflix считают, что нужно говорить с людьми и делиться с сотрудниками курсом компании.
Принцип 3. Культура открытости и отсутствие лжи
Каждому из нас неприятно, когда нам врут, точно так же неприятно врать самим. Но иногда на работе это необходимо. В Netflix решили попробовать не врать и быть открытыми. Начали с руководителей. Давалось нелегко, но компания считает, что это помогло устоять перед вызовами, победить конкурентов и стать мегауспешной.
Чтобы обратная связь была конструктивной, в компании придумали формат обратной связи, используя три статуса:
Это позволило делиться важной информацией без обид. Попробуйте повторить пример Netflix, возможно, ваша компания раскроется по-новому.
Принцип 4. Активно обсуждайте каждое решение, если нужно – спорьте
Ради лучшего продукта, для клиента и бизнеса стоит поспорить над лучшим решением. В компании приветствуется открытое честное обсуждение, подкрепленное аргументами. Таким образом, решения принимаются сообща и с учетом всех опасений и пожеланий. Но у обсуждений есть порядок. Каждый может предоставить свои аргументы, доказать, почему его мнение стоящее, принять решение в интересах клиента.
Принцип 5. При построении компании учитывать будущее
Прямо сейчас нужно строить компанию, о которой мы мечтаем. Работать так, словно компания уже такая. Будущее, способность его учитывать, – это очень важно, считают в Netflix, поэтому нанимают людей с правильным видением будущего, а не просто с достаточной экспертностью. Интересный факт: чтобы строить «команду мечты» и продвигаться вперед быстрее других, в Netflix поощряют посещение сотрудниками собеседований в других компаниях. Так сотрудники лучше понимают текущие требования рынка и обеспечивают себе и компании постоянное развитие.
Принцип 6. На каждой должности должен быть умный человек
Просто нужно нанимать лучших, то есть, A-players. В Netflix, в отличие от практики большинства компаний, ориентируются не на количество закрытых вакансий, а на талантливых специалистов. На каждой должности должен быть хотя бы один настоящий талант.
Принцип 7. Оплата труда должна быть равна ценности сотрудника для компании
Если сотрудник попросил определенную зарплату – столько же нужно и платить? В Netflix не так. Там платят ровно столько, сколько специалист стоит для компании. Чтобы оценить сотрудника, нужно честно ответить на два вопроса: в чем ценность и преимущество кандидата и какая польза компании от того, что он не уйдет к конкуренту. В компании уверены, что ценность привлечения важного уникального сотрудника важнее любого бюджета. Чтобы оставаться лидером на рынке, нужно предлагать лучшим лучшие на рынке зарплаты.
Принцип 8. Если нужно попрощаться с сотрудником, сделайте это сердечно
Увольнение – самый неприятный момент. Не нужно придумывать основания для увольнения, просто честно объясните все сотруднику и расстаньтесь на хорошей ноте. Так, чтобы сотрудник навсегда остался частью компании, а не «бывшим».
Чем особенно отличается Netflix от большинства компаний? Фокусом на A-players и позицией, что таланты должны зарабатывать максимум и видеть, как влияют на компанию, что у каждого должна быть интересная цель и каждый должен быть причастен к успеху. Еще Netflix серьезно отличается от многих своей культурой открытости и искренности, и, соответственно, высоким уровнем доверия внутри компании.
Великие команды создаются без стимулов, процедур и соцпакетов. Они собираются путем привлечения талантливых взрослых людей, желающих справляться с трудностями.
* * *
Прекрасные коллеги, ясная цель и хорошо понятные результаты труда – вот мощная комбинация.
* * *
Что я глубоко и по-новому поняла, ступив в более разрозненный мир стартапов, так это то, что у людей есть сила. Задача компании – не наделить людей силой, а напомнить о том, что они входят в дверь со своей силой, и создать им условия для ее применения. Сделайте это, и вы будете потрясены огромной работой, которую они сделают для вас.
* * *
Мы пришли к пониманию того, что самыми успешными организациями в этом мире все более быстрого разрушения связей будут те, в которых каждый человек в любой команде понимает: делать прогнозы бессмысленно, все меняется – и думает, что это прекрасно.
* * *
Счастье и удовлетворение на работе вы ощущаете, глубоко погружаясь в решение проблем вместе с талантливыми коллегами. Решение трудных задач помогает создавать продукт, который искренне любят.
* * *
Быть взрослым отчасти означает быть способным услышать правду.
* * *
Опасайтесь данных, которые отлично смотрятся, но ничего не значат.