Для топ-менеджеров эмоциональный интеллект необходимое свойство. Ранее мы уже писали об эмоциональном интеллекте, сейчас только вспомним суть понятия и перейдем к вопросу о развитии эмоционального интеллекта с помощью бизнес-игры.
Эмоциональный интеллект считают особым видом интеллекта, который помогает управлять собственным состоянием и «настраивать» окружающих на нужную волну, налаживая таким образом продуктивные отношения в команде.
Эмоциональный интеллект трактуют также как точное распознавание собственных и чьих-то эмоций, управление своими и чужими эмоциями, использование эмоций для мотивации людей и достижения целей.
Именно эмоциональный интеллект выручает лидера в неизвестных, новых и стрессовых ситуациях. Эти важные навыки частично заложены в нас природой, частично формируются по мере нашего роста и развития. Их можно развивать, тренировать и укреплять. Как раз об этом и поговорим.
Если эмоциональный интеллект поддается развитию, то где-то должны быть учебные программы, обучающие этому навыку. Присмотримся к тому, что предлагает в этом направлении рынок.
Есть большое количество тренингов на сплочение команды. Эти тренинги налаживают эмоциональную связь между участниками и с этой целью развивают ряд навыков эмоционального интеллекта.
Часто встречаются также игровые продукты, приложения, которые в какой-то мере тренируют составляющие эмоционального интеллекта – распознавание эмоций, работу с эмоциями.
В бизнес-школах практикуют бизнес-игры для развития эмоционального интеллекта.
Тренируя в игре какую-нибудь возможную ситуацию, нам будет проще справиться с такой же ситуацией в реальности. Это справедливо, если мы с высокой вероятностью знаем, что подобные ситуации случаются. А если мы не знаем, что может произойти? Как к этому подготовиться? Как нужно готовить к неизвестности?
Специалисты, которые заинтересовались этим вопросом, считают, что справляться с неизвестностью помогает эмоциональный интеллект, развивая который мы готовим себя к непрогнозируемым ситуациям.
По мнению некоторых экспертов, лучше всего его можно развить на практике с помощью бизнес-симуляции (или бизнес-квеста), которая предлагает полное погружение участника в реальную ситуацию. Такая бизнес-игра должна сопровождаться участием асессмент-экспертов и психологов.
Существующие бизнес-имитации для топ-менеджеров нацелены на то, чтобы аккумулировать у игроков максимум сил и способностей, что можно наблюдать в кризисных жизненных ситуациях. Важно создать условия, которые заставят мозг воспринимать происходящее как реальную угрозу, с которой нужно справиться. Играя свою роль в бизнес-игре, выполняя миссию, участвуя в игровых сценариях, вызывающих разные эмоциональные реакции, каждый делает свои открытия и создает свою личную историю успеха.
По результатам участники получают развернутую обратную связь, чего в жизни в чистом виде не бывает, имеют возможность сравнить свои результаты с результатами других участников, сделать выводы.
Бизнес-симуляция отправляет участника в искусственно созданную ситуацию, однако для развития эмоционального интеллекта это не имеет значения. В игре проявляются настоящие эмоции. Это позволяет считывать их и влиять на других людей в полной мере.
Таким образом, в ходе бизнес-симуляции есть все условия, чтобы тренировать свои лидерские качества и развивать навыки командного взаимодействия. В каталоге игр ManGO! Games есть много игр, позволяющих работать над командным взаимодействием и развивать эмоциональный интеллект.
Остановимся на некоторых важных навыках, которые осваиваются в процессе развития эмоционального интеллекта.
Важным моментом при использовании бизнес-симуляции для развития эмоционального интеллекта является учет так называемых «мертвых зон». Это удивительный феномен в психологии, т.н. слепота к изменению объектов, находящихся прямо «на глазах», возле фокуса внимания.
Слепота к изменениям – это неспособность видеть изменения в зоне нашего зрения.
Существует слепота невнимания. Это когда мы не замечаем того, что не представляет для нас интерес. Так можно не заметить на вечеринке незнакомого человека или изменения в характере сотрудника, которым мы мало интересуемся. Однако слепота к изменениям – это неспособность заметить важное, не обращать внимание на то, как мир вокруг изменился.
Это удивительно, но мы не воспринимаем реальность в чистом виде: реальность создается нашим мозгом. Мозг принимает информацию, полученную с помощью органов чувств. Но органы чувств способны «менять исходник», поставляя нам уже измененную, «отретушированную» версию. Некоторые, узнав о существовании такого феномена, впадут в недоумение – как можно контролировать подделку. Многие не поверят, что так и есть. О том, как все это контролировать, рассмотрим позже, а в доказательство реального существования слепоты к изменениям приведем несколько примеров.
В Гарварде провели эксперимент с подменой человека. Испытуемый подходил к стойке в отеле и обращался к служащему с просьбой подписать бланк. В ходе подписания служащий наклонялся под стойку, чтобы что-то достать. В этот момент из-за стойки выныривал уже совершенно другой человек, но испытуемый не замечал подмены. Таким же образом людям предлагали измененные фотографии, и редко кто замечал подмену.
Оказывается, наша память и наше внимание не идеальные. Невольные участники эксперимента в половине случаев не замечали подмены, включая очень яркие изменения, когда, например, человека в ярко красной одежде сменяли на другого в ярко желтой. Нам кажется, что мы держим все под контролем, но подобные эксперименты доказывают обратное, заставляя задумываться о том, насколько важно совершенствоваться.
Оказывается, некоторые факты остаются вне зоны вашего влияния, просто потому что вы их не замечаете. Опасное явление, не позволяющее среагировать на угрозу своевременно. В бизнесе это угроза эффективности, которая может привести к более или менее серьезным последствиям. Все зависит от того, что именно попало в «мертвую зону».
Чтобы заметить изменения, происходящие в «мертвой зоне», нужно начать замечать отличия, которые произошли в течение определенного периода. После того, как слепая зона будет определена, не замечать ее станет невозможно, а значит, она станет контролируемой.
В ходе бизнес-симуляции обнаруживаются такие «мертвые зоны», что дает сразу две выгоды:
Кроме того, бизнес-симуляция учит реагировать на неизвестность. Мы не можем узнать, какие сюрпризы может преподнести нам неизвестность, но мы можем научиться реагировать на новые для нас ситуации.
Хорошая бизнес-игра на развитие эмоционального интеллекта создает «вау-эффект», который призван встряхнуть и зарядить команду. Подобное с нами происходит в жизни перед серьезными изменениями в компании, например, при запуске новых проектов, выпуске на рынок новых продуктов. В искусственно созданной ситуации мы учимся действовать, пребывая в неизвестности. Замечено, что люди с развитым эмоциональным интеллектом более гибко ориентируются в ситуациях неопределенности.
Развитие эмоционального интеллекта – это развитие способности интегрировать рациональное и эмоциональное мышления, что позволяет минимизировать ситуации, когда мы не контролируем свои поступки. Многие удивятся, но это происходит довольно часто, возможно даже с вами.
Примером может стать внутренний диалог с самим собой о том, почему мы сказали так, а не иначе, о том, как лучше было бы сказать или поступить. Такое проигрывание в голове альтернативных сценариев говорит о том, что мы не совсем контролируем свое текущее поведение в определенные моменты.
Периодически мы ловим себя на том, что не контролировали свое поведение. Иногда мы поступаем так или иначе, реагируя на внутренние триггеры. Если эти реакции неэффективны, вероятно, нужно учиться их контролировать.
Контроль собственных и распознавание чужих эмоций позволяет свести неизвестность к минимуму. Человек с развитым эмоциональным интеллектом видит намного больше обычного человека, значит, меньше сталкивается с неизвестностью.
Путь к контролю неизвестности лежит через осознание и контроль эмоций и чувств, умение управлять собственными эмоциями и действиями, что в свою очередь приводит к влиянию на окружающих.
Наши базовые эмоции следующие:
Эмоции проявляются в результате переживании определенных чувств. Например, радость может быть вызвана:
Распознавать эмоции – захватывающее занятие, его можно осваивать вместе с детьми, тогда процесс развития эмоционального интеллекта будет интересным и объединяющим. Знание неопределенной обстановки, чтение неизвестности – все это поддается контролю через знание себя и способность контролировать себя.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом отличается такими навыками как:
Нетрудно заметить, что описание человека с развитым эмоциональным интеллектом совпадает с портретом счастливого человека.
Становится понятным увлечение практиками медитации, которые позволяют отключиться от внешней суеты, прислушаться к себе и развить осознанность – это дает мощный ресурс энергии и эффективности.
Понимая ценность развития эмоционального интеллекта, можно оценить и ценность мероприятий, тренирующих эмоциональный интеллект. Вполне возможно, в ближайшем будущем это будет самая востребованная тема обучения.