В статье:
Многим приходилось работать в команде. Эффективность такой работы может быть разной, но мы знаем, что командный подход может давать максимальный эффект только если все работают как единый слаженный механизм. Если все горят одной идеей, могут свободно высказывать свои мысли и аргументы, слушать других, развивать выбранное направление – происходят настоящие чудеса. Однако в жизни часто все обстоит иначе: одни говорят и решают, другие закрываются и молчат. Почему так происходит и можно ли этим управлять?
Скорость принятия решений, качество коммуникаций и работы команды напрямую влияют на результаты бизнеса, а традиционные методы проведения совещаний часто оказываются неэффективными. Дискуссии превращаются в монологи, креативные идеи теряются в потоке эмоций, а решения принимаются под давлением авторитетов. Именно здесь на помощь приходит фасилитация — методика, которая превращает хаотичные обсуждения в структурированный процесс с измеримым результатом.
Фасилитация (от англ. facilitate — «облегчать») — это профессионально организованный процесс групповой работы, направленный на достижение консенсуса через максимальное вовлечение всех участников. В отличие от классических совещаний, где доминируют мнения лидеров, фасилитация создает равные условия для высказываний, трансформируя разнообразие взглядов в синергию.
Базовые принципы:
Исторически концепция уходит корнями в социальную психологию. Эксперименты Роберта Зайонца в 1960-х показали: присутствие других людей усиливает производительность в простых задачах, но усложняет решение сложных. Современная фасилитация эволюционировала в ответ на этот парадокс, предлагая инструменты для управления групповой динамикой.
Фасилитация – это метод организации группового обсуждения для повышения его эффективности. Цель — достижение консенсуса через структурированный диалог.
Отличие от модерации: Фасилитация гибче, ориентирована на вовлечение всех участников, а не только на соблюдение регламента.
Практически все бизнес-команды сегодня сталкиваются с разными мнениями, а традиционные методы управления собраниями часто терпят крах. Руководители замечают, что совещания превращаются в бесконечные дискуссии, креативные идеи теряются в потоке эмоций, а решения принимаются под давлением авторитетов, а не логики. На этом фоне роль фасилитатора становится ключевой для компаний, стремящихся к инновациям и устойчивому развитию.
Фасилитатор — это профессиональный модератор групповых процессов, чья задача заключается не в продвижении собственных идей, а в создании условий для продуктивного диалога. В отличие от руководителя, который фокусируется на содержании, фасилитатор управляет процессом: он следит за регламентом, вовлекает всех участников, нейтрализует конфликты и фиксирует результаты. Его цель — превратить разнородные мнения в согласованные действия.
Почему это важно?
Фасилитатор определяет формат встречи, выбирая методы, соответствующие цели:
Пример: В компании-разработчике Google Ventures, фасилитатор использовал технику «Спринт-дизайн» чтобы за 5 дней создать прототип нового продукта с участием маркетологов, программистов и клиентов.
Фасилитатор превращает устные идеи в наглядные схемы:
Итогом встречи становится не просто протокол, а план действий с четкими KPI, сроками и ответственными.
Фасилитатор не оценивает идеи, даже если они противоречат его личным взглядам. Его роль — быть «зеркалом» группы.
Умение слышать не только слова, но и контекст:
Распознавание скрытых конфликтов, страхов или сопротивления. Например, если участник избегает зрительного контакта, фасилитатор может мягко вовлечь его: «Мария, как вы думаете, какие риски мы упустили?».
Жесткий контроль времени без ущерба для глубины обсуждения. Инструменты:
Готовность менять подход на лету. Если метод не работает (участники замолкают), фасилитатор переключается на другую технику — например, заменяет общий мозговой штурм на работу в мини-группах.
Фасилитатор — это не просто модератор, а катализатор прогресса. По результатам исследований Gallup, 83% сотрудников испытывают стресс из-за неэффективных коммуникаций. Фасилитатор превращает разрозненные голоса в гармоничный хор, а хаотичные идеи — в четкий план действий.
Успешные компании уже осознали: инвестиции в фасилитацию — это не расходы, а вклад в будущее. Как сказал основатель Amazon Джефф Безос: «Убедитесь, что вы нанимаете людей, которые умнее вас, и создавайте среду, где их гениальность может расцвести». Фасилитатор и есть тот самый архитектор такой среды.
По данным Harvard Business Review, 67% менеджеров считают собрания непродуктивными из-за отсутствия структуры, доминирования отдельных участников и расплывчатых итогов.
Классификация методов фасилитации
Методы фасилитации можно разделить на три категории в зависимости от цели:
Мы рассказываем о топ-10 методах, которые доказали эффективность в глобальной практике.
1. Мозговой штурм 2.0: от хаоса к структуре
Классический мозговой штурм часто критикуют за хаотичность. Модернизированные версии добавляют дисциплину в процесс:
Кейс: Компания LEGO использовала брейнрайтинг для разработки серии LEGO Architecture. За 2 часа было собрано 120+ идей, 12 из которых стали коммерчески успешными продуктами.
2. Мировое кафе (World Café): кросс-функциональный диалог
Суть: Участники перемещаются между столами, обсуждая разные аспекты темы. Каждый «стол» ведет модератор, фиксирующий ключевые идеи.
Этапы:
Преимущества:
Пример: Procter & Gamble использовала метод для интеграции команд после поглощения Gillette. Результат: синергия в $1.2 млрд за первый год.
3. Open Space Technology: самоорганизация как драйвер решений
Принцип: Участники сами формируют повестку, выбирая темы для обсуждения. Правила:
Где работает:
Кейс: NASA провело Open Space для устранения неполадок на МКС. Инженеры, ученые и астронавты предложили 30+ решений за 6 часов.
4. Дерево решений: визуализация рисков и возможностей
Алгоритм:
Инструменты:
Пример: Фармацевтическая компания Roche использовала метод для вывода препарата на новый рынок. Результат: снижение рисков на 25% за счет предсказуемости сценариев.
5. Дотмократия (Dotmocracy): демократия стикеров
Суть: Участники голосуют стикерами за лучшие идеи, распределяя ограниченное количество «точек».
Правила:
Плюсы:
Кейс: Google применяет дотмократию на этапе отбора проектов для инкубатора Area 120. Метод сокращает время принятия решений на 50%.
6. Ретроспектива (Agile): учиться на ошибках
Формат: Анализ завершенного проекта по трем вопросам:
Техники:
Пример: Spotify проводит ретроспективы после каждого спринта. Это помогло сократить количество багов на 35%.
7. Дизайн-мышление: клиентоцентричные инновации
Этапы:
Инструменты:
Кейс: IBM использует дизайн-мышление для разработки B2B-решений. Результат: рост удовлетворенности клиентов на 40%.
8. Техника «Стендап»: эффективность за 15 минут
Правила:
Плюсы:
Пример: Amazon внедрила стендапы в логистических центрах. Производительность выросла на 15%.
9. Конфликт-трансформация: от противостояния к синергии
Методы:
Кейс: В Starbucks фасилитаторы помогли разрешить конфликт между бариста и менеджментом по поводу графика работы. Результат: гибкие смены повысили лояльность сотрудников на 25%.
10. Цифровая фасилитация: инструменты для гибридных команд
Платформы:
Пример: Microsoft провела глобальную фасилитационную сессию с 1000 сотрудников. Используя AI-переводчик и Miro, команда разработала стратегию углеродной нейтральности за 8 часов.
Как выбрать метод? Алгоритм для руководителя
Ошибки, которых стоит избегать:
Как организовать эффективный процесс взаимодействия в команде? Пригласить фасилитатора. Фасилитацию путают с тьюторством, менторингом, коучингом, модерированием, однако это другое. Фасилитация – это технология для облегчения процесса принятия решений группой в ходе решения задачи.
Разберемся, в каком случае нужна фасилитация, что делает фасилитатор, и в чем суть техники. Для объяснения обратимся к Сэму Кейнеру, мировому эксперту по фасилитации, и его книге «Руководство фасилитатора».
Предметом фасилитации является групповая работа. Провести фасилитацию – значит, помочь небольшой группе эффективно справиться с ее задачей.
Процесс совместного решения состоит из нескольких фаз и зовется групповой динамикой.
Модель групповой динамики включает три фазы:
Фасилитация. Модель групповой динамики
На первой фазе, которую называют еще «расхождение», происходит следующее:
Вторая фаза (зона стонов) представляет собой естественное следствие разнообразия мнений. В ходе этого этапа нужно прикладывать усилия для объединения мнений, чтобы выработать решение.
Третья фаза (сходящееся мышление) представляет собой этап переработки полученной информации. На этом этапе:
Фасилитатор может использовать эту модель, чтобы оценить групповую динамику или в качестве обучающего инструмента, который позволит фасилитатору и группе общаться на одном языке.
Основная функция фасилитатора – помощь каждому участнику полноценно участвовать в работе группы, думать оптимальным образом, не бояться высказываться. Основная проблема группы – некий внутренний цензор, который останавливает участников в высказывании идеи прежде чем они будут сформулированы идеально. Роль фасилитатора – «вытянуть» из таких участников «зачаточные» мысли, помочь их развить, разговорить «молчунов», удержать «критиканов» от преждевременной оценки.
Еще одной функцией фасилитатора является помощь во взаимопонимании внутри группы. Одна из проблем группы – сосредоточенность каждого участника на своей позиции. Каждый хочет признания его личного опыта. Фасилитатор понимает, что недопонимание неизбежно, помогает участникам научиться думать с позиции своих коллег, не спешить с оценкой, выслушивать друг друга. Входящие в инструментарий фасилитации упражнения позволяют достигать высоких результатов в этом направлении.
Фасилитатор также стимулирует принятие взаимоприемлемых решений. Он работает с еще одной проблемой группы – склонностью к установке «либо то, либо другое». Фасилитатор помогает посмотреть на поиск решения под новым углом, создавать новые, инновационные подходы, синтезировать разные идеи.
И, наконец, четвертая функция фасилитатора – культивировать чувство коллективной ответственности. Он знает о проблеме групп – оглядка на лидера или эксперта. Существует стереотип, что «главные» как всегда предоставят самое значимое решение. Фасилитатор ломает привычное полагание на лидеров и подчиненность им, обеспечивая всеобщую ответственность.
Для фасилитатора провести фасилитацию – значит успешно реализовать все четыре функции. Для участников результат их реализации – уверенность в себе, «обмен» своими сильными сторонами.
Каждый этап требует от фасилитатора решения разных задач. Количество разнообразных техник теоретически бесконечно, поскольку все техники фасилитации сводятся к организации групповой мыслительной активности. Фасилитатор ищет свои способы и даже создает свои техники, все зависит от его личности.
Выбор оптимальной техники зависит от выбранного типа мышления группы. Разберем для примера по одной технике для одного из типов на каждом из этапов.
Задача фасилитатора: поспособствовать, чтобы участники свободно выражали свою настоящую позицию.
Фасилитатор должен создать для каждого условия, при которых можно выразить свое истинное мнение на тему дискуссии. Ему не нужно разрешать противоречия. Задача каждого участника – выслушать все, что скажут коллеги, а также научиться останавливаться перед желанием озвучить критику какой-либо точки зрения, склонять ее автора пересмотреть свою позицию.
Тип мышления «Исследование рабочего поля»
Этот тип мышления заключается в идентификации элементов обсуждаемой проблемы. Например, в группе возник спор. Если каждый участник озвучит свою позицию, каждый осознает, насколько непрост конфликт. Суть данного типа мышления – в сборе точек зрения на проблему.
После получения совокупности аргументов и вопросов перед группой проясняется суть задачи и ее масштаб. Проще всего достичь этого, если предложить каждому высказаться.
Техника «Кто, Что, Когда, Где и Как?»
Нужно нарисовать на доске таблицу с пятью колонками с вопросами («Что», «Когда» и т.д.) и обозначить тему обсуждения. В каждой колонке записываются возникающие вопросы, начинающиеся из слова названия колонки («Что», «Когда» и т.д.).
Когда все вопросы в таблицу внесены, фасилитатор выбирает самые простые и предлагает группе ответить на них. После этого продолжается работа над оставшимися вопросами.
Задача фасилитатора: помочь группе создать общий контекст ситуации, прийти к общему пониманию ситуации.
Тип мышления «Создание общего контекста»
Этот тип мышления заключается в создании соглашения, которое было бы:
Для получения такого результата необходимо научить участников думать с точки зрения других. Это не значит соглашаться с чьей-то точкой зрения, необходимо только ее понимание. Многие группы пытаются избежать зоны стонов до того, как участники начинают думать совместно, но качество принятых решений от этого страдает. Иногда только фасилитация команд позволяет обеспечить команду таким навык, как способность совместно думать.
Самый простой способ разобраться каждому с точками зрения друг друга – это подтолкнуть к задаванию прямых вопросов и внимательному выслушиванию ответов. Структурированный диалог помогает доверительно относиться к коммуникации, познакомиться с системой координат другого человека и отыскать общий контекст ситуации.
Техника «Серьезные темы»
Суть техники. У каждого участника свои личные интересы и заботы, но все хотят знать позиции других людей, сформированные на основе других интересов и забот. Техника предлагает получение оценки того, как относится вся группа к проблеме, но с учетом мнения и частной ситуации каждого участника группы.
Как это происходит. Каждый участник задает несколько вопросов, ответы участников на которые позволят ему более эффективно взаимодействовать в группе. Например, задает такой вопрос: «Считают ли другие, что в этот проект стоит вложить много денег?». Участники фиксируют свои вопросы на флипчарте.
Каждый автор вопроса один за другим в течение нескольких минут объясняет, почему для него важен этот вопрос и почему важно знать мнение других. Остальные участники кратко отвечают на каждый вопрос: «Я думаю, что…, потому что…».
Задача фасилитатора: выработать альтернативы, которые устроят всех.
Это становится возможным после того, как группа вошла в зону схождения, сразу после создания общей платформы взаимопонимания и перехода в общий контекст значений.
Тип мышления «Усиление хороших идей»
Группе нужно помочь найти ответы на конкретные вопросы, например:
Когда группа формирует план действий, фасилитатор на этой фазе должен помочь участникам группы определить потенциальные проблемы в обсуждаемом плане. Есть ли недостатки в обосновании плана действий? Все ли возможности рассмотрены? Соответствует ли идея заявленным критериям успеха? Рассмотрение таких вопросов повышает качество принятых решений.
Техника «Уточнение критериев оценки»
Суть техники: проведение мозгового штурма по поиску ответов на вопрос: «Чего именно мы стремимся достичь, решая данную проблему?».
Как это происходит. Фасилитатор предлагает участникам метод голосования. У каждого участника по 5 голосов, с помощью которых нужно определить 5 наиболее значимых критериев для оценки рассматриваемого решения. После этого выбираются самые популярные критерии.
Группе предлагают перефразировать ответы: попытаться переопределить их в критерии. Формулировки вносятся на флипчарт.
По-настоящему эффективно провести фасилитацию может мастер-фасилитатор с опытом, но отдельные инструменты фасилитатора могут разнообразить вашу корпоративную жизни и принести пользу, о которой вы даже не догадывались.
В книге Кристины Тишиной «45 инструментов фасилитатора. Техники организации групповой работы» предложены готовые техники для работы в группах и создания wow-эффекта на групповых сессиях. Все техники реально опробованы и признаны эффективными. Использовать их можно в любом уместном случае. Приводим некоторые из них.
Контекст: Крупная софтверная компания столкнулась с падением доли рынка из-за растущей конкуренции. Руководство решило провести стратегическую сессию с участием топ-менеджеров, разработчиков и маркетологов.
Метод: Фасилитатор использовал технику «Мировое кафе», разделив участников на группы для обсуждения трех вопросов:
Контекст: В сети супермаркетов возник конфликт между отделами закупок и логистики: первые обвиняли вторых в задержках поставок, вторые — в нереалистичных планах.
Метод: Фасилитатор применил технику шкалы напряженности:
Контекст: Преподаватели и студенты технического вуза жаловались на устаревшие курсы. Администрация решила пересмотреть программу с участием всех сторон.
Метод: Серия фасилитированных воркшопов с использованием метода дизайн-мышления:
Контекст: В школе участились случаи травли. Педагогический состав организовал совет с участием учеников, родителей и психологов.
Метод: Фасилитатор использовал технику «Открытое пространство»:
Контекст: Городская администрация решила реконструировать парк, но столкнулась с протестами жителей, недовольных планами застройки.
Метод: Серия фасилитированных встреч в формате публичных слушаний:
Контекст: НКО решила помочь деревне внедрить экологические практики, но столкнулась с недоверием жителей.
Метод: Фасилитатор провел воркшоп «Дерево решений»:
Контекст: Власти города хотели снизить пробки, но предыдущие инициативы провалились из-за критики жителей.
Метод: Фасилитированная сессия с участием урбанистов, водителей и экологов:
Контекст: Минздрав столкнулся с сопротивлением врачей при внедрении электронных медкарт.
Метод: Фасилитатор организовал диалог между чиновниками и медиками:
Контекст: Немецкий автогигант поглотил японского производителя. Культурные различия привели к конфликтам в команде.
Метод: Фасилитатор провел серию межкультурных воркшопов:
Контекст: Страны не могли договориться о квотах на выбросы CO₂.
Метод: Фасилитаторы ООН использовали модель «Согласие без единогласия»:
Эти примеры показывают: фасилитация — не теория, а рабочий инструмент для решения реальных проблем. Её сила — в универсальности. Больше примеров можно найти в другой нашей статье «Фасилитация на примерах» Независимо от того, решаете ли вы конфликт в отделе или спасаете планету, принципы остаются общими:
Фасилитация — это не разовый инструмент, а новая парадигма менеджмента. В мире, где 85% сотрудников разочарованы качеством совещаний (данные Atlassian), она становится конкурентным преимуществом. Компании, которые учатся извлекать ценность из коллективного интеллекта, опережают рынок на 2–3 года. Как писал Питер Друкер: «Самая важная работа лидера — сделать продуктивными сильные стороны людей». Фасилитация воплощает этот принцип в жизнь.
Кроме того, фасилитация помогает группам увидеть это целое, превращая разрозненные мнения в дорожную карту к успеху. Внедряйте методы, обучайте фасилитаторов — и ваша организация станет не просто участником изменений, а их драйвером.
Компания ManGO! Games тоже использует ряд инструментов для достижения максимального эффекта, и делится своим опытом фасилитации команд в разделе «Портфолио».
Обсудить проведение фасилитации у нас можно, заказав звонок или воспользовавшись контактами из раздела «Контакты».