Блог
10.11.19

Признаки качественной деловой игры

Деловая игра – это мгновенный эффект и взрыв эмоций для всех игроков. Но не каждый знает, как оценить уровень деловой игры, что необходимо для подготовки по-настоящему качественной и эффективной деловой игры. Примеры деловых игр, критерии оценки, ход подготовки – в этом материале.
Признаки качественной деловой игры | ManGO! Games: украсьте корпоративное мероприятие бизнес-игрой, качественной фасилитацией с командообразующим эффектом!
Признаки качественной деловой игры | ManGO! Games: украсьте корпоративное мероприятие бизнес-игрой, качественной фасилитацией с командообразующим эффектом! 
Колесо баланса "ЖУРНАЛ РЕФЛЕКСИИ"
Рефлексия помогает лучше понимать себя, свою жизнь, собственные эмоции и мир вокруг. Журнал основан на лучших практиках личной эффективности, самопознания и развития. Мы собрали 900 вопросов для баланса работы и жизни.

Мы знаем, что деловая игра – это метод имитации принятия управленческих решений путем использования разных искусственно созданных производственных ситуаций. Помним также, что деловая игра – это игровое моделирование возможных ситуаций в зависимости от принятых решений.

Разберем подробнее структуру деловой игры. Игра – это имитация управленческой деятельности, ее язык ярко и понятно воспроизводит ту или иную рабочую ситуацию, а творческая деятельность участников сводится к поиску проблемы и способов ее решения. Готовить способы решения проблем заранее нецелесообразно, поскольку это лишило бы игру творческой составляющей. Это было бы решением логической задачи, но никак не игрой. Оценивая деловые игры для корпоративного обучения, многим хотелось бы разобраться, как определить, что важно, а что второстепенно во время проведения игры, и как определить качество игры. С этим и разберемся.

Что важно в деловой игре

Непредсказуемость игры – ее главная отличительная черта, которая ставит игру в разряд формы познавательной деятельности. Для игры очень важно, чтобы играющий действовал всерьез, хоть и в условной ситуации. Это было бы невозможным, если бы существовал готовый ответ. Бессмысленно имитировать саму игру.

Участники должны проживать игру, а не ждать, чем все закончится. Во время игры должно формироваться творческое профессиональное мышление, в ходе которого человек начинает анализировать различные ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Участники должны чувствовать и понимать, что более важной является не игровая, а познавательная, или даже самовоспитательная, цель.

Важным при прохождении игры является выполнение всех игровых правил, выдерживание профессиональных норм. С учетом этого в ходе игры принимаются все совместные решения участников в пределах своих ролей.

Кроме того, игра всегда предполагает общение и взаимодействие участников друг с другом.

Иллюстрации

Приведем в пример несколько деловых игр.

Деловая игра «Станционный диспетчер»

Одна из самых первых игр посвящена диспетчерской железнодорожной станции на участке «Москва-Тула».

Диспетчерский пульт, электронное табло, несколько телефонов, диспетчер за пультом. Ночь. Тишина. На табло мигают стандартные зеленые лампочки, все идет по плану, поезда подходят и отправляются стандартно.

Вдруг вспыхивает красная лампа: поломка путевой стрелки. Одновременно с этим звонок. В трубке взволнованный голос: «Авария! Товарный поезд №786 сошел с рельсов! Пожар! 14 сошедших с рельсов вагонов перекрыли соседний путь!»

Диспетчеру известно, что следом идет скорый поезд Сочи-Москва. Он моментально связывается с локомотивами обоих поездов, вызывает пожарных и скорую, сообщает дежурному по Тульскому отделению, вызывает железнодорожников, обращается за помощью в ближайшую воинскую часть.

Проходит несколько минут и появляются сообщения о масштабах, работах, потребностях в ходе ликвидации. На место прибывает главный инженер железной дороги, выясняет причины аварии, вызывает персонально некоторых лиц. Расследование показало, что сломано колесо в одном вагоне. Диспетчер в это же время связывается с диспетчерами других узлов, согласовывает изменения.

Такая игра проходила в диспетчерской лаборатории, помогая студентам получить навыки вести диспетчерскую работу. Цель была – помочь им усвоить, что за чем делать, и, главное, как делать. Решения должны приниматься в оперативном режиме, потому что каждая секунда имеет значение. Если бы диспетчер задержался с информацией о поезде Сочи-Москва, могла бы случиться еще одна авария. Как видим, ситуация искусственная, а решения принимаются серьезно, навыки используются потом в реальной работе.

Деловая игра «Футбольный магнат»

Популярная современная деловая игра - Футбольный магнат, симулятор футбольного рынка. На рынке три вида акций лучших в мире футбольных клубов. Можно повышать или понижать стоимость клубов, используя свое влияние на СМИ, оказывать влияние на других игроков путем искусства переговоров и выстраивания стратегии поведения.

Способность вести переговоры, навыки влияния, продуманная стратегия и умение предугадывать шаги соперников в совокупности могу привести к успеху. Сначала каждый вид акций стоит одинаково, но в процессе меняется в зависимости от действий и стратегий участников.

В ходе игры участники развивают организаторские способности, учатся работать в неопределенных ситуациях, вести переговоры, управлять временем, планировать и быстро обучаться. В конце игры определяются победители и анализируются достижения. Игра прокачивает те же навыки, которых так не хватает многим в бизнес-деятельности. Как и в игре, в жизни побеждает тот, кто более подготовлен.

Узнать подробнее и заказать бизнес-игру «Футбольный магнат» можно в ManGO! Games.

Деловая игра «Испанское золото»

Еще одна любимая многими компаниями деловая игра - Испанское золото. Участников отправляют искать клад. Они должны найти настоящий пиратский корабль, затонувший несколько столетий назад и все еще хранящий в трюмах драгоценности.

Командам выдаются одинаковые суммы денег, карты, несколько подсказок. Используя современные технологии, логику и полученную информацию команды ищут точное место судна и планируют операцию по извлечению драгоценностей со дна океана. Особенность игры в том, что в ней недостаточно быть просто первым. Полной информации нет ни у кого, она рассредоточена между командами, поэтому для успеха необходимо договариваться, взаимодействовать, искать способ добыть и справедливо разделить заслуженную награду.

Участники учатся межличностному взаимодействию, управлению конфликтами, развивают и укрепляют организаторские способности, учатся работать в неопределенных ситуациях, получают опыт решения проблем и достижения результата.

Понравилась идея игры? Узнать подробнее и заказать бизнес-игру «Испанское золото» можно в ManGO! Games.

Признаки качества деловой игры

Качественная деловая игра должна содержать все необходимые признаки деловой игры и совершенствовать навыки участников, указанные в ее цели.

Обязательные признаки деловой игры:

  • Наличие проблемы или задачи, которую нужно решать.
  • Наличие смоделированного объекта.
  • Воспроизведение управленческой деятельности.
  • Распределение ролей между участниками, задействованными в игре.
  • Наличие ролевых функций, прикрепленных к каждой роли.
  • Наличие взаимодействия между участниками, соответствующие типичным реальным связям и взаимоотношениям типичной системы управления по горизонтали и вертикали.
  • Наличие цепочки решений, когда следующее решение вытекает из предыдущего.
  • Наличие конфликтных ситуаций по ряду причин: разные интересы, информационная неопределенность и пр.
  • Присутствие фактора времени, которое может быть совпадать с реальным, быть сжатым или замедленным.
  • Наличие системы оценки игровой деятельности, соревновательный или состязательный элемент.

Оценка игры происходит по результату, а ее критерии объявляются перед началом. Подведение итогов – обязательный этап деловой игры. Формат результирующего этапа игры зависит от ее сценария, типа и задумки.

К примеру, если деловая игра представляет собой конкурс, то алгоритм его проведения и оценивания озвучивается заблаговременно, подготовка ведется около месяца, подбирается жюри, соответствующие критериям:

  • Наличие чувства юмора.
  • Отсутствие заинтересованности и связанности с участниками.
  • Умение работать в условиях возможных непредсказуемых ситуаций.

Иногда проводится оценка каждого этапа конкурса, это зависит от его масштаба, количества участников, сложности, содержания этапов. В игре активно используются поощрения победителям: призы и награды создают сильную мотивацию и азарт, который является обязательным атрибутом игры.

Ход подготовки к эффективной деловой игре

Качество конкретной деловой игры оценивается по уровню развиваемых компетенций. За несколько дней участники могут «прожить» неделю, месяц, год, часто совершенствуя за это время свои навыки и уровень настолько, насколько это было бы возможно в течение условного периода игры. Любая деловая игра дает возможность отработать профессиональные навыки и оценить:

  • Уровень владения навыками, которые развивались.
  • Уровень мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, способность прогнозировать ситуацию, умение принимать решения).
  • Уровень коммуникативных навыков.
  • Личностные качества.

Поскольку процедура каждой игры разрабатывается под конкретную компанию, с учетом пожеланий руководства заказчика достичь определенных целей, по результатам эти цели сверяются с ожидаемыми.

Цели могут быть разными:

  • Отработать полученные на тренингах навыки.
  • Смоделировать ситуацию вывода на рынок нового продукта.
  • Адаптироваться к новым структурным изменениям в компании.
  • Сплотить коллектив и пр.

Качественной игре обязательно предшествует серьезная предварительная работа. Исполнители тщательно собирают информацию, узнают об особенностях работы компании и ее подразделений. Это позволяет организовать игру так, чтобы она была максимально приближена к реальным условиям конкретной компании. Ощущение участниками знакомой ситуации собственной компании – один из показателей качественно подготовленной игры.

После того как собраны данные, способные приблизить игровые условия к реальным, проектируется сюжет, разрабатываются процедуры, продумываются роли, создаются системы оценки действий участников игры и подсчета баллов, составляется тайминг. Процедура согласуется с руководством компании-заказчика.

Инновационные возможности корпоративной деловой игры

Возможность участия в игре сотрудников самых разных уровней иерархии компании, что не всегда можно осуществить в условиях тренинга, позволяет руководителям увидеть своих сотрудников наглядно «в деле», в новых ролях.

Это освежает их взгляд на коллег и позволяет мысленно моделировать различные изменения в компании. В условиях конкуренции предприятия постоянно оказываются в режиме реконструкции и реорганизации. Инновационные процессы – уже норма современного предприятия. Периодического переосмысления требует все: техника, технологии, организационная структура, внутренняя политика. Необходимость управлять этим процессом связана с формированием нового порядка мышления, новых технологий воздействия на организацию, требующие соответствующих средств. Моделирование, в том числе игровое, является одним из таких средств.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games