Управление бизнесом в быстро меняющемся мире требует новых подходов. Появляются новые методы, форматы, разворачиваются школы фасилитации, организуются разнообразные мероприятия для коллектива, цель которых – раскрыть потенциал каждого сотрудника, помочь проявить творчество и найти новые взгляды и решения.
Разные подходы преследуют разные цели. Так, к примеру, динамическая фасилитация позволяет помочь каждому участнику раскрыться по полной и обеспечить максимальное вовлечение, а мозговые штурмы – быстро найти большое количество вариантов для обсуждения. У «Lego Serious Play» тоже есть своя задача и особенности, какие – разберемся.
Lego Serious Play – фасилитация, в ходе которой участники отвечают на различные вопросы по стратегии, проекту, команде или необходимым изменениям, но ответы, в отличие от графической фасилитации, строятся в виде метафорических 3Д моделей с использованием элементов лего. Полученные модели становятся объектом дискуссии и обмена опытом, в результате чего появляются решения.
Разнообразие приемов бизнес-фасилитации, как и создание деловых игр, нацелено на то, чтобы дать возможность человеку выразить свое мнение самыми разными способами, непривычными в обычной жизни, что позволяет выйти за рамки стереотипов.
В основе метода Lego Serious Play лежит принцип важности вклада каждого участника в общий процесс. Каждый должен «положить свой кубик» в поиск нового решения.
Кубики помогают направить дискуссию сразу к сути. Кубики являются катализатором. Участники с помощью метафор сообщают друг другу важные вещи, которые раньше даже не были предметом их обсуждений. Подход позволяет объемно увидеть задачу или проблему, обратив внимание на стороны, которые раньше были недоступны для наблюдения или о которых раньше не решались заговорить.
Бывшие сотрудники компании Lego, а сейчас бизнес-тренеры, специализирующиеся на фасилитациях для руководителей, в своей книге рассказали историю рождения Lego Serious Play. В середине 90-х владелец компании задумался, что будет с Lego в связи с развитием компьютерных игр. Он начал проводить посвященные этому стратегические сессии, но не остался доволен их результатами, а также расстроился вялостью проведения фасилитаций в такой креативной компании как Lego. Проходили эти сессии скучно и пресно.
В то же время в швейцарской школе бизнеса IMD два исследователя занимались изучением результативности стратегических сессий.
Они нашли причину низкого качества сессий в использовании традиционных методов. Мнения о нерезультативности стратегических сессий у исследователей IMD и президента Lego совпали, и они объединили свои усилия в поиске новых форматов. Президент Lego пригласил исследователей в свою компанию, дав возможность вести проект и воспользоваться талантом дизайнера компании. Результатом поиска стал метод Lego Serious Play. В основу этого метода легли следующие убеждения:
Методика LSP была завершена в 2003 г., в нее вошла программа сертификации фасилитаторов и лицензированные продукты LSP. С 2010 года сертификация партнеров LSP была отменена и теперь метод LSP могут использовать все, кому он интересен.
Процесс состоит их четырех шагов. Каждый шаг – новый этап работы.
Этап 1. Постановка вопроса
Фасилитатор формулирует задачу и просит участников построить с помощью кубиков лего модель, в которой нужно выразить свои мысли и чувства по поводу озвученной задачи. Задача не имеет очевидного и верного решения.
Примеры:
Постройте образ своего идеального клиента.
Создайте образ инноватора в банке.
Что умеет делать преподаватель будущего.
Кубики, человечки, разнообразные фигурки – строительный инструмент для создания заданной модели.
Этап 2. Создание модели
Участники вовлекаются в построение модели. Результат их работы включает в себя все их представления об обсуждаемом вопросе. В ходе составления модели участник аккумулирует все свои знания и представления о создаваемом объекте. Их он и выражает, используя детали.
Время создания модели ограничено. Участнику приходится быстро решить, что самое важное. Модели строятся индивидуально, это помогает не потерять ни одно мнение. В ходе сессии модели могут объединиться, перестроиться, дополниться, выстроиться в тайм-план.
Это этап рождения метафор и историй. Одна компания, к примеру, при построении своего стратегического плана отталкивалась от истории «студента Андрюши», который начал из стажера и дорос до топ-менеджера компании. Такие истории запоминаются, вовлекают и вдохновляют. Участники с их помощью формулируют личное отношение и рефлексируют.
Этап 3. Рассказ о модели и создание историй
После этого участник должен описать свое мнение и выразить собственные суждения о создаваемом объекте – представить свою модель. Есть правило: участники не должны высказывать свою оценку услышанного и не должны критиковать автора. В процессе все участники имеют возможность выслушать все точки зрения по поводу ситуации. Каждый рассказывает группе, что он построил и почему.
Рассказывая о своей модели, каждый объясняет, какой смысл он вложил в каждый элемент, какое у него отношение к поставленному вопросу. Другие участники задают уточняющие вопросы типа: «правильно ли я понимаю, что…», или «что ты имел ввиду, когда…». Появляются инсайты не только у автора модели, но и у слушателей. Например, один участник разместил себя вверху сооружения, а сотрудники вместе с клиентами оказались внизу в закрытом пространстве. В ходе обсуждения модели автор объяснил, что у него нет желания становиться наставником, и он осознает, что на нем сосредоточены все ключевые знания и рычаги влияния, без которых сотрудники не могут принять ни одно решение. Он понимал, что разрыв есть и его нужно сокращать, работая над делегированием и больше доверяя подчиненным. В ходе сессии он смог сконструировать выход из сложившегося положения.
Этап 4. Осмысление и рефлексия
Участники уточняют и дают обратную связь по поводу услышанного и понятого. В ходе обсуждения команда находит точки соприкосновения, приходит к общему решению. При этом каждый расширяет свое понимание обсуждаемого вопроса, и одновременно каждый вносит свой вклад и переосмысливает ценность создаваемого объекта.
«Мышление руками» позволяет активизировать мыслительный процесс особым образом. Происходит построение сложных взаимосвязей. Есть информация, что 80% клеток человеческого мозга непосредственно связаны с моторными функциями рук. Рукам наш мозг уделяет непропорционально больше внимания – самое большое количество клеток, осуществляющих контрольную функцию разных частей тела, осуществляет именно контроль рук. Это значит, что при применении LSP-метода клетки головного мозга активизируются в разы больше, чем при обычном обсуждении. Кроме того, «мышление руками» позволяет дистанцироваться от самой проблемы и рассмотреть ее как внешний предмет исследования.
Мыслительный процесс активизируется также при взаимодействии с окружающими. Известно, что при взаимодействии человека с окружающим миром его способности к познанию возрастают.
В ходе коммуникации с участниками развивается мышление, появляются креативные решения самых разных задач. Каждый рассказывает свою историю, такие рассказы увлекают участников, развивают у каждого эмпатию и все это упрощает взаимодействие при поиске смыслов и взаимосвязей.
Само собой, игровой момент обеспечивает эмоциональную вовлеченность участников и переносит их в состояние «потока» – глубокого погружения и концентрации без каких-либо волевых усилий. Это лучшее состояние внутренней мотивации, при котором происходит полное включение человека в то, что он делает. Игра обеспечивает участников креативной энергией, исключает стереотипное мышление и приносит радость.
Мы поняли, что участникам комфортно находиться в состоянии игры в ходе сессии, что они высвобождают творческую энергию и создают новые, согласованные командой, модели. Ради чего все это? Что в результате получает компания? «Lego Serious Play» – не просто игра, а игра со смыслом, которая решает вполне конкретные бизнес-задачи. В результате участники выходят из сессии с конкретными решениями и готовы их внедрять, взяв за это ответственность.
Каждый может взять кубики и попробовать строить модели, решая бизнес-задачи. Но фасилитаторы LSP знают, что вовсе не каждая игра в кубики лего способна превратиться в метод Lego Serious Play. Для этого нужно знать методологию. Мастерство фасилитатора заключается в правильной постановке вопросов, в управлении динамикой сессии и в помощи участникам «собрать результат».
Фасилитация LSP применяется для таких задач:
Применение метода будет полезно владельцам бизнеса, предпринимателям, руководителям предприятий и подразделений, стартап-командам.
Метод разрушает привычное мышление, поэтому помогает в случаях, когда нужно найти что-либо нестандартное и новое. Метод нужно использовать заранее. Говорят, «если вам нужно срочно решить стратегические задачи, значит, вы опоздали».
Зато применение метода значительно ускоряет принятие стратегических решений, более эффективно распределяет ресурсы и дает более точные прогнозы. Благодаря особенностям метода, он экономит средства и снижает неопределенность.
Что говорят о методе:
Какие бы методы вы ни пробовали – главное найти тот формат, который поможет вашей команде найти свой «поток», выводящий вашу компанию к успеху.