Многие признаются, что не понимают, зачем компании миссия, кому и зачем нужны корпоративные тренинги по составлению миссии и какую роль она играет в компании. Некоторые поняли не сразу, а некоторые и до сих пор считают ее ненужной «приблудой», которая живет сама по себе и не влияет ни на один процесс в компании.
Некоторые думают, что миссия – это красивые слова на сайте, которые там размещают, потому что так принято и так делают все. Однако значение миссии куда глубже. Миссия способна задавать вектор при принятии сложных решений.
Миссия является тем компасом, который помогает определиться каждый раз, когда в бизнесе возникают сложные задачи и вызовы. Каждой компании и каждому сотруднику важно ориентироваться по такому компасу. Для этого нужно всего лишь правильно составить миссию, иначе миссия появится, но так и останется неработающим инструментом в компании.
Миссия – это всего одно-два предложения, которые обладают невероятной силой. Многочисленные корпоративные тренинги учат найти нужные слова и составить эти два предложения. В чем же секрет и магия составления миссии? Разберемся, в чем сила этих нескольких предложений.
Идеально сформулированная миссия описывает все общее направление бизнеса и исключает множество вопросов, которые могут возникнуть в процессе работы.
Миссия не содержит двусмысленных фраз, она должна быть четкой и понятной.
Миссия типа «Мы за все хорошее против всего плохого» звучит здорово, но не дает ответа ни на один вопрос, возникающий во время принятия решений. Непонятно, что является хорошим, а что плохим, что именно включает в себя «все». Такая миссия никак не поможет в принятии решений и задании вектора развития, поэтому будет жить сама по себе без пользы и в лучшем случае без вреда. Вывод: от миссии ожидают конкретики.
Чем плотнее связана миссия с видом деятельности предприятия, тем полезнее она будет. К примеру, у компании Google на ранних стадиях развития была такая миссия:
Организация мировой информации, предоставление универсального доступа к ней и права пользования ею.
Эта фраза отвечала на все вопросы: она озвучивала задачу, которой занимается компания, описывала, что именно включает в себя задача. Поэтому такая миссия служила ориентиром для всех сотрудников компании.
Не стоит путать миссию со слоганом. Приведем пример. Одна компания, которая занимается настольными играми, продумывая миссию, сделала такой яркий набросок:
Выигрывай каждый день
Участникам процесса понравилась фраза, она содержала эмоции и позитив. Но подумав, участники поняли, что такая миссия не задает вектора. Компании некуда двигаться, нет хоть какого-нибудь ориентира при решении задач, нет даже понимания, чем занимается компания – слоган неоднозначен.
Когда составили следующий вариант, он звучал так:
Чтобы у каждого человека была любимая настольная игра
Этот вариант участникам понравился больше, поскольку он уже давал направление в принятии решений.
Приведем примеры таких решений. Курьер ошибся с доставкой или что-то пошло не так. Что делать в подобной ситуации? Вариантов несколько: вернуть деньги, привезти заказ. Ответ будет: и вернуть деньги (повысить лояльность), и привезти заказ. Почему такое решение? Потому что мы хотим, чтобы у каждого человека была игра.
Так компания продвигалась шаг за шагом к составлению своей идеальной миссии. Облегчить поиск нужной формулы помогают корпоративные тренинги, но и после тренинга необходимо будет пройти этот путь поиска миссии самостоятельно.
Компания на этом не остановилась. Новая миссия уже помогала в принятии решений, но еще не отвечала на многие вопросы. Оказалось важным в тексте миссии установить ограничения в выборе путей достижения целей. Каждая компания делает свой выбор, каким путем она будет достигать своей цели, а от каких способов категорически отказывается.
Следующий подход в поиске миссии проводился в формате фасилитационной сессии, которая может стать альтернативой корпоративному тренингу по созданию миссии. Участники пришли к пониманию, что кроме эмоционального содержания в миссии должны быть и рациональные данные – о том, кто мы, чем занимаемся и на какие ценности опираемся.
Процесс создания содержания миссии непрост. Для компании, пример которой мы рассматриваем, этот процесс занял несколько дней и прошел в два этапа.
В ходе работы над миссией была учтена структура компании, оптимальная для реализации миссии. Сначала собрали в миссию все, что хотели бы делать в компании, потом задали себе вопрос, что нужно для осуществления миссии.
К примеру, хотели бы создать для своих клиентов крутое приложение. Для этого нужно создать отдел, обеспечить его ресурсами. Готова ли компания вложиться в такую цель и насколько эта цель приоритетна? Размышления и ответы на возникающие таким образом вопросы были в итоге собраны в результирующий документ, который отвечал на вопрос, что мы хотим получить и на что готовы выделить ресурсы.
Приемам принятия решений и навыкам отбора приоритетных вариантов всем участникам можно было предварительно обучиться на корпоративном тренинге, это помогло бы всем собравшимся быть в едином терминологическом поле.
Формулировать текст миссии собрались топ-менеджеры компании, каждый из которых имеет свои экспертные знания и компетенции. Они сформировали список вопросов, на которые должна отвечать миссия. Вопросы должны были описывать место компании на рынке. Среди вопросов были такие:
На все эти вопросы каждый руководитель отвечал лично, потом ответы обсуждались в формате, подобном к мозговому штурму: сначала идей много, потом менее важные отсекаются.
Почему вопросу составления миссии посвящаются корпоративные тренинги и уделяется такое серьезное внимание? Потому что важно не просто наличие миссии, а миссия, составленная коллегиально. А это – процесс. В результате должно появиться решение, с которым все согласны, и которое каждый пропустил через себя. Такой процесс принятия решения представляет собой фасилитацию, или фасилитационную сессию.
Приемов фасилитации много. Самое простое – каждую идею проверять вопросом «Все согласны?» Если кто-то не соглашается, выслушивать его точку зрения.
Идеально, если такую сессию ведет опытный фасилитатор. Тогда в рамках отведенного времени можно получить результат. Можно посмотреть примеры фасилитаций ManGO! Games, чтобы понять, как это мероприятие может происходить и насколько разнообразны формы его проведения. Без опытного фасилитатора участники могут выгореть раньше времени и не довести процесс до конца.
В блоге ManGO! Games есть также статья на тему фасилитации с примерами из жизни великих компаний.
Каждая фраза или идея оттачивается, проходя через обсуждения по несколько раз, при этом участники должны оставаться вовлеченными и активными.
При выборе решений можно задавать такой вопрос: «Сможем ли мы с этим жить или категорически нет?» Если ответ «можем», то продолжаем идти дальше. Если нет – обсуждение продолжается. Нельзя допустить ситуацию, при которой руководитель остался бы несогласным с какой-либо строчкой миссии. В таком случае руководителю нужно либо принять ее, либо изменить эту строчку, либо уйти из компании. Иначе будет диссонанс. Новые сотрудники, приходя в компанию, смогут работать в ней только если согласны с миссией. По крайней мере до ее пересмотра. Такой основной подход к составлению миссии, которая действительно работает.
Все, кто прошел процесс формулирования миссии, признаются, что это процесс непростой, долгий и выматывающий. Поэтому подготовкой могут стать соответствующие корпоративные тренинги, а для облегчения процесса приглашают опытного фасилитатора. И все же, если быть готовым к тому, что путь непрост – можно получить результат, который окупит все старания.
Процесс завершается документом, который все подписывают. После этого компания начинает работать на свою стратегию. Под нее разрабатывается или корректируется структура, ей подчиняется каждая задача в компании и от нее отталкивается в своих приоритетах каждый сотрудник.
Приведение структуры компании в соответствие с миссией следует за формулированием миссии. Обсуждение структуры тоже обычно проводится в формате сессии.
Участники выясняют, подойдет ли текущая структура под миссию, привязывая каждый элемент структуры под пункты миссии. Сначала участники руководствуются внутренними ощущениями, потом просчитывают ресурсы.
Компании, которая участвовала в примере, понадобилось на составление и запуск миссии три месяца. Зато после этого миссия начала работать сразу же. От миссии отталкивались рекламные акции, в зависимости от миссии принимались решения и рождались новые идеи. Если появлялась идея, но ее реализация не вела ни к какой из целей миссии, ее исключали.
Миссия ценна, когда ею пользуются. Ее можно установить на столе каждого сотрудника, чтобы миссия стала инструментом ежедневного использования. В компаниях разрабатываются программы по внедрению миссии, проекты по продвижению миссии среди партнеров и клиентов.
Предприятие фиксирует миссию на многие годы вперед. Когда компания вырастает из своей миссии, проводится пересмотр, но именно миссия помогает компании двигаться в заданном направлении и не сворачивать вплоть до следующего пересмотра.
Если вы решились пойти по этому непростому, но важному пути и составить миссию компании, которая будет действительно работать, воспользуйтесь вопросами ниже, они упростят процесс: