Заказать звонок
Мы перезвоним и подробно расскажем о наших продуктах
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку персональных данных
Блог
19.09.19

Деловые игры: случайный тренд или действенный бизнес-инструмент?

Деловые игры, представляющие собой имитацию принятия решений, в последнее время сверхпопулярны. Очередная модная тенденция? Окунемся в историю. Оказывается, игры как метод обучения использовались еще с 17 века. Тогда практиковались военные, военно-политические игры. Это из них впоследствии произошли деловые игры.
В ходе игры обучаемый имеет дело с ситуациями, которые могут встретиться в деловой деятельности, прорабатывает их, а значит, закаляет себя перед будущей реальностью. Одна из особенностей игр — вариативность — позволяет предварительно подготовиться к самым различным поворотам в ходе бизнес-активности. Интересно отметить, что в СССР деловые игры пытались внедрить еще в 1932 году. Участниками первых таких игр стали руководители предприятий и студенты ВУЗов. Однако свобода выбора огромного количества вариантов решения задач, свобода высказываний участников оказались несовместимыми с тогдашним режимом тотальной регламентации, так деловые игры были забыты на целых несколько десятков лет.

Суть деловой игры

В наше время деловая игра используется достаточно активно. Существуют тысячи разновидностей, игры классифицируются по масштабу имитируемых объектов, функциональной направленности, структуре. Составление деловых игр основывается на психологических исследованиях, которыми была выявлена парадигма с идеей децентрации — способности изучения объекта с различных точек зрения.

Игра часто, но ошибочно, ассоциируется с детской игрой, причина тому — игровая деятельность, которая является ключевой в детском возрасте. Деловая игра для взрослых имеет фундаментальное отличие от детских игр. Ребенок познает различные сферы жизни посредством игры, поэтому основой детских игр являются правила. Взрослый учится находить варианты в рамках существующих правил, поэтому основа деловой игры — свободное поведение при существующих правилах. Ребенок игрой закрепляет те или иные схемы, взрослый — выходит за их пределы.

Деловая игра является средством моделирования новых, еще не существующих, условий бизнес-действительности. Ее цель — поиск новых способов решения профессиональных задач, путей решения задач при новых, непривычных, экстремальных ситуациях. Новые возможности открываются через такую форму благодаря достаточной свободе, которой характеризуется игра.

Многогранность понятия «деловая игра» привело к множеству ее определений. Это источник знаний для изучения той или иной активности, эксперимент, метод обучения, путь исследования, способ решения практических задач. Однако чаще всего ее используют для повышения опыта в осваивании различных бизнес-ситуаций, что классифицирует ее как обучающий, развивающий, формирующий инструмент, активно применяющийся при профессиональном обучении.

Многогранная суть деловой игры раскрывается при анализе ее определений:

  • Это анализ ситуации с учетом обратной связи и фактора времени.
  • Это способ воспроизведения бизнес-процессов.
  • Это групповое упражнение по отработке хода принятия решений в специально созданных условиях, имитирующих реальные бизнес-условия.
  • Это модель функционирования организации.
  • Это модель для изучения управленческих процессов.

Признавая, что до сих пор единого определения деловой игры нет, перечислим характерные ей атрибуты:

  • Присутствует имитация определенной осознанной деятельности человека.
  • Участникам присваиваются роли.
  • Действия регламентируются правилами.
  • Условный характер.
  • Преобразуются пространственно-временные характеристики деятельности, которую моделируют.
  • Присутствует концепция, сценарий, постановка, сценический аспект, аспект критики и рефлексии, блок обеспечения информацией.

Разнообразие деловых игр

Игры различают по продолжительности:

  • Ограниченные по времени.
  • Не ограниченные.
  • Которые проходят в реальное время.
  • Со сжатым временем.

По оценкам деятельности:

  • Баллы или другая оценка всей команды или отдельных игроков.
  • Оценивание работающих, отсутствующих.

По характеру результата:

  • Жесткие. Ответ известен заранее, существуют жесткие правила.
  • Свободные. Правила изобретаются по ходу, все участники работают над решением неструктурированной задачи, готового ответа нет.

По цели:

  • Обучающие. Призванные дать новые знания и навыки.
  • Констатирующие. Конкурсы для профессионалов.
  • Поисковые. Выявляют проблемы и пути их решения.

По методологии:

  • Луночные (шахматы, монополии).
  • Ролевые (с распределением по ролям, у каждой роли свое задание).
  • Групповые дискуссии (направленные на отработку проведения совещаний и ведения дискуссий путем распределения участников по ролям с индивидуальными заданиями для каждой роли).
  • Имитационные (имитируют определенные условия для знакомства с порядком действий в таких условиях).
  • Эмоционально-деятельные (имитируют конкуренцию, для раскрытия личностного потенциала, носят характер тренингов).
  • Инновационные (отрабатывают модели реальных ситуаций и идеальной ситуации).
  • Ансамблевые (решают конкретные проблемы предприятия с помощью организации команд из руководителей служб).
  • Комбинированные стратегические (коллективное конструирование будущего).

Преимущества деловой игры

Деловая игра при обучении и при поиске бизнес-решений имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами, имеющими ту же цель:

  • Она согласована с реальными потребностями участников. Цель игры и цель участвующих или всей организации совпадают. Если это обучение, то деловая игра максимально приближена к реальной профессиональной деятельности, к которой готовятся учащиеся.
  • В ходе игры можно за короткое время, выявить, охватить, осмыслить широкий пласт проблем.
  • Игровая форма в непринужденном виде готовит к реальному профессиональному общению и взаимодействию.
  • Игровой компонент способствует глубокому вовлечению каждого причастного.
  • Деловая игра отличается мгновенной качественной обратной связью.
  • Отбрасываются стереотипы, корректируется самооценка.
  • Игра способна проявиться не только отдельным интеллектуальным сторонами, а всей личности.
  • Запускаются рефлексивные процессы, поощряя интерпретацию и осмысливание результатов.
Игры моделируют тезисы бизнес-задач, дают возможность оценить и осмыслить их. Специалисты объяснили, что преимущества игры проявляются потому, что в жизни мы имеем дело с неполной и неточной информацией, что стопорит принятие решений, тогда как в игре информация неполная, но точная, что позволяет участникам раскрыться и находить полезные альтернативы реальности, проявляя и проверяя при этом альтернативные версии самих себя.

Как проходит деловая игра

Стандартно деловая игра «запускается» ведущим, руководителем. Он объявляет цель, вводит всех участников в курс дела, распределяет роли, знакомит каждого с необходимой информацией согласно его роли. Он же создает необходимую игровую атмосферу, которая должна увести участников от реальности расслабить и абстрагировать их от текущей профессиональной ситуации. Этого добиваются путем применения специфического общения. Роль руководителя высока — его задача поощрять каждого частника на максимальное вовлечение. Ведущий следит за тем, чтобы персонажи раскрывались, проявляли активность, а не самопрезентацию. Этому способствует дух соревновательной мотивации, поддерживаемый игрой.

Комплектуя команды, учитывают межличностные отношения между участниками — для успеха в игре они должны быть положительными. Уровень отношений между сотрудниками организации выявляется путем проведения социометрических замеров.

Группа должна превратиться из социальной в «психологическую». Американский социальный психолог Дженнигс так описал подобное превращение: все участники «психологической» группы испытывают взаимную симпатию, психологический комфорт, защищенность, уделяют много внимания совместному нахождению в группе, групповым решениям, а не просто решению проблемы. Такое превращение ученый назвал феноменом. Полученная группа настроена на достижение согласия больше, чем на достижение конкретного результата.

Ввиду этого игру конструируют так, чтобы влияние каждого персонажа на решение были равными. Известно, например, что легче принимаются решения в сравнительно небольшой группе с неравным количеством участников.

Группу структурируют роли, которые представляют собой перечень функций и образцов поведения. Участники формируют определенные ожидания от представителя каждой роли, поэтому важно, чтобы эти ожидания совпали у всех игроков. Для этого в инструкции требования к нормам поведения каждой роли выписываются максимально подробно. Это регулирует межличностные отношения, снижает риск образования конфликтных ситуаций. Участники действуют по заданному сценарию согласно полученным ролям.

После окончания собравшиеся разбирают произошедшее: обсуждают результаты, объясняют, почему были приняты те или иные решения, анализируют полученные результаты, выясняя, можно ли было поступить иначе, к чему бы это привело. При подведении итогов определяется польза игры, дается ей оценка.

Разница в поведении игроков

Каждый участник имеет разный потенциал проявления себя в игре. Не у каждого равна способность исполнять предоставленную роль. Затруднит этот процесс тревожность, ригидность, социально-психологические особенности личности, низкий социометрический статус.

Выделено три основных типа поведения игроков:

  • Поведение из позиции обобщенного образа. Решения принимаются от условного эталона — прототипа.
  • Азартное поведение. Цель одна — выиграть, на пути к которому участник разрешает себе все: нарушение правил, превышение полномочий.
  • Зависимое поведение. Решения принимаются в зависимости от решений, принятых другими.
Ведущий корректирует процесс, учитывая стратегии поведения: разыгрывает случайные события, внося изменения в сюжет. Определено, что эмоциональное состояние участников зависит от качества проведения игры. Поэтому ее часто ведет специальный человек, профессионал, тренер.

Для чего используют деловые игры

Игры активно практикуют различные компании, потому что это:

  • Экономит время на накопления необходимого бизнес-опыта.
  • Позволяет моделировать события: можно примерять стратегии одна за другой, что нереально без игрового элемента.
  • Позволяет научиться решать поставленные проблемы.
  • Позволяет реализовать концепцию социальной практики, что позволяет решать свои задачи по развитию персонала менеджерами психологам.
  • Исключает реальный риск при возможности действовать в ситуации «если, то». Создается структура реальной жизни, однако не пересекаться с реальностью.
  • Позволяет безопасно экспериментировать.
Игры появились давно, к такому методы пришли еще наши предки. Искусственно созданные игровые ситуации и формирование определенных навыков или поиск решений в формате игры — не дань времени, а давно используемое человечеством средство совершенствования. Игры развиваются, потому что приносят результаты, в противном случае о них бы быстро забыли.