Рассылки

Как Лоренц открыл «эффект бабочки»

14.07.22

Несмотря на существующую неразбериху, бизнес не может действовать хаотично – нужны цели, направление, стратегия. Как их получить?
У вас может возникнуть соблазн заглянуть в будущее, привлечь определенных специалистов, прислушаться к тем или иным экспертам, чтобы «разгадать секрет» и точно знать, что будет и к чему готовиться.

Это иллюзия. Вспомните кризисы и уверенные прогнозы экспертов. Сбылись ли эти прогнозы? Футурологи, экономисты, успешные бизнесмены, ученые и историки неспособны предсказать будущее.

Мир слишком сложный, и произойти неожиданное может по самой незначительной причине. Эдвард Лоренц назвал это «эффектом бабочки»: бабочка, взмахивающая крыльями где-то в Айове, может стать причиной дождливого сезона в Индонезии.

Эксперт может угадать с определенной долей вероятности, и это максимум, на что мы можем рассчитывать.

Кстати, на размышления об эффекте бабочки Лоренца натолкнул один неудавшийся подсчет. Работая в службе прогноза погоды, однажды он решил автоматизировать свою работу и внести данные в компьютер. Цифры в компьютере должны были дать тот же, ранее полученный, результат, но результат вдруг оказался совсем другим – расчеты с внесенными данными обещали совсем другую погоду. Проверив несколько раз и убедившись, что ошибки в числах не было, он наконец понял – причина в округлении до трех знаков. Число вроде 0,673122 сокращалось до 0,673. Получается, разница всего в одну тысячную привела к серьезному искажению прогноза – вместо ясного дня появлялась гроза и так далее. Так Лоренц начал интересоваться природой хаоса и стал одним из создателей «теории хаоса».

Любая незначительная на первый взгляд деталь может изменить все, причем кардинальным образом. Не тратьте время и энергию в попытке угадать. Никакие деньги и связи, старания и усилия не помогут понять, что БУДЕТ.

Разумное решение – сценарное планирование, подготовка к тому, что МОЖЕТ БЫТЬ. Узнайте, что это и как составлять сценарии – в материале «Сценарное планирование в нестабильные времена: почему, зачем и как это делать».

Для планирования вам понадобится стратегическая сессия. Лучше, если она пройдет с опытным фасилитатором. Заказать стратегическую сессию, фасилитацию, бизнес-моделирование можно в ManGO! Games.

Заказать сессию
2022 Тренды