05.08.25

Командный тимбилдинг на сплочение коллектива: четыре типа игроков

Что учесть, готовя тимбилдинг, игру на командообразование, планируя геймификацию для достижения тех или иных целей? Разберемся, как подобрать тимбилдинг под команду, учесть цели и особенности поведения разных типов участников тимбилдинга.
проведение тимбилдинга для сотрудников
Колесо баланса "ЖУРНАЛ РЕФЛЕКСИИ"
Рефлексия помогает лучше понимать себя, свою жизнь, собственные эмоции и мир вокруг. Журнал основан на лучших практиках личной эффективности, самопознания и развития. Мы собрали 900 вопросов для баланса работы и жизни.

Анализ целевой аудитории при подготовке игрового командного тимбилдинга

Продумывая и предлагая тимбилдинг сотрудникам, важно учитывать, для кого предназначено мероприятие (например, это команда менеджеров по продажам, смешанная команда – финансисты и продавцы, аналитики и дизайнеры, рядовые сотрудники или топ-менеджеры), а также, все ли сотрудники компании, отдела или департамента будут играть. Как правило, тимбилдинг – дело добровольное, было бы неправильным обязать сотрудников в нем участвовать. При этом нужно учитывать, что не все люди любят играть и участвовать в командных мероприятиях.
Если посмотреть на самые популярные форматы развлекательных тимбилдингов, предлагаемых ивент-агентствами, – «Фудтраки», «Разрушители легенд», «Атака зомби», «Тачка на прокачку», «Бешеные гонки», «Форт Боярд», «Квест Голодные игры» – все это захватывающие приключения в игровом формате. Почти в каждой компании есть сотрудники, которым такие тимбилдинги не нравятся. Почему?
Не всем нравится тот или иной формат, не все доверяют своей компании, не всегда компания угадывает с типом мероприятия и справляется с популяризацией мероприятий на командообразование.

Почему сотрудникам не нравится командный тимбилдинг

Не нравиться тимбилдинг может по разным причинам. Первая причина – плохая организация и непонимание, чем тимбилдинг отличается от просто вечеринки. Многие сотрудники не хотят и не любят развлекаться без пользы и развития, и если тимбилдинг – не командообразующее мероприятие, а просто активность ради веселья, адреналина и эмоций, это кажется им несерьезным и не стоящим их времени.

К сожалению, на рынке слишком много предложений развлекательных ивентов, которые почему-то называют тимбилдингами на сплочение коллектива. Дискотека, караоке, баловство с граффити баллончиками под алкоголем – еще не тимбилдинг. Нередко с такого тимбилдинга участники уходят, чувствуя себя обманутыми.

Вторая причина – недостатки информационной политики компании, проводящей тимбилдинг. Дело в том, что тимбилдинг требует ресурса, а вечеринки подходят не всем. Называя вещи не своими именами, вы рискуете вызвать недоверие коллектива. Честно предлагайте команде тот тип мероприятия, который запланировали. Приглашая на вечеринку, не стоит пытаться провести тимбилдинг, где участников начнут знакомить с правилами, ограничениями, начнут ставить в сложные условия и при этом оценивать. В следующий раз команда может начать избегать любых командных мероприятий.

Третья причина – искреннее непонимание сути тимбилдинга самими ивент агентствами, точнее, начинающими ремесленниками, которые выдают за тимбилдинги не то, что на самом деле является тимбилдингами. Заказывают им тимбилдинг часто из-за привлекательной цены. Иногда они думают, что справятся, пытаются провести творческий или интеллектуальный тимбилдинг, но результатов нет, а участники чувствуют отсутствие профессионализма. Будьте осторожны, справиться с недоверием команды будет труднее, чем может показаться. Если команде пообещали тимбилдинг – нужно провести тимбилдинг. Москва – город, где огромное количество самых разных предложений по самым разным форматам развлекательных мероприятий. Назвав мероприятие тимбилдингом, оно далеко не всегда может оказаться командообразующим. Смотрите портфолио и профиль компании, которой хотите доверить развитие своей команды.

Четвертая причина – сознательное нежелание сотрудников, всей команды или некоторых, участвовать в тимбилдинге в конкретный период, в конкретной ситуации или в конкретных условиях. Например, если сотрудникам задерживают или не повышают зарплату, приглашение на тимбилдинг и сама идея компании тратиться на какие-то мероприятия их будет демотивировать.

И, наконец, пятая причина нежелания участвовать в тимбилдинге, связана с особенностями и личным выбором отдельных сотрудников.

Четыре типа игроков

Даже если предложить тимбилдинг в офисе, предложить поиграть после работы – не все останутся, и по разным причинам. Одни – потому что в офисе скучно, недостаточно декораций и в целом «упаковки» мероприятия, еще кто-то – потому что не любит соревноваться, третьи – потому что не любят кооперироваться, а еще одни – потому что скучная программа. Как предложить коллективу то, что ему понравится? Обратимся к классификации игроков по Бартлу. Эссекс Ричард Алан Бартл, создатель одной из первых многопользовательских игр (MUD) и прародитель современных ММО, в свое время заинтересовался тем, что же привлекает пользователей в играх, и разработал модель сегментации игроков. Его психотипы и сейчас учитываются при разработке оптимизации каталогов игр в соцсетях под каждого пользователя.

Чтобы выяснить мотивацию игроков, Бартл рассматривал две шкалы: действие и взаимодействие, игроки и мир. Кому-то интересно действовать самостоятельно, кому-то социализироваться, кому-то изучать игроков, кому-то познавать мир. Так получились психотипы:

  • Накопители (Карьеристы). Они накапливают силу, славу, мощь, отбирая ресурсы и блага у других.
  • Киллеры. Хотят побеждать, доминировать и превосходить.
  • Исследователи. Хотят исследовать игровой мир, не действовать активно и не сражаться.
  • Социальщики (Тусовщики). Для них важно общение, социальное взаимодействие.

Накопители стремятся к личностному росту, постоянно преодолевают новые и новые препятствия. Им нравится улучшать свои навыки, вряд ли они пропустят мероприятие, которое поможет им научиться новому и стать лучше в той или иной компетенции или решать те или иные задачи. При этом они лучше выберут самостоятельное обучение, чем командную работу, тренинг, а не спортивное состязание, вечеринку или шоу. Они любят создавать в одиночку.

Киллеры наоборот будут рады посоревноваться. Но при этом они при возможности предпочтут выполнять задания в одиночку, а не в команде. Они будут соперничать, стремиться победить и превзойти всех. Рейтинги, турниры, соревнования – все это их живо интересует. Кооперироваться – не для них. Они любят конкурировать.

Исследователи любят расширять свой кругозор и наблюдать за игровыми механиками, разнообразием контента. Их бы заинтересовали квизы, головоломки, разнообразие заданий, в которых можно применить свой ум. Они категорически не любят соревнования.

Социальщики любят общение, взаимодействие и кооперацию. Для них важна визуальная составляющая мероприятия. Они могут отказаться играть в офисе: упаковка смыслов, декорации, качество реквизита для них крайне важны. Игра на кооперацию, совместное творчество – для них. Они любят сотрудничать и не любят соревноваться.

Все эти психотипы условны. Если в коллективе преобладает один из типов, остальные отлично дополняют коллег, участвуя в общем мероприятии, но это должно быть мероприятие, которое подходит большинству, и чем-то интересно каждому из типов. Разное соотношение в коллективе зависит от типа проекта и задач бизнеса, каждый делает свой важный вклад.

К примеру, среди руководителей обычно больше Киллеров, поэтому тимбилдинг для топ менеджеров лучше удастся, если это будет соревнование, конкурентная бизнес-игра, а если это тимбилдинг для руководителей и их команды – то можно предложить игру на кооперацию, убедившись, что в команде преобладают Социальщики, при этом быть готовым к тому, что руководителям игра может и не понравиться. Не стоит проводить объединяющий тимбилдинг в помещении офиса, вместо этого лучше выбрать хороший ресторан. И, кстати, вечеринка или шоу Социальникам тоже будет по душе.

Как определить преобладающий тип игроков в команде

Подбирая формат тимбилдинга, неплохо учесть, чего больше всего хочется большинству ваших сотрудников, и дать им именно такой вариант неформального мероприятия, позаботившись, чтобы оно было интересным для всех типов участников.

Узнать, к какому типу участников относитесь вы и какой преобладает в вашей команде, поможет небольшой тест:

1. Что вас привлекает в игре больше всего?
а) принадлежать к команде, коммуникация с другими игроками.
б) решать сложные задачи, получать новые знания.
в) соревноваться друг с другом, выигрывать.
г) получать награды за выполнение задач и достижения.

2. Как вы любите играть?
а) с друзьями, в команде.
б) соперничать один на один.
в) сосредоточиться на индивидуальных задачах.
г) самостоятельно изучать информацию, вести расследование.

3. Что для вас мотив продолжать играть?
а) процесс, совместное достижение целей, помощь другим, учиться взаимодействовать, приобретать друзей.
б) достижения целей и решения задач, получить знания и навыки, становиться лучше, стать экспертом, заработать как можно больше денег.
в) эмоции, адреналин.
г) узнать, как все устроено, открывать новое.

4. Что вы делаете в случае препятствий, неудач, проблем?
а) обращаюсь за помощью к коллегам, к команде.
б) решаю задачу, пока не выполню.
в) смиряюсь с неудачей и продолжаю работу.
г) переключаюсь на что-то другое.

Если большинство ответов:
  • А – вы Социальщик.
  • Б – Накопитель.
  • В – Киллер.
  • Г – Исследователь.

Как узнать, кто есть кто?

Если коллега:
  • Критикует, притесняет, способен на обман, демонстрирует превосходство, позволяет себе насмешки, провокации – скорее всего, это Киллер.
  • Комментирует, помогает другим, склонен делиться, высказываться, обмениваться ресурсами и опытом, оценивать людей, хочет нравиться – Социальщик.
  • Идет до конца, жаждет победы, любит челленджи, вызовы, испытания, сравнивает, бахвалится, провоцирует – Накопитель.
  • Наблюдает, делает открытия, исследует, оценивает, рассматривает, расследует, требует права выбора, обменивается, высказывается – Исследователь.

Выбор типа игры

Так или иначе, в тимбилдинге задействованы игровые технологии. Но какую игру взять в основу? Поиск игры связан с вашей целевой аудиторией. Соревнование привлечет Киллеров, Исследователи пройдут мимо, их сложно будет заманить на такой ивент, Социальщиков заинтересует возможность оценить игроков и улучшить коммуникацию, доверие, наладить связи, Накопителей – предложенные испытания. Если же в игре будут инновации, что-то небанальное, необычное, требующее получения знаний и опыта – Исследователи проявят интерес. Это также способ привлечь Накопителей, которые захотят повысить свои компетенции, выйти на следующий уровень.

С другой стороны, если вы решите организовать игру на кооперацию, на нее хорошо отзовутся Социальщики, но если там будут раздавать места самым успешным, награждать, если там будет что-то необычное и непривычное и можно будет получить знания – это может стать настоящим праздником для всех.
Выбор игры – важная работа. В нашем каталоге есть разные бизнес-игры – достаточно несколько минут изучения их описаний, чтобы быстро понять, чем каждая из них может быть полезна для вашей команды. Предлагаем изучить каталог игр, затем обратиться к нам за советом и узнать о возможностях игровых тимбилдингов подробнее. Работаем с развитием сотрудников через игровые технологии уже более 10 лет, знаем, как давать максимум пользы в каждом конкретном случае. Наши ведущие умеют работать с групповой динамикой, помогать игрокам работать вместе над общим результатом и не скучать. Для некоторых бизнес-игр нужно выделить целый рабочий день, в некоторых случаях данные о каждой мини-команде и каждом участвующем собирают наблюдатели, которые тщательно следят за работой и поведением каждого. Требуется основательная подготовка, ресурсы, время, но оно того стоит!

Читайте также другие наши статьи о тимбилдинге.
Закажите полный каталог игр ManGO! Games