Даже если предложить тимбилдинг в офисе, предложить поиграть после работы – не все останутся, и по разным причинам. Одни – потому что в офисе скучно, недостаточно декораций и в целом «упаковки» мероприятия, еще кто-то – потому что не любит соревноваться, третьи – потому что не любят кооперироваться, а еще одни – потому что скучная программа. Как предложить коллективу то, что ему понравится? Обратимся к классификации игроков по Бартлу. Эссекс Ричард Алан Бартл, создатель одной из первых многопользовательских игр (MUD) и прародитель современных ММО, в свое время заинтересовался тем, что же привлекает пользователей в играх, и разработал модель сегментации игроков. Его психотипы и сейчас учитываются при разработке оптимизации каталогов игр в соцсетях под каждого пользователя.
Чтобы выяснить мотивацию игроков, Бартл рассматривал две шкалы: действие и взаимодействие, игроки и мир. Кому-то интересно действовать самостоятельно, кому-то социализироваться, кому-то изучать игроков, кому-то познавать мир. Так получились психотипы:
- Накопители (Карьеристы). Они накапливают силу, славу, мощь, отбирая ресурсы и блага у других.
- Киллеры. Хотят побеждать, доминировать и превосходить.
- Исследователи. Хотят исследовать игровой мир, не действовать активно и не сражаться.
- Социальщики (Тусовщики). Для них важно общение, социальное взаимодействие.
Накопители стремятся к личностному росту, постоянно преодолевают новые и новые препятствия. Им нравится улучшать свои навыки, вряд ли они пропустят мероприятие, которое поможет им научиться новому и стать лучше в той или иной компетенции или решать те или иные задачи. При этом они лучше выберут самостоятельное обучение, чем командную работу, тренинг, а не спортивное состязание, вечеринку или шоу. Они любят создавать в одиночку.
Киллеры наоборот будут рады посоревноваться. Но при этом они при возможности предпочтут выполнять задания в одиночку, а не в команде. Они будут соперничать, стремиться победить и превзойти всех. Рейтинги, турниры, соревнования – все это их живо интересует. Кооперироваться – не для них. Они любят конкурировать.
Исследователи любят расширять свой кругозор и наблюдать за игровыми механиками, разнообразием контента. Их бы заинтересовали квизы, головоломки, разнообразие заданий, в которых можно применить свой ум. Они категорически не любят соревнования.
Социальщики любят общение, взаимодействие и кооперацию. Для них важна визуальная составляющая мероприятия. Они могут отказаться играть в офисе: упаковка смыслов, декорации, качество реквизита для них крайне важны. Игра на кооперацию, совместное творчество – для них. Они любят сотрудничать и не любят соревноваться.
Все эти психотипы условны. Если в коллективе преобладает один из типов, остальные отлично дополняют коллег, участвуя в общем мероприятии, но это должно быть мероприятие, которое подходит большинству, и чем-то интересно каждому из типов. Разное соотношение в коллективе зависит от типа проекта и задач бизнеса, каждый делает свой важный вклад.
К примеру, среди руководителей обычно больше Киллеров, поэтому тимбилдинг для топ менеджеров лучше удастся, если это будет соревнование, конкурентная бизнес-игра, а если это тимбилдинг для руководителей и их команды – то можно предложить игру на кооперацию, убедившись, что в команде преобладают Социальщики, при этом быть готовым к тому, что руководителям игра может и не понравиться. Не стоит проводить объединяющий тимбилдинг в помещении офиса, вместо этого лучше выбрать хороший ресторан. И, кстати, вечеринка или шоу Социальникам тоже будет по душе.